Сколько должен стоить ИТ-проект
Мы часто сталкиваемся с вопросом: «Почему так дорого?» Настало время подробно рассказать о том, как рассчитывается стоимость IT-проекта.
Работа компании должна быть рентабельной – окупать все вложенные ресурсы и сохранять перспективы развития. Рентабельность измеряется в процентах и показывает долю прибыли в каждом рубле полученных от проекта средств. Иногда мы ориентируемся на определенный доход, а иногда проект несет в себе имиджевое преимущество. Например, имиджевым для нас было сотрудничество с баскетбольным клубом «Парма».
Разные по масштабу проекты требуют разных расчетов. Один и тот же процент от 100 тысяч и от 10 миллионов имеет разный вес, а труд работающих над проектом людей не может стоить по-разному. У менеджеров на маленькие проекты уходит не меньше, а иногда даже больше времени, чем на крупные. Поэтому во время предварительной оценки мы закладываем больший процент рентабельности в маленькие проекты. Сделки до миллиона рублей должны приносить рентабельность 30% и более. Сделки от миллиона – 20%. Проекты от пяти миллионов рассчитываются индивидуально.
Основные статьи наших затрат:
- зарплаты разработчиков,
- премии менеджеров,
- налоги,
- хостинг, подписки и т. п.
Эти затраты мы учитываем в денежном выражении.
Все остальные издержки (оклады менеджеров и административного персонала с налоговыми отчислениями, аренда и содержание офиса, реклама и маркетинг) мы закладываем в расчеты в виде коэффициента. Его величина оценивается экспертно и зависит от веса проекта в общем портфеле. Вес проекта – это доля всех операционных затрат компании, которая приходится именно на него.
Как происходит оценка проекта?
1. Встречаемся с заказчиком, проводим брифинг. Определяем цели, аудиторию, формат, технические аспекты.
2. Передаем информацию аналитикам. Они предварительно оценивают проект и составляют смету.
3. Проект рассматривает отдел продаж: он выявляет возможные риски, подводные камни, особенности.
4. Смотрим текущую загрузку производства. Сопоставляем ее с дедлайнами реализации проекта. Определяемся, нужны ли дополнительные и внешние ресурсы. Оцениваем технические и менеджментские риски.
5. Оцениваем финансовые риски: готов ли клиент платить аванс или нам необходимо обеспечивать проект своими средствами.
6. Вносим данные в таблицы с формулами.
Разберем один пример наших внутренних расчетов при оценке рентабельности проекта. Смету именно этого проекта вы видели в начале. Это был контракт на разработку мобильного приложения. Предварительная стоимость – 2 401 350 руб.
Считаем стоимость работы каждого специалиста. Для этого умножаем количество рабочих часов на стоимость часа с учетом налогов (см. таблицу ниже). Суммируем полученные результаты. Получаем 992 550 руб.
От предварительной стоимости проекта (2 401 350 руб.) считаем 7% на премии менеджерам и разработчикам. Получаем 168 094,5 руб. Умножаем на налоговый коэффициент, в нашем случае это 1,272. Итог: 213 816 руб.
Не забываем про налоги на доход. В нашем случае они рассчитываются по упрощенной системе налогообложения (УСНО): 6% от стоимости (2 401 350 руб.). Это 144 081 руб..
Для этого проекта необходимо приобретение хостинга и использование аутсорса. На первое необходимо 20 000 руб., на второе – 120 000 руб. В сумме получаем 140 000 руб.
Считаем коэффициент операционных издержек – 20% от стоимости (2 401 350 руб.). Это 480 270 руб.
Складываем все затраты на проект, получаем 1 970 717 руб.
В таком случае прибыль составит 430 633 руб (2 401 350 – 1 970 717). Рентабельность – 18%. Наш норматив для сделок такой категории – 20% Необходимо пересмотреть либо трудоемкость проекта, либо его стоимость.
Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим опытом – пишите нам.
Заказчику, по большому счету, всë равно сколько Вы потратили на проект, его интересует прибыль, которую он получит от проекта. Лучше формировать ценность продукта не через себестоимость+%, а через выгоду от использования. А то так можно долго болтаться на грани рентабельности.
Я как-то занимался мониторингом рынка услуг веб-студий и дигитальных агентств, для того чтобы понять стоит ли мне прокачивать это направление. Представлялся клиентом, которому нужен интернет-магазин и мой коронный вопрос был как раз как в статье — "а чо так дорого?". Обзвонил 50 или около того агенств и хоть бы кто-нибудь рассказал мне про прибыль в ответ. Тем более это логично, мать его, я хочу интернет-магазин, значит я буду продавать, значит мне нужны продажи, не? Чоб не предложить это обсудить? Но нет, усредненный ответ особо не зависел от региона и уровня агенства и примерно соответствовал статье — "Наш сайт и комплекс услуг по продвижению стоят 200к/500к/4кк/15кк, потому что им будет занимать КОМАНДА СПЕЦИАЛИСТОВ из 5/10/15 человек!". Особо отбитые рассказывали про налоги. А меж тем мне как клиенту насрать на вашу команду и связанную с ней арифметику... Особенно при первом касании.
Ну так прибыль заказчика оценить не возможно.
По хорошему конечно в такие бы договора включать KPI заказчика и при их достижениях доп.бонус. В таком случае у IT компании было бы стремление ещё круче делать проект.
Судя по формулам, менеджеры у Вас оч.хороший % получают. В Москве чаще всего все просто на окладах, а топы получают весь кэш.
Коллеги, вопрос, как вы закладываете повышаете планируемую рентабельность проекта - количеством часов или управляеете внешним рейтом (в проектах с повышенной рентабельностью рейт больше)? – "во время предварительной оценки мы закладываем больший процент рентабельности в маленькие проекты. Сделки до миллиона рублей должны приносить рентабельность 30% и более. Сделки от миллиона – 20%."