Логика и расчёт распродажи в сфере услуг. Начало

Вступление

Ещё пару лет назад в моей картине мира не существовало распродаж ни как для покупателя, ни как для продавца. Как покупатель я мыслил, что это ерунда, искусственный хайп по созданию FoMO, в любом товаре заложена экономика, ты не можешь уже сделать скидку на него, там и так минимум маржи, ниже которого будет убыток. Так что любому оферу "скидка 50%" за 10 секунд предшествовало повышение цены на 50%.

Как продавец, тоже не понимал: вот есть товар, услуга, зачем продавать дешевле со скидкой? Откуда прибыль тогда будет? Люди ж не дураки, понимают, что эти скидки надувательство, и реальной выгоды нет. Но потом познакомился с соотношением цены приобретения клиента (CAC) и пожизненной ценностью клиента (LTV).

Первая попытка

К ноябрю прошлого года закончились перспективные гипотезы "как продавать ещё", и взялись попробовать распродажу абонементов на занятия. Тогда на пальцах был такой расчёт:

  • вот приобретаем мы клиента за 5000 р, какая разница как? Если давать скидку до 5000 р тому, кто ещё не платит, после чего он станет клиентом, то это выгодная сделка;
  • если сейчас клиент в среднем занимается 4 месяца и платит 20 000 р за всё время, сделать ему такую скидку, что он будет заниматься 6 месяцев и платить 25 000 р, то это выгодная сделка.

И с такими расчётами сделали "Колесо фортуны", "Стройку башни" где можно было выиграть скидку, анонсировали на всех наших ресурсах. Пустили рассылку по отвалившимся клиентам, игнорящим лидам со скидкой 50%. Провели. Сейчас всплывают 3 вывода из прошлогодней ситуации:

  • ощущение перегрузки при резком ускорении, ажиотаж, возбуждение. Клиенты хотят срочно купить, задают вопросы, уточнения, всё ломается, куча нестыковок, нервов, завал работы;
  • кратковременный рост продаж по экспоненте, очень вдохновляет, приятно обманывает, что теперь так будет всегда;
  • нужно больше порядка, подготовки, разумнее подходить к ресурсу распродажи. Кому-то дали излишнюю скидку, кому-то предложили слишком маленькую, вышло не особо эффективно.

Стало однозначно понятно, что распродажи надо делать, пообещал подготовиться к следующей. И вот что задумалось для распродажи в этом году…

11 месяцев спустя...

Корень архитектуры распродажи примерно тот же: нужно решить задачи компании через выгодное предложение клиентам в ограниченный срок. Разделить клиентов на когорты, и каждой когорте сделать win-win предложение.

Например, задачи компании в ноябре:

  • Увеличить LTV на 15%;
  • Снизить CAC на 15%;
  • Сделать заполняемость группы 85%;
  • Увеличить конверсию в покупку на 10%;
  • Получить 300 подписчиков в Телеграм канал компании;
  • Форсировать Рекомендации, как канал новых клиентов.

Решение этих задач принесёт прибыль, которую можно оценить в рублях, процентах. Также, решение этих задач не бесплатное, будут расходы так или иначе.

Прикинем выгоды от решения ноябрьских задач:

  • Рост LTV на 15% даст дополнительной выручки 3000 руб на каждого клиента;
  • Снижение CAC на 15% даст экономии 2000 руб на каждого нового клиента;
  • При заполняемости группы до 85% выручка вырастет на 200 000 руб;
  • При увеличении конверсии в покупку на 10% мы сэкономим 500 р с приобретения каждого нового клиента;
  • 300 подписчиков в Телеграм канал будут стоить 100 000 рублей;
  • Форсирование Рекомендаций бесценно. Но в цифрах, одна рекомендация стоит 1500 рублей.

В итоге, мы можем сделать скидки, акции, если с помощью них решатся задачи компании дешевле, чем альтернативными способами.

Далее, делим аудиторию на когорты, и делаем предложения, упрощённо:

  • Незнакомые с нами потенциальные лиды - записывайтесь к нам до 30 ноября, и за вами фиксируется скидка 10% на первую покупку;
  • Лиды контактирующие, но не покупающие - покупайте до 30 ноября со скидкой 10%;
  • Платящие клиенты - докупайте ещё со скидкой 10%;
  • Все отказавшиеся, бывшие, игнорирующие - купите у нас до 30 ноября со скидкой 40%;
  • Всем дополнительная скидка 5% за подписку на Телеграм канал до 30 ноября;
  • Всем за каждую рекомендацию новому клиенту 1000 рублей, при записи до 30 ноября.
Логика и расчёт распродажи в сфере услуг. Начало

Форсированно двигаем по воронке продаж. Например:

  • Незнакомый до этого лид записался по условиям акции, получил скидку 10%. Теперь он уже не просто незнакомый, а лид, который не покупает;
  • А теперь, не покупающий лид, купи и добавь ещё скидку 10% на первую покупку. Теперь это уже нормальный платящий клиент;
  • А теперь подпишись на Телеграм канал за дополнительную скидку 5% на первую покупку;
  • А теперь, платящий клиент, докупи ещё со скидкой 10%, потому что ещё год не будет скидок;
  • А теперь порекомендуйте до 30 ноября за 1000 рублей.

В итоге решаются задачи компании дешевле. Побочно сокращается время, проходящее от момента записи до повторных оплат клиента. В выигрыше и клиенты, и компания.

Это упрощённый пример, очевидно, немного сломается рутинная механика бизнеса, цена приобретения клиента, маржинальность, юнит экономика. Поэтому не стоит сильно рисковать в первый раз, устанавливать долгие сроки акций, давать большие скидки, уходит ниже себестоимости. После первых распродаж туман прояснится, появятся надёжные рецепты и перспективные предположения "что сделать в следующий раз".

Мой Телеграм канал t.me/fil_imonov

22
Начать дискуссию