Пояснения к финансовой отчетности: зачем они нужны и как устроены

Пояснения к финансовой отчетности: зачем они нужны и как устроены

Завершаю цикл статей, в которых объясняю, как инвестору и предпринимателю читать финансовую отчетность. Сегодня рассказываю о важной части отчетности, которая позволяет правильно интерпретировать показатели других отчетов.

Правильно этот документ называется пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, но чаще его называют пояснениями к финансовой отчетности или просто пояснениями. В пояснениях раскрывается информация, которая нужна пользователям финансовой отчетности для принятия решений и не раскрыта в четырех других формах. Поэтому пояснения относятся ко всей финансовой отчетности, несмотря на название. Да и в МСФО похожий документ, который называется примечаниями (Note to Financial Statements), пишется ко всему комплекту финансовой отчетности.

Вот что раскрывается в пояснениях:

  1. Указание, что финансовая отчетность составлена в соответствии с ФСБУ и ОСБУ, или раскрытие отклонений от требований стандартов.
  2. Описание основных видов экономической деятельности компании.
  3. Методология учетной политики компании — без этого не получится правильно интерпретировать показатели остальных форм.
  4. Информация, дополняющая и поясняющая показатели первых четырех форм финансовой отчетности. Например, сведения о первоначальной стоимости основных средств, начисленной амортизации и их изменениях за отчетный период подтвердят, что снижение балансовой стоимости основных средств произошло за счет амортизации, а не за счет выбытия.
  5. Информация, не раскрытая в первых четырех формах финансовой отчетности, но подлежащая раскрытию в соответствии с ФСБУ. Например, сумма обесценения основных средств или способы оценки основных средств в разрезе групп.
  6. Сведения о владельцах и бенефициарах компании. Этому посвящен отдельный стандарт — ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах».
  7. Детализация структуры капитала компании: количество выпущенных и оплаченных акций, номинальная стоимость акций, привилегии и ограничения отдельных типов акций и куча других раскрытий.

Пояснения оформляются в виде единого документа — пояснительной записки. Часть раскрытий делается в таблицах, другие — в виде текста. Приказ Минфина №66н «О формах бухгалтерской отчетности» приводит пример табличных форм, которые часто принимают за обязательные. Но в пункте 4 приказа написано, что содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом этого примера. Поэтому отсутствие там форм для раскрытия информации об объектах учета аренды или инвестиционной недвижимости — не повод не делать требуемые бухгалтерскими стандартами раскрытия.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета заставляют бухгалтера раскрывать гораздо больше информации об объектах учета, чем старые положения по бухгалтерскому учету. Большая часть таких раскрытий делается именно в пояснениях. Поэтому с каждым новым стандартом пояснения будут все подробнее. Жду российских пояснений на уровне международных примечаний: сотня-другая страниц, вместо нескольких жалких табличек. Благодаря этому, пользователь финансовой отчетности сможет лучше понимать состояние дел компании и принимать более взвешенные решения. А ведь бухгалтер работает как раз для этого.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — там много интересного и полезного о бухгалтерии для небухгалтеров! И для бухгалтеров тоже.

11
Начать дискуссию