Платные подписки в России начинают регулировать
Всем привет! С вами Евгений Царев и это мой блог, посвященный правовым аспектам ИТ. Обсуждаем новости, тренды и разные сложности.
В Думе говорили, что в нашей стране подписки на цифровые сервисы есть у каждого четвертого потребителя. При этом пользователи не всегда получают уведомления о списании. Отмечались и трудности с отслеживанием платных подписок, отменой подписки после завершения бесплатного периода, автоматическое продление платных подписок без подтверждения и др.
Теперь с этим будет покончено. Компании будут обязаны предоставлять абонентам полную информацию о подписках, сроках их действия и размере платежей. Данная инициатива призвана защитить пользователей от манипуляций со стороны сервисов. Прежде всего, речь идёт о стриминговых сервисах, видеохостингах и приложениях для чтения электронных книг.
Результаты мониторинга «Цифровая Россия», проведенного в рамках партийного проекта «Единой России», свидетельствуют, что сегодня 25% россиян оформляют платные подписки. Свыше 60% из них забывают их отменять после пробного бесплатного периода. Услугами площадки они при этом не пользуются.
Законопроект крайне востребован в обществе, ведь размер годовой выручки от подписок на цифровой контент в России сегодня достигает 180 млрд рублей, подчеркивает руководитель юридического отдела независимого профсоюза «Новый труд» (НПНТ) Сергей Довгаль. При этом некоторые сервисы не уведомляют потребителей о платной подписке и снятии денег за нее.
По словам спикера ГД Вячеслава Володина, в соответствии с новой нормой в договоры об онлайн‑подписках будет в обязательном порядке включаться информация о сроках действия, размере и периоде платежей. Также будет регламентирован порядок отказа от услуги. Срок действия договора при этом определяется последним днём оплаченного периода.
Новая норма позволит сделать подписки прозрачными, подобно тому, как это в прошлом было с банковскими услугами, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Подписки сегодня никак де‑факто не регулируются. Эту услугу регулируют сами компании, и это основная проблема. Нужно, чтобы государство установило правила игры. И в качестве первого шага к этому в законопроекте всё, в общем‑то, есть», — убеждён аналитик.