Экономика Starlink: как и почему Илону Маску удаётся зарабатывать там, где другие теряют

«640 Кб должно быть достаточно для каждого»

Фраза, приписываемая Биллу Гейтсу, основателю Microsoft, 1981 год

Прямо сегодня, в августе 2020 года, мы стоим на пороге грандиозного технологического прорыва. Буквально на днях началось бета-тестирование доступа в интернет через Starlink. Впервые в истории человечества появляется спутниковая группировка, которую действительно можно назвать «глобальной».

На мировую экономику запуск Starlink повлияет примерно так же, как в свое время повлияла паровая машина или дизельный двигатель. Большинство людей еще не осознает последствий. И лишь скептически улыбается.

Точно так же улыбались рабочие-ткачи в Бирмингеме, когда Джеймс Уатт подключал свою громоздкую паровую машину к ткацкому станку. Через пару десятилетий эти рабочие подняли восстание луддитов. Они нападали на мануфактуры и курочили паровые машины, лишившие их работы.

Луддиты, ломающие ткацкий станок
Луддиты, ломающие ткацкий станок

А Рудольфу Дизелю приходилось заказывать печать брошюры многотысячным тиражом. В которой рассказывалось о возможностях его двигателя. Не помогло. В 1913 году предприятие Дизеля объявило о банкротстве. В 1941 дизеля ставили на легендарные советские танки Т-34 и немецкие подлодки VII серии, самое знаменитое оружие той войны. А сейчас эти моторы установлены в 80% всех коммерческих автомобилей.

Теперь, в начале ХХІ века, у нас есть Илон Маск и его Starlink. И новая технологическая революция. Но Маск, в отличие от Дизеля, не стоит на грани банкротства. Даже наоборот — он миллиардер, филантроп и в своем роде звезда. В этой статье я расскажу вам, в чем заключается экономика Starlink и как Илону Маску удается зарабатывать там, где у других не получается.

Мечтатель-визионер или расчетливый маркетолог?

Примерно 200 000 выпускников только в США каждый год получают степень магистра в области бизнеса (MBA). Это будущие топ-менеджеры и владельцы предприятий из списка Форбс. Вне зависимости от вуза и специализации все они изучают предмет «Основы маркетинга». Начинают с учебника Филиппа Котлера, который так и называется. Книга такая популярная, что с 1980 года пережила 17 изданий в США и 8 в Европе только на английском языке.

Несмотря на статус учебника, текст читается легко. Ведь каждое понятие в нем иллюстрируется примером из историй реальных компаний. Собственно, поэтому его и переиздают каждые несколько лет. Меняют примеры из бизнеса на более современные. Например, вместо создания чипсов Pringles в 60-х, рассказывают о выходе на рынок процессоров Intel в 90-х.

Только в восьмой главе, посвященной разработке новых продуктов, Филип Котлер объясняет тему не на реальном примере, а на гипотетическом. Описывая процесс инноваций в 80-е годы прошлого века он рассказывает о создании и выводе на рынок электромобиля.

Tesla в теории и на практике

Читая эти строки сегодня, поражаешься — да ведь перед нами один в один описание истории Tesla! Да, ведь Илон Маск все сделал по учебнику! Даже позиционирование каждой модели из линейки вплоть до буквы соответствует тексту учебника по маркетингу!

Удивительно: за три десятилетия более миллиона предпринимателей и топ-менеджеров прочитали одну и ту же книгу. Но только один из них сумел реализовать прочитанное на практике. Как будто построил бассейн из задачки «Через одну трубу наливается X литров, а через другую выливается Y». Все знали, все читали, но сделал только один.

Кстати, у Илона Маска нет степени магистра в области бизнеса. Есть только в искусстве и науке (физика).

Как у него получилось

Никакой магии, только чистый маркетинг. Люди платят не за товары, а за удовлетворение потребностей. Им нужны не сами сверла, а дырки, которые ими можно просверлить. Не кольцо с бриллиантов, а «да» от девушки, получившей это кольцо в подарок.

Так и с электромобилями. Предшественники Маска напирали на экономичность. Мол, эксплуатация в два раза дешевле, чем у бензинового. Но кому нужна экономия в наше сытое время? Когда американская семья ездит на огромном пикапе с 6-литровым двигателем и тратит на топливо не более $300 в месяц.

А Илон Маск предложил кое-что большее, чем маленький расход. Одним он дал спасение планеты Земля, борьбу с глобальным потеплением. Бесплатные помощники, вроде Греты Тунберг, оказали поддержку. Другие от покупки Tesla получили возможность пользоваться самыми современными технологиями. Ну как же, это тот парень, который строит космические корабли! Он же и в автомобиле своем применил те же самые технологии. Маск даже запустил одну Tesla в космос, чтобы укрепить эту связь.

