ГК Самолет: разбор полета, переходящего в пике

ГК Самолет: разбор полета, переходящего в пике

Впечатляющее падение что акций, что бондов Самолета + всякий разноплановый негатив в инфополе быстро убрали очарование «топ-1 застройщика» и заставили таки посмотреть внимательнее на цифры

Цифры не особо свежие, у нас есть только финотчет за 1п 2024, и отталкиваться придется от него – квартального не будет, а годовой еще очень нескоро

  • Выручка: 170,8 млрд. (+68,5%)
  • EBITDA: 43,1 млрд. (+61,7%) LTM: 88,6 млрд.
  • Прибыль: 4,7 млрд. (-49%)
  • Долг чистый без эскроу: 610,7 млрд.
  • Долг/EBITDA LTM: 6.9х
  • Фин.расходы чистые: 36,5 млрд. (х2.6)

Тут вполне достойный рост на верхних уровнях, но ниже подключаются долги. По ним есть несколько нюансов:

🔹Самолет в своих отчетах корректирует ебитду на штрафы за задержку ввода проектов – но это не разовый фактор, такая задержка имеет место и сейчас (по данным Дом.РФ – порядка 30% / по данным ЕРЗ – 43%, в любом случае – как минимум на уровне, а возможно и сильно выше средней для компании)

Штрафы существенные, в 1п’24 заплатили почти 8 млрд., и это деньги, которые могли пойти на обслуживание долга

🔹Средства на эскроу в нынешней ситуации не слишком показательны, т.к. их нельзя моментально использовать для оптимизации портфеля, и они не приносят фин.дохода

🔹Вместе с тем, ~2/3 заемных денег получены по проектному финансированию, обслуживаются под льготную ставку 0,5-5,8%, что сильно снижает общую нагрузку. Без них модель Самолета нежизнеспособна совсем ни в каком виде, ну это у многих так

🔹Все это я к тому, что часто считают по Самолету долг к ебитде с учетом эскроу, или проценты к ебитде, скорректированной на штрафы, – для понимания ситуации сейчас такое не очень правильно. Для грубой прикидки считаю вполне корректно смотреть на чистые финрасходы

За 1п’24 эти расходы выросли кратно, съели большую часть прибыли и утроили минус по ОДП. Для активно масштабирующегося бизнеса это не так, чтобы совсем нормально, но еще приемлемо

🩸Проблема, что ждать от Самолета сравнимых темпов роста после сворачивания льготной ипотеки – было излишне оптимистично. Недавняя операционка подтвердила: объемы продаж в 3 квартале снизились г/г на 45% в метрах и 37% в деньгах

Динамика опер.результатов хорошо кореллирует с выручкой Самолета. Отсюда можно предположить, что в некоем не самом хорошем, но и далеко не самом плохом сценарии:

  • финрез 2 полугодия г/г тоже ухудшится, до ~100-120 млрд.
  • Расходы по долгу вырастут до ~40 млрд. (как минимум добавятся августовские бонды, плюс возможные рефинансы по банкам)
  • И ебитда в этом случае уже никак не позволит их перекрыть, там хорошо, если 35 млрд. наберется

💰 Это не выглядит моментальным дефолтом/банкротством: на сейчас у компании есть 25 млрд. кэша на счетах и процесс можно растянуть по времени. Но на дистанции еще в год-полтора в нынешних условиях – дорога однозначно туда

Задача Самолета – дожить до смягчения ДКП и быстро вернуть свое на том отложенном спросе, который формируется сейчас

Вывод из пикирования начинается на определенной высоте, гарантирующей безопасность полёта, и скорости, меньшей, чем предельная скорость пикирования

Что можно сделать для этого – навскидку:

  • самое очевидное и наименее реалистичное: ускорить стройку (допустим, были какие-то разовые задержки в 3 квартале, или еще как, давайте думать, подсказывайте © 😁) и соответственно высвобождение денег с эскроу + нормализовать темпы ввода, чтобы снизить нагрузку по штрафам
  • сократить темпы запуска новых проектов
  • где-то что-то еще дозанять
  • допэмиссию в рынок или привлечь инвестора на докапитализацию (возможно, то что они сейчас и пытаются сделать, если верить «анонимным источникам» Форбса?)

Для облигационеров – все варианты в целом норм, для акционеров большинство неинтересные. Запас по времени пока *вроде как* есть

👉Общий вывод: если твой бизнес это брать денег из тумбочки (льготные кредиты), превращать их в товар, а потом брать еще денег из той же тумбочки (льготная ипотека), чтобы свой товар продать, – то стоит иметь хоть какой-то план на случай, когда хозяин тумбочки закроет ее на ключ. Был ли такой план у Самолета – скоро узнаем (говорят, что был)

Важные чекпоинты:

  • оферта по крупному выпуску RU000A104JQ3 на 20 млрд. уже в начале февраля 2025, и дальше 2 оферты в мае по RU000A0ZZZZ2 и RU000A0JWYJ0 суммарно на 22,5 млрд.
  • обновление кредитных рейтингов – начало января у АКРА и начало февраля у НКР (здесь без всяких вопросов надо снижать, интерес даже не в буковках, а в том, как именно увидят всю ситуацию и тайминги по ней агентства)
  • годовой финотчет (ориентир – апрель-2025)

Мой телеграм, где много интересного: https://t.me/mozginvest
(пишу про облигации и акции РФ, ЦФА)

22
12 комментариев

Стройку при фиксированном бюджете значимо ускорить невозможно, это очевидно. Ускорять, резко увеличивая затраты никто не будет. Для улучшения ситуации оптимизируют затраты, не платят субчикам, сокращают персонал, останавливают проекты с далеким сроком ввода. То есть компанию ждет жесткая посадка. Но для "якорных" акционеров это хорошо, когда ситуация в экономике исправится, компания сможет восстановиться. Спекулянтам не повезло.

1
Автор

вот я тоже думаю что оптимально притормозить по будущим проектам, тогда баланс плавно выровняется, что для акций "компании роста" тоже боль, но кто сказал, что будет легко. Другое дело что это же вещь инертная, и останавливать не сразу, и запускать потом тоже, и есть соблазн попробовать проскочить без этих мер, на тоненького)

1

А вот это непонятный момент - если бюджет фиксирован, а не cash flow - то что мешает его раньше потратить наняв больше подрядчиков?

Привет ребята

1
Автор

Привет коль не шутишь

Привет, свидетелям бетонного ниппеля