Субъекты МСП в зоне налогового риска в 2025

Уже пятый год индивидуальные предприниматели и организации, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), пользуются льготой по страховым взносам – применяют тариф 15% вместо 30% к выплатам, превышающим минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В рамках доработки Налоговой реформы - 2025 было определено, что с 1 января следующего года пониженный тариф будет распространяться на доходы работников выше МРОТ, увеличенного в полтора раза. Однако повышение дохода, облагаемого страховыми взносами по льготному тарифу, не последняя неприятная налоговая новость для субъектов МСП.

В чем риск?

До настоящего времени практика налоговых доначислений за дробление бизнеса основывалась на правовом подходе: «спецрежимник» должен заплатить налоги по правилам общего режима, если его деятельность является выражением единого бизнеса группы хозяйствующих субъектов. Однако в письме от 18.10.2024 №СД-4-2/11836@ ФНС отметила, что правила налоговой амнистии за дробление бизнеса в 2022-2024 гг., тоже вступающие в силу с нового года, не подлежат применению к долгам по страховым взносам в связи с приобретением статуса субъекта МСП.

Несмотря на то, что другие разъяснения по этому вопросу отсутствуют, из сделанного замечания следуют 2 значимых вывода:

1) ФНС считает нарушением дробление единого бизнеса на несколько формально самостоятельных субъектов с целью получения права на пониженный тариф страховых взносов, предоставленного малым и средним предприятиям;

2) суммы страховых взносов, а также пеней и штрафов, доначисленных за данное нарушение, не могут быть амнистированы так же, как это возможно при необоснованном применении специальных налоговых режимов.

Таким образом, в свете разъяснений ФНС риск вменения дробления бизнеса с целью минимизации страховых взносов возникает даже в том случае, если все участники группы применяют общий режим налогообложения.

Кто в зоне риска?

Закон устанавливает, что в общем случае для признания индивидуального предпринимателя или организации субъектом МСП их доход от предпринимательской деятельности по итогам отчетного года не должен превысить 2 млрд руб., а среднесписочная численность работников не может быть больше 250 человек.

Новый подход ФНС означает: если доходы или среднесписочная численность работников в сумме по группе лиц превышали указанные значения, её участникам, применявшим пониженный тариф, должно быть отказано в таком праве. В результате участники группы - субъекты МСП несут риск доначисления страховых взносов в размере разницы между стандартными и льготными тарифами страховых взносов.

Какой период охвачен риском?

Глубина налогового контроля ограничена тремя годами от года назначения выездной налоговой проверки; следовательно, риск распространяется на 2021 год и последующие периоды. Чтобы вменить задолженность по страховым взносам за 2021 год, налоговый орган должен принять решение о проведении выездной проверки до 31 декабря 2024 года.

Как нивелировать риск?

Вменение неуплаты страховых взносов субъектами МСП не будет иметь особенностей по сравнению с тем, когда признаются заниженными налоги благодаря специальным режимам. Поэтому плательщик страховых взносов, несогласный с претензиями налогового органа, будет вынужден доказывать отсутствие в своей деятельности признаков дробления бизнеса: действительную предпринимательскую обособленность и деловую цель такого обособления.

Одновременно необходимо помнить, что при неуспешном споре с инспекцией признанные к доплате суммы страховых взносов должны быть учтены в затратах при исчислении налога на прибыль организаций.

Вывод

Хотя обозначенная проблема актуальна только для тех групп лиц, чьи консолидированные доходы и среднесписочная численность работников превышают лимиты для средних предприятий, скорее всего, доначисление страховых взносов по основанию утраты плательщиками статуса субъекта МСП скоро станет новой категорией споров с налоговой службой. Способствовать этому может не только необходимость пересматривать учет и доплачивать возникающую разницу, так как согласие претензиями налогового органа может создавать предпосылки для обвинения в приобретении статуса субъекта МСП уже с целью получения неналоговых выгод (льготных ставок по кредитам и лизингу, грантов и т.д.).

Начать дискуссию