Tesla Roadster в космосе spacex.com
Tesla Roadster в космосе spacex.com

И миллионы людей по всему миру репостят эту фотографию и ролик в социальных сетях. Интересно, а сколько из них делали репост рекламы Форд или Фольксваген?

Маленький успех SpaceX в космосе − огромный рост акций Tesla на фондовой бирже

Да, именно так это работает. Небольшая (по американским меркам) частная компания Илона Маска SpaceX помогает росту акций публичного акционерного общества Tesla. Сухие цифры, они лучше тысячи слов:

Вы все правильно поняли. Tesla выпускает очень мало автомобилей. Но если продать эту фирму, можно купить всю первую десятку мирового автопрома.

В чем логика инвесторов

Нет, это не ошибка искусственного интеллекта, занимающегося алгоритмическим трейдингом. И не всеобщее помешательство.

Инвесторы прекрасно понимают, что инженеры Тойота лучше разбираются в конструировании автомобильной подвески. А дизайнеры из Даймлера способны создать такой салон для машины, роскоши которого поразился бы сам царь Соломон.

Старые автопроизводители умеют создавать машины. А Илон Маск умеет их продавать. Именно это и ценят инвесторы. Потому и вкладываются. Ведь что толку с того, что Фольксваген «собаку съел» на разработке недорогих авто с дизельным двигателем? Если единственное, до чего додумались маркетологи этой фирмы, чтобы повысить продажи в США — это занижение показателей реального содержания вредных веществ в выхлопе?

Что такое Starlink на самом деле

Все, что Илон Маск сделал со SpaceX и Tesla войдет в учебники по маркетингу. Но это мелочи, по сравнению с его новым планом. Starlink воссияет так ярко, что затмит собой все предыдущие успехи.

Пока представители среднего класса восхищаются успехами SpaceX в пилотируемой космонавтике. Пока астрономы негодуют из-за того, что новые спутники мешают их наблюдениям. Пока Илон Маск еще ни словом не обмолвился о том, что он хотя бы планирует в далеком будущем превратить Starlink в публичную компанию и выйти на биржу.

Но самые богатые уже поняли — тут пахнет огромными деньгами.

Сейчас, когда управляющий из известного инвестиционного банка приходит к миллиардеру и предлагает свои услуги, он сразу дает обещание — «Как только Starlink выйдет на IPO, мы поможем вам купить его акции». Ведь без этой гарантии ни один разумный состоятельный человек не подпишет договор. Никто не желает пролететь мимо самого масштабного проекта начала ХХІ века.

Не новый товар, а новый рынок

Примерно 90% людей, читающих о развитии проекта Starlink, думают так:

«Это интернет для реднеков, живущих в горах Монтаны или степях Альберты. Стоит дорого — больше $100 в месяц. А я сейчас плачу кабельному оператору только $40. При этом скорость не выше, чем у 4G. Как у моего сотового оператора. Только вместо маленького смартфона, нужно ставить огромную антенну. Нет, это мне не интересно. Пусть нефтяники и геологи покупают».

Точно так же думали большинство обывателей, когда в 80-х годах прошлого века компания Atari выпустила на рынок первые игровые приставки.

Atari 5200 wikipedia.org
Atari 5200 wikipedia.org

Тогда эта коробочка, подключаемая к телевизору, стоила огромных денег — целых $199. Если перевести с учетом инфляции в современные деньги, получится примерно $839,30. Как месячная зарплата нелегала-чернорабочего.

А чтобы поиграть на автомате в торговом центре, хватало и четвертака — $0,25.

Восьмидесятые в стиле диско

Тогда, в начале 80-х, японская фирма Sony стояла на грани банкротства. Но продукт Atari все изменил. Уже в 1994 японцы выпустили свою первую PlayStation. Постепенно превратившуюся в главный товар компании.

Кто мог вообразить подобное в 1980? Может, мечтатель-визионер Билл Гейтс? Нет, он тогда считал, что 640 Кб хватит всем. Ибо собирался делать операционную систему для бизнесменов. Этого вполне достаточно для работы с электронными таблицами.

Логично — у революционного процессора Intel 8086/8088 адресных линий на выходе как раз хватало на работу с 1 мегабайтом памяти. Заберем немного на ПЗУ (где хранится операционная система Билла Гейтса), еще меньше — на графику. Пользователю остаются те самые 640 Кб.

Так бы и было. Компьютер — для бизнесмена, в офис. А дети пусть играют на автоматах, в торговых центрах. Вот тебе, сынок, 5 долларов, меняй на четвертаки и два часа не вылазь из салона, пока мы с мамой пойдем по магазинам.

Новая индустрия

Но тут появляется никому не известная Atari и доказывает всем — в видеоигры можно играть дома. И не только детям, но и взрослым. Тут все и завертелось.

