Мультипликаторы и как их использовать для поиска доходных акций

Начинающему инвестору сложно оценить состояние компании, оперативно сравнить с конкурентами и понять, стоит ли вкладывать в нее свои деньги. Как правило, инвесторы пользуются такими показателями, как мультипликаторы, которые позволяют оценить инвестиционную привлекательность той или иной компании.

Мультипликаторы - это производные финансовые показатели. Если сравнивать значения мультипликаторов с компаниями-конкурентами в отрасли, то можно понять: акция компании недооценена, переоценена или соответствует своей стоимости.

Чаще всего мультипликаторы используются для того, чтобы найти и купить акции недооцененных компаний. Инвестору выгоднее купить такие акции по низкой цене, чтобы в дальнейшем заработать на росте рыночной стоимости.

Зачастую такие вложения могут принести инвестору больше прибыли, чем переоцененные и соответствующие своей стоимости акции других более крупных и известных компаний, так как они могут принести более стабильный и прогнозируемый доход и не будут показывать резкого падения в кризисных ситуациях. Таким образом, в некоторых случаях акции малоизвестной компании могут принести трейдеру больше прибыли, чем акции Google или Facebook.

Основные мультипликаторы

Мультипликаторов много, но не обязательно разбираться в тонкостях всех показателей, для принятия решения достаточно знать, как работают основные.

P/E (Price/Earnings) - это отношение цены компании к прибыли за год. Этот показатель отражает, за сколько лет компания может себя окупить и позволяет сравнить компании из разных отраслей.

Это самый распространенный показатель, но нельзя делать анализ, основываясь исключительно на нем, нужно также учитывать и другие цифры. Например, его нельзя использовать, если компания убыточна.

Базовые показатели для российского рынка P/E=7-10.

Приведем пример: Компания А стоимостью 5 млн рублей приносит прибыль 1 млн рублей, ее P/E=5 - это значит, что компания окупит себя через 5 лет. Компания В стоимостью 10 млн рублей также приносит прибыль в год 1 млн рублей, ее P/E=10 - компания сможет окупить себя только через 10 лет, соответственно она явно переоценена, и следовательно она менее интересна для инвестиций.

P/S (Price/Sales) - это показатель, с помощью которого компания оценивается в годовой выручке. Этот коэффициент позволяет понять, сколько платит инвестор за каждый рубль или доллар выручки компании и за сколько лет сумма объема продаж станет равна стоимости всей компании. Так, например, если P/S=0,5 - это значит, что рыночная стоимость компании составляет половину годовой выручки. Значение коэффициента P/S меньше 2 считается нормой. Преимущество этого показателя в том, что его можно рассчитать для любой компании, так как значение всегда положительное, потому что не бывает отрицательной выручки.

EV/EBITDA (Enterprise Value/ Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) - это показатель того, сколько прибыли до уплаты налогов, процентов и амортизации нужно заработать компании, чтобы окупить свою реальную рыночную стоимость. Этот мультипликатор позволяет сравнивать компании из одной отрасли, но не из разных стран, так как в расчете показателя не учитывается система учета и налогообложение, ведь в одной стране налоговая ставка может быть 13%, а в другой 50%.

EPS (Earnings per Share) - отношение прибыли на количество акций. Чаще всего для анализа используется процентное изменение прошлого показателя EPS к настоящему показателю. Резкое падение или рост прибыли чаще всего оказывают непосредственное влияние на изменение цены акций.

Как работать с мультипликаторами?

Прежде всего, нужно определиться с отраслью, в которую хотелось бы инвестировать денежные средства, так как ее специфика может влиять на величины мультипликаторов. Стоит понимать, что сравнивая мультипликаторы компаний из различных отраслей, трейдер может прийти к некорректным выводам. Для расчета большинства мультипликаторов компании должны иметь равные внешние условия. Мультипликаторы применяются для сравнения компаний-аналогов или конкурентов. При этом, анализ компаний в отрасли должен производиться на основе мультипликаторов по совокупности показателей, а не на основании единственного критерия.

Для работы с мультипликаторами важно использовать такой инструмент, как финансовая отчетность компаний. От эффективных показателей в отчете зависит рост стоимости акций компании. Например, существует компания с показателем P/E=10. Квартал был удачным для компании и после выпуска отчетности можно увидеть, что ее прибыль увеличилась вдвое, значит, что теперь ее P/E=5, и тогда стоимость ее акций вырастает до средних показателей мультипликатора по отрасли.

При работе с мультипликаторами инвестору важно опираться на финансовые показатели последних нескольких лет, нужно смотреть далеко вперед и грамотно оценивать, какую прибыль может компания принести в будущем.

Как это выглядит, покажем на примере, приведенном ранее:

Существуют компания А стоимостью 5 млн рублей, которая приносит прибыль 1 млн рублей, ее P/E=5, и компания В стоимостью 10 млн рублей, которая также приносит прибыль в год 1 млн рублей, ее P/E=10. Компания В переоценена и менее интересна для инвестиций. Однако, если в следующем году прибыль компании В составит 2 млн рублей, то ее P/E станет равен 5, соответственно, она станет более привлекательна для инвесторов. В то же время компания А может показать в следующем году прибыль в 2 раза меньше и тогда показатель P/E станет еще ниже.

Итак, мультипликаторы можно рассчитать самому, а можно воспользоваться уже готовыми расчетами, используя такие ресурсы, как например, ifinik.com.

Финансовая отчетность компаний

По результатам отчетности, если компания демонстрирует результаты выше ожидания рынка, как правило, это является фактором повышения интереса к компании и, соответственно, роста стоимости ее акций. Также встречается и обратная ситуация, когда компания, на которую возлагали большие надежды, по результатам отчетности демонстрирует низкие показатели, что сказывается на дальнейшем снижении стоимости акций.

Подведем итог: мультипликаторы помогают найти интересные и выгодные варианты вложений, однако, для того, чтобы принять грамотное инвестиционное решение нужно проверить, чем вызвана недооценка или переоценка акций компании на рынке.

Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы быть в курсе.

Мы в телеграм https://t.me/ifinikinvest

реклама
разместить
1 комментарий

Попытка написать статью не засчитана - очень слабо, неструктурированно и резко обрывается...круто, что пробуешь разобраться в инвестировании, но писать статьи подобные пока рано