Реестр МТК: обзор от А до Я

С конца 2023 года одной из наиболее обсуждаемых тем в российском бизнес-сообществе стала новая мера государственной поддержки предпринимательства – Реестр малых технологических компаний.

Получение статуса МТК открывает новые возможности для развития бизнеса и значительно упрощает взаимодействие с государственными структурами. Как попасть в этот «закрытый клуб» и получить доступ к дополнительным мерам господдержки - рассказываем в статье.

Кратко о Реестре МТК

Реестр МТК создан в 2023 г. на основании Постановления Правительства РФ от 02.11.2023 г. №1847. Оператором, уполномоченным на его формирование и ведение, выступает Минэкономразвития России.

Одна из ключевых целей Реестра - создание специального правового режима для обособленной группы компаний из числа малого технологического бизнеса, обеспечивающего упрощенную процедуру получения ими господдержки на развитие деятельности по разработке и производству продукции (работ, услуг) с применением технологических инноваций.

Критерии МТК

Компания-претендент на присвоение статуса МТК должна соответствовать ряду критериев, базовыми среди которых являются выручка и реализуемые виды экономической деятельности.

Выручка: верхний порог за предыдущий календарный год не должен превышать 4 млрд рублей. При этом в зависимости от фактических объемов МТК относится к одному из следующих видов:

- стартапы с минимальным размером выручки (менее 1 млн руб.);

- стартапы (1 - 300 млн руб.);

- ранние компании (300 млн - 2 млрд руб.);

- зрелые компании (2-4 млрд руб.).

Виды деятельности: основной ОКВЭД компании должен соответствовать одному из 60 видов деятельности, входящих в Перечень, утвержденный Правительством РФ. Компании, не удовлетворяющие данному критерию (например, занимающиеся добычей полезных ископаемых, производством алкоголя и табака, производством мебели, организацией и проведением азартных игр и др.) получить статус МТК не смогут.

Существует также дополнительная группа критериев, характеризующих инновационный и технологический уровень компании, а также наличие реального спроса на реализуемую ею продукцию. Здесь подтверждение соответствия осуществляется экспертным путем на основании информации и документов, предоставленных компанией-заявителем.

Как попасть в Реестр МТК?

Существует 2 пути.

1. Упрощенный (бесплатно). Данный вариант возможен в случае, если компания:

- включена в Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности;

- в течение последних 3 лет получала любую финансовую государственную поддержку инновационной деятельности (в форме займа, кредита, субсидии, гранта, налоговых льгот и т.д.).

В рамках данного сценария от компании требуется минимум усилий – предоставить институту развития, оказавшему поддержку, официальное согласие на включение в Реестр МТК. Далее в рамках межведомственного взаимодействия вся необходимая информация о компании передается в Минэкономразвития, где происходит проверка на соответствие базовым критериям МТК. В случае положительного результата в Реестре появляется новая запись, а компания получает соответствующее уведомление.

2. Стандартный (на платной основе). В случае, если компания не может пойти по простому пути для получения заветного статуса, есть другой вариант - пройти процедуру независимой экспертизы. Для этого необходимо подать заявку в один из 3 центров экспертизы МТК:

· ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»;

· НО «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (при фонде «Сколково»);

· АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций».

Заявление на проведение экспертизы МТК подаётся в электронном виде через личный кабинет, зарегистрированный на интернет-ресурсах выбранного центра экспертизы. Вместе с заявлением на проверку направляется пакет документов, подтверждающих соответствие компании дополнительным критериям оценки, отражающим уровень научно-технического потенциала и имеющихся возможностей для создания и применения инновационных технологий в своей деятельности. В рамках каждого направления оценки должен быть приложен один или несколько документов.

Реестр МТК: обзор от А до Я

Направления оценки и перечень сведений/документов, предоставляемых на экспертизу:

  • Объём выручки за прошедший календарный год. Подтверждается бухгалтерской отчётностью, принятой налоговым органом.
  • Наличие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Подтверждается патентами или свидетельствами о госрегистрации, договорами и актами об отчуждении исключительных прав и пр. Также принимаются заявки на регистрацию, которые на момент подачи заявления находятся в стадии рассмотрения (срок с даты их отправки в Роспатент не должен превышать 3 года).

3. Наличие опыта разработки/производства продукции, оказания услуг или выполнения работ с применением инновационных технологий. Подтверждается договорами с конкретными потребителями на поставку продукции, оказание услуг или выполнение работ; актами внедрения или испытаний продукции, отчётами о НИОКР, технической документацией на продукцию и т.д.