Вы сейчас пытаетесь представить, во что превратится Starlink? А вы могли себе представить тридцать лет назад, что появятся компании, производящие видеоигры? Никто не мог себе представить.

А теперь у нас есть Rockstar Games. Фирма вложила в художников и сценаристов $256 млн и выпустила в 2013 году игру Grand Theft Auto V. Всего за первые сутки игра продалась на $815 млн.

А в 2018 году, через пять лет после выхода, продажи достигли рекордной отметки в $6 млрд.

Игра стала самым прибыльным развлекательным продуктом в истории человечества. Обогнав все, что делает Голливуд (со столетней историей) в разы. Кстати, и до сих пор продается.

Индустрия Старлик

Сегодня то же самое делает Илон Маск. Своим проектом Starlink он создает новую индустрию.

Чтобы Rockstar заработала свои миллиарды, у людей должны были появиться быстрые, мощные компьютеры дома.

Компании заработают еще больше миллиардов, когда у нас дома появится интернет от Starlink. Быстрый, мощный и доступный, как воздух.

Козырь в рукаве: какая скорость у Starlink на самом деле

О, вы уже вспомнили про 20 миллисекунд задержки и 10 мбит/сек — характеристики услуги Starlink на этапе бета-тестирования?

Можете забыть эти цифры. У приставки Atari 2600 не было даже 1 Кб памяти. Всего лишь 128 байт. Starlink уже сейчас способен предложить более высокую скорость передачи данных. Но только не тем, кто качает сериалы из интернета. Что с них взять? Только $100 в месяц. А тем, кто готов заплатить за скорость немного больше. Хотя бы $100 000 000.

Хочешь, чтобы миллиардеры платили тебе? Учи физику

Летом 2009 года американские финансисты все еще находились в состоянии шока после мирового кризиса. Им не было дела до законов физики. А Дэн Спайви хорошо знал эти законы.

Поэтому он скупал небольшие участки земли, находящиеся на прямой линии, соединяющей Нью-Йорк и Чикаго. Вернее, не сами участки, а право прокладки кабеля. За любые деньги, на любых условиях. Местные жители смеялись, шутили, недоумевали.

А Спайви реализовал свой план. Просто соединил сервера, расположенные рядом с биржей Chicago Mercantile Exchange в Чикаго, с аналогичным центром, расположенным рядом с биржей Nasdaq в г. Картерет, штат Нью-Джерси.

Суть проекта блестяще описал журналист Майкл Льюис в своей книге о высокочастотном трейдинге «Flash Boys». Дадим ему слово:

«Спайви понял, насколько велика разница между реальной скоростью проведения сделок между двумя этими биржами и теоретически возможной. С учетом скорости распространения света в оптическом кабеле трейдер, желающий торговать на двух биржах одновременно, мог бы отправлять свои приказы из Чикаго в Нью-Йорк и обратно примерно за 12 мс (миллисекунда равна 0,001 с).

Это приблизительно в 10 раз быстрее, чем требуется человеку, чтобы резко моргнуть. Скорость передачи данных, которую предлагали разные операторы связи (Verizon, AT&T, Level 3 и др.), была ниже этого и к тому же непостоянной. Сегодня для отправки приказов в оба центра требовалось 17, а завтра 16 мс. Если повезет, некоторые трейдеры натыкались на маршрут со скоростью 14,65 мс, контролируемый Verizon.

Трейдеры называли его «золотым», поскольку, случайно оказавшись на нем, получали возможность первыми воспользоваться разницей в ценах между Чикаго и Нью-Йорком.»

….

Линии, выходившие из Чикаго и Нью-Йорка, поначалу стремились друг к другу по прямой, но, добравшись до Пенсильвании, начинали вилять и изгибаться.

….

Время передачи сигнала из Чикаго в Нью-Джерси и обратно сократилось до 13 миллисекунд. Задавшись целью проложить линию длиной менее 1352 км, они добились большего — протяженность линии составила 1331 км".

Оцените красоту идеи

То есть, Спайви проложил оптоволоконный кабель между Чикаго и Нью-Йорком. В самой технологически развитой местности. Где уже и до того лежало оптоволоконных кабелей больше, чем где бы то ни было.

Но Спайви проложил свой по прямой лини. Чтобы сэкономить примерно 2 миллисекунды.

Как вы думаете, за сколько он продал эти две миллисекунды?

Абонплата за пользование его интернетом составила $300 000 в месяц. Сразу нужно было заплатить $14 000 000. Без гарантий. Без дополнительных услуг. Эти цены предлагались только 200 первым клиентам. Следующие платили больше.

Как думаете, сколько финансовых компаний купили у него доступ в интернет? Это сделали все.

Илон Маск развивает идею

Еще немного физики. Скорость света в оптоволоконном кабеле на 47% ниже, чем в вакууме.

