Как мы реанимировали бухгалтерию клиента, после того, как ее вел банк

Сейчас от банков поступают невероятно «заманчивые» предложения: «вы откройте у нас счет, а мы за вас и налоги рассчитаем, и отчеты сдадим. Бухгалтер вам точно не понадобится. Главное — ни о чем не беспокойтесь». И клиента действительно ничего не беспокоит. Правда, недолго, до первой проверки, когда и может выяснится, острая недостаточность бухгалтерии.

Как мы реанимировали бухгалтерию клиента, после того, как ее вел банк
Анна Огурцова

Я Анна Огурцова основатель и руководитель бухгалтерской компании «НАЛОГИ–БИЗНЕС–ФИНАНСЫ» и эта история для всех, кто собирается вести здоровый налоговый образ жизни.

Диагноз: хроническое неведение бухгалтерского учета банком у ООО на «упрощенке»

Деятельность на УСН «Доходы минус расходы», оборот более 60 млн рублей;

  • занимаются официальным импортом товаров из Китая и продажей их на маркетплейсах: Озон, Вайлдберис, Сбермаркет, Яндекс маркет;
  • дополнительно имеют свой розничный офлайн и интернет-магазин, к тому же работают по схемам комиссионной торговли.

Компания начала деятельность в 2022 году и перешла на бухгалтерское обслуживание банка, где был открыт расчетный счет. А дальше «как в тумане».

Как мы реанимировали бухгалтерию клиента, после того, как ее вел банк

Как велась бухгалтерия банком

Все протекало бессимптомно почти год. Клиент регулярно платил за бухгалтерское обслуживание в среднем 60 000 в месяц. Налоги действительно рассчитывались и уплачивались в бюджет, отчетность сдавалась поэтому налоговая и не беспокоила. НО:

  • За 2023 год банком была сдана НУЛЕВАЯ отчетность, как будто компания фактически не работала ни одного дня. В отчете не было ни доходов, ни расходов.

Честно, за двадцать лет работы бухгалтером встречаю такую ситуацию в первый раз. Да, бывают ошибки в декларациях, неправильные расчеты, но декларация с нулевыми показателями — уникальное явление, при том, что у компании были достаточно серьезные обороты по расчетному счету.

  • Что касается непосредственно УСН-налога, то он рассчитывался просто исходя из зачислений на расчетный счет. Никакие удержания комиссии маркетплейсов, эквайринг — во внимание не принимались.
  • При этом клиент полностью был открыт для сотрудничества, не уходил в «глубокую кому» когда невозможно вовремя получить сведения. В компании дополнительно был выделен сотрудник, который своевременно заносил первичные данные в 1С по закупкам, продажам, аренде, обороту товара и другие. То есть вся информация для банка была открыта. Ее нужно было просто вовремя сводить в отчеты.

Полное отсутствие учета вскрылось, когда компании потребовались данные для сверок с покупателями и поставщиками, по остаткам товаров и другие. Клиент добросовестно запрашивал информацию у банка, но вопросы постоянно переадресовывались разным сотрудникам, которые «за это не отвечают» и отправлялся на новый круг поиска ответственных лиц.

После долгого и безрезультатного хоровода стало понятно, что нужен свой бухгалтер.

Началось самолечение

В течение полугода клиент пробовал справиться силами привлеченных бухгалтеров.

Они пытались восстановить учет за 2022 год, частично за 2023. Бухгалтеры приходили и уходили, но никому не удалось полностью исправить, то что «набухгалтерил» банк. Это не удивительно, потому что объем действительно огромный и одному специалисту вряд ли потянуть.

Требовалось восстановление полностью не только бухгалтерского, налогового, но и товарного учета.

К чему привело

К маю 2024 года:

  • Вдохновенно «полетели» требования от налоговой. Об уточнении деклараций и пересчете УСН-налога.
  • ФНС заблокировала счета. Думаю, все понимают, насколько блокировка счета, мягко говоря, нежелательна для бизнеса. Каждый день задержки платежей — новые убытки.

И это было предсказуемо. С каждым годом финансовая жизнь бизнеса становится все более прозрачной для инспекций. Поэтому ведение учета в «гомеопатических» дозах не работает. Нужна полноценная бухгалтерия.

Как мы реанимировали бухгалтерию клиента, после того, как ее вел банк

Как ставили «на ноги» клиента

Спасать ситуацию нужно было стремительно. В первую очередь решали «горящие» задачи:

  • Как можно быстрее, грамотно ответить на требования ФНС, чтобы получить доступ к расчетному счету. Для этого проводили сверки с налоговой, нужно было оценить масштаб бедствия.
  • Срочно подать уточненную декларацию, за предыдущий год,
  • Затем начали восстанавливать учет за 2023 год и первое полугодие 2024-го, то есть сделали то, что не смогли полностью сделать наши предшественники-бухгалтеры.

Задача была действительно непростая. От клиента запросили контакты всех поставщиков, заказчиков, посредников и взяли на себя общение с ними, чтобы получить:

  • все акты сверки;
  • первичные документы;
  • отчеты: маркетплейсов, кассовые, о розничных продажах и прочие.

В итоге мы вовремя закрыли по налогам полугодие, а затем и 9 месяцев 2024 года с учетом предыдущих, восстановленных нами периодов.

Что дальше?

Но это еще не все. Мы в ответе за тех, с кем работаем. Поэтому для нас важно не только правильно рассчитать налоги и сдать вовремя отчеты, но и максимально оптимизировать бизнес-процессы клиента. Что для этого мы сейчас делаем?:

  • Проводим инвентаризацию всех товаров и подбиваем их остатки. Данные потребуются нам, чтобы безопасно закрыть 2024 налоговый год и для управленческого учета.
  • Планируем, полностью настроить его (управленческий учет) к концу года. Что это даст? Прозрачную аналитику. То есть клиент сможет оценить рентабельность каждого товара плюс разных направлений: сколько дохода реально приносит торговля на маркетплейсах, сколько через свой магазин и комиссионеров с учетом всех затрат.
  • Регулярно мониторим банки, через которые максимально безопасно и выгодно можно рассчитываться с Китаем. Ситуация крайне нестабильная. Если сегодня один банк принимает платежи из России, то завтра все может измениться, а переводить деньги партнерам нужно постоянно.

Дальше — больше.

Готовимся к налоговой реформе

2025 год для «упрощенцев» несет массу «занимательных и творческих» квестов. В частности компании на УСН с доходом более 60 млн рублей становятся плательщиками НДС, которые могут использовать как стандартную ставку 20%, так и сниженную 5%. И здесь важно заранее рассчитать что выгоднее. Потому что сменить ставку со сниженной на обычную будет можно только через 3 года.

Как мы реанимировали бухгалтерию клиента, после того, как ее вел банк

Наш клиент c 2025 года становится плательщиком НДС. Поскольку он работает с ВЭД, для него НДС является очень важным и, к сожалению, затратным налогом, при неправильном учете.

Чтобы законно и безопасно оптимизировать налоговую нагрузку, мы заранее проанализировали данные по оборотам за 2024 год и планируем рекомендовать клиенту все-таки выбрать более высокую ставку 20%. За счет «входного» НДС можно будет снизить налог, чего нельзя сделать на, казалось бы, более выгодной ставке 5%.

Но все очень индивидуально. Поэтому перед применением налоговых рекомендаций, необходимо проконсультироваться со специалистом.

33
Начать дискуссию