4. Соответствие доли выручки от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства и доли выручки по основному виду экономической деятельности за предыдущий календарный год минимальным значениям, определенным Правительством РФ. Подтверждается принятой налоговым органом декларацией по налогу на прибыль, а также справкой о подтверждении основного вида экономической деятельности за предшествующий календарный год и уведомлением о размере страхового тарифа на указанный период.

5. Наличие спроса (в том числе потенциального) на продукцию, работы или услуги компании. Подтверждается договорами о поставке продукции, оказании услуг или выполнении НИОКР с использованием продукции; лицензионными договорами в отношении продукции; предварительными договорами, протоколами, соглашениями о намерениях; письмами поддержки от потенциальных потребителей и т.д.

6. Уровень квалификации сотрудников, обеспечивающих полный цикл от разработки до коммерциализации продукции. Подтверждается дипломами, аттестатами и иными документами об образовании; сертификатами о повышении квалификации; резюме ключевых работников и руководителей; трудовыми книжками, должностными инструкциями, трудовыми договорами; сведениями об участии работников в научных проектах, наличии у работников публикаций, выступлениях на тематических мероприятиях; сведениями о наличии у работников зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности и т.д.

7. Достаточность инфраструктуры и материально-технической базы для осуществления разработки и производства продукции (оказания услуг, выполнения работ) с применением инновационных технологий. Подтверждается реестром основных средств; фотоматериалами; перечнем доступного оборудования, программного обеспечения, зданий и сооружений и т.д.; договорами аренды, купли-продажи зданий, сооружений, оборудования, лицензионными договорами на ПО и т.д.

8. Наличие у продукции, услуг или работ конкурентного преимущества, выражающегося через показатели экономической эффективности, повышение производительности труда или создание новых рынков. Подтверждается сведениями об инновационных технологиях и создаваемой с их помощью технологичной продукции (в том числе с описанием её технологических характеристик и производственных процессов); сведениями об опыте разработки и внедрения технологических продуктов, созданных на базе инноваций; анализом рынка и конкурентным анализом; планом развития компании и создаваемого инновационного продукта на 5-летний период.

Каждая компания сама определяет формат и состав документов, предоставляемых на экспертизу, ориентируясь на примерный перечень, представленный выше. При этом обязательными к представлению являются только сведения об объёме выручки и имеющихся правах на РИД. Отсутствие всех прочих материалов не является основанием для отказа в проведении экспертизы.

Наш опыт показывает, что при формировании пакета документации для более чёткого структурирования и изложения информации по всем критериям экспертной оценки желательно (но не обязательно!) приложить к заявлению бизнес-план, усилив его соответствующими подтверждающими документами.

После прохождения формальной проверки на соответствие компании базовым критериям МТК и осуществления оплаты (стоимость услуг для всех центров едина и составляет 51 751 руб.), пакет документов направляется на рассмотрение нескольким независимым экспертам, которые проводят оценку. При этом положительное заключение выдаётся только заявителям, получившим по каждому критерию оценки «проходной» балл (не ниже минимально установленного значения).

Если в процессе проверки окажется, что информации представленной компанией, недостаточно для подтверждения её соответствия требованиям МТК, центр экспертизы может направить запрос на предоставление дополнительных сведений или документов (не более 2 запросов в рамках 1 экспертизы). Важно своевременно и максимально эффективно использовать этот «второй шанс», чтобы повысить вероятность успешного прохождения в Реестр.

Результатом экспертизы является заключение, отражающее решение комиссии о соответствии или несоответствии компании требованиям, предъявляемым к МТК. Действует оно в течение 3 лет с момента оформления (для МТК из медицинской и фармацевтической отраслей – 5 лет).

На основании положительного заключения Минэкономразвития России присваивает компании статус МТК и создаёт соответствующую реестровую запись. В случае отрицательного результата экспертизы, процедуру можно пройти повторно, выполнив предварительно «работу над ошибками». Важно: новая итерация предполагает повторение полного цикла действий в рамках процедуры, включая оплату за её проведение.

Что даёт статус МТК?

Среди преимуществ, которые приобретает компания вместе со статусом МТК, можно выделить:

· получение дополнительных баллов в рамках экспертной оценки заявок на конкурсы, проводимые институтами развития (ФСИ, фонд «Сколково», ФРИИ);

· более выгодные условия кредитования в рамках льготных программ для технологичных компаний:

- сниженная процентная ставка;

- увеличенный лимит на максимальный размер кредита;

- послабление требований к пороговым значениям показателей для вхождения в кредитные программы (сроку ведения деятельности, объему выручки и т.д.).

· сокращение количества проверочных и контрольных мероприятий со стороны институтов развития на этапе принятия решения о предоставлении отдельных видов поддержки.

Все это даёт компаниям мощный стимул к развитию, позволяя более эффективно распределять имеющиеся ресурсы и фокусироваться на решении задач, связанных с созданием и внедрением в экономику страны технологических инноваций.

Компании, получившие статус МТК, могут рассчитывать на различные меры поддержки от институтов развития и ведомств (см. картинку).

Реестр МТК: обзор от А до Я

Данный перечень не является исчерпывающим, т.к. на правительственном уровне ведётся непрерывная работа по его расширению и уже до конца 2024 г. ожидается запуск новых программ и льгот.

Кроме того, статус МТК это одна из имиджевых составляющих современной инновационной компании (почти как резидентство «Сколково»). Он подтверждает высокий научно-технический и инновационный потенциал, обеспечивая «вотум доверия» со стороны инвесторов и институтов развития.

Как не потерять статус МТК?

Статус МТК сохраняется за компанией в течение 3 лет. Причём в зависимости от способа получения этот срок отсчитывается с даты получения гос. поддержки либо с даты выдачи экспертного заключения. Далее, при условии соответствия компании критериям, статус может быть продлён:

- автоматически (для получателей гос. поддержки);

- по заявлению (при прохождении процедуры независимой экспертизы).

Минэкономразвития России через каналы межведомственного взаимодействия осуществляет ежегодный мониторинг МТК на предмет их соответствия базовым критериям, по итогам которого может быть принято решение о досрочном прекращении статуса и исключении из Реестра. Основанием для этого может являться:

- превышение компанией максимально допустимого объёма выручки;

- изменение основного ОКВЭДа на ОКВЭД, не входящий утверждённый Правительством РФ перечень;

- непредоставление в налоговый орган отчётности, позволяющий оценить объём выручки компании за отчётный период;

- внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности компании;

- отсутствие в течение установленного срока (34 месяца – для изобретения, 24 месяца – для полезной модели, 3 месяца – для иных РИД) факта государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности, наличие заявки на регистрацию которого являлось основанием для признания соответствия компании критериям МТК (в случае получения статуса по итогам экспертизы).

Обобщая информацию, можно сделать следующие выводы:

1. Получение статуса МТК - выполнимая миссия для большинства представителей МСП, занимающихся созданием и внедрением инноваций.

2. Опыт участия в отборах на получение государственной поддержки (пусть даже не вполне успешный) это плюс. Он обеспечивает хороший задел в части документационного обеспечения деятельности компании, понимание общих принципов и механизмов экспертной работы институтов развития.

3. Вхождение в Реестр МТК через институты развития и иные организации, осуществляющие гос. поддержку, оптимальный сценарий для компании.

4. Статус МТК не только даёт преимущества и обеспечивает более выгодные условия использования инструментов государственной поддержки, но и упрощает доступ к частным и венчурным инвестициям, необходимым для развития технопроектов.

5. Поддержание статуса не требует никакой дополнительной активности, создающей отток ресурсов от основных процессов (например, подготовки отчётности или приёма проверяющей комиссии). Достаточно чётко настроенной и эффективной системы менеджмента внутри компании.

Очевидно, что преимущества, которые даёт статус МТК, значительно превосходят ресурсозатраты на его получение (даже если рассматривать наиболее сложный путь через экспертизу) и поддержание. Вхождение в Реестр — это своего рода «лифт» для технологических компаний, создающий точки роста и развития в условиях стремительно изменяющейся рыночной ситуации и усиливающейся конкуренции за государственное финансирование, а также частные и венчурные инвестиции.

Благодарим за внимание к статье! Если у вас остались вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях, и мы с радостью ответим.

Если вам интересны вопросы поддержки бизнеса, и вы хотите узнать больше - подписывайтесь на нас в Telegram. Мы подробно разбираем актуальные возможности и делимся полезными советами.

Автор статьи: Марина Антонова, руководитель отдела сопровождения отчётной документации компании DocSourcing.

Начать дискуссию