То есть, трейдер, посылающий приказ на продажу акций получает преимущество в 47% перед тем, кто отправляет такой же приказ, но по оптоволоконному кабелю.

По тому кабелю, где скорость обмена данными — 100 мбит/сек. Или даже больше. Вот только для приказа на продажу акций не нужны гигабайты. Даже мегабайты не нужны. Так, пара-тройка инструкций. Что-то вроде «Продайте все акции Майкрософт, Амазон и Гугл. И на все вырученные деньги купите акции Starlink». Можно уложиться в 100 байт. И заработать 100 миллионов.

Спутники Starlink

Еще на раннем этапе Илон Маск заявил, что его спутники будут обмениваться данными с помощью лазерного луча. Они ведь находятся в режиме прямой видимости, в безвоздушном пространстве, то есть, в вакууме.

Нью-Йоркскую и Лондонскую биржи сейчас разделяют примерно 12 800 км. Понятное дело, кабеля между ними проложены ровно по прямой. Насколько это вообще возможно. Лазерный луч преодолевает это расстояние примерно за 62,7 мс. Если добавить к этому перевод из электрического сигнала в световой и обратно, другие задержки, получим 76 мс.

Подсчитать, сколько времени займет аналогичная операция в сети Starlink, сейчас сложно. Мы не знаем многих деталей. Но попытаться можно. Например, попытался это сделать Марк Хандли, профессор факультета коммуникаций University College London.

Рассчитываем реальную скорость

Наибольшая проблема в расчетах — это вычисление задержки. Времени, необходимого сигналу для того, чтобы пройти от Земли до спутника. Хандли оценил задержку передачи сигнала на существующие космические аппараты, расположенные на геостационарной орбите (35 788 км) — 240 мс. Для телевидения — нормально, для интернета — уже медленно.

Спутники Starlink будут «висеть» значительно ниже, примерно в 500 км над поверхностью планеты. Поэтому теоретическая задержка прохождения сигнала должна составить 3,6 мс.

Дальше сигнал нужно преобразовать в лазерный луч и передать на следующий спутник. Там он опять превращается в электрический, на приемнике. И опять в лазерный — на передатчике. Чтобы отправиться на следующий спутник.

Аппараты Starlink, в отличие от геостационарных спутников, не «висят» над одним участком Земли, а несутся в пространстве с огромной скоростью. Конфигурация постоянно меняется. Для передачи сигнала из Лондона в Нью-Йорк, в среднем, нужно пять спутников.

Даже с учетом всех этих нюансов, информация из Лондона в Нью-Йорк дойдет за 43 миллисекунды.

Если бы существовал идеальный кабель, проложенный по идеальному маршруту, нам бы все равно не удалось выйти за пределы 55 мс. Только за счет разницы в скорости света в вакууме и оптоволокне, мы получим прирост в скорости примерно 28%

Десять лет назад 200 крупнейших финансовых компаний США заплатили суммарно более $2,8 млрд за разницу в 2 миллисекунды между двумя городами. Только 2 биржи и 15% разницы.

А у Илона Маска есть ВСЕ биржи мира и 28% разницы в скорости.

Поэтому Starlink не меняет правила игры на рынке спутниковых коммуникаций. Он создает новый рынок и сам диктует правила игры на нем для всех.

При этом большинство из 7,59 млрд населения Земли считает Илона Маска визионером и мечтателем. А воротилой финансового рынка, акулой капитализма и просто «рептилоидом» называют мелкого спекулянта, пожилого Джорджа Сороса.

Ссылки на источники

3131
16 комментариев

Комментарий недоступен

19

ну более менее посыл понятен

Не знаю как это должно изменить глобально мир, по заявлению автора статьи. В тех странах, в тех городах, у тех людей, которые влияют на мир сейчас и меняют мир сейчас, проблем с интернетом нет.

5

О, русский отдел PR-службы Маска на VC зашёл.

3

Зеленков ты себя недооцениваешь. Ты тоже можешь как Маск. Би симпл, джаст ду ит.

2

У автора что в статье, что в голове каша. В начале он пишет, что Старлинк повлияет на мировую экономику также, как в своё время повлияла паровая машина (которая, по сути, запустила промышленную революцию). Потом долго скачет с одного на другое, потом обратно и куда-то в сторону, но по сути касается только преимуществ для высокочастотного трейдинга. И как же это изменит мир? Надеюсь, автор понимает, что трейдеру пофиг на реальную скорость передачи сигнала - ему важно, чтоб у него она была выше, чем у остальных. Ну или хотя бы не ниже. Допустим, расчеты в статье правильные. Тогда все трейдеры перейдут на Старлинк и окажутся в примерно равных условиях. Как и сейчас. Не понимаю, какие изменения это привнесет в мир, кроме изменения капитализации Старлинка.

2