5 трендов sharing economy и как они влияют на государство, бизнес и экономику

Sharing Economy — это модель, в которой вместо того приобретение товаров или услуг люди арендуют их или обмениваются друг с другом. Рассказываем подробнее, как это работает и меняет жизни и отдельных лиц, и целых государств.

ПОРТРЕТ SHARING ECONOMY-ПОТРЕБИТЕЛЯ

По данным PwC, уже 19% всего взрослого населения США принимают участие в Sharing Economy. Люди, которые воспользовались шеринг-услугами и остались в восторге.

Среди тех, кто предпочитает sharing economy:

  • молодежь в возрасте от 18 до 24 лет;
  • домохозяйства с годовым доходом 50-75 тыс. долл.;
  • те, кто проживает с детьми, которым до 18 лет.

К 2030 году драйвером общего потребления будет поколение Z, рожденные от середины 1990-х до середины 2000-х. Они более предприимчивы, чем предыдущие поколения, и одновременно более свободолюбивые и свободные от чужого мнения.

Зуммеры меньше сосредоточены на накоплении того, что у поколений X и Y считалось ценностью, поэтому услуги аренды для них актуальнее от приобретения лишнего.

ТРЕНДЫ SHARING ECONOMY

Каршеринг

В классическом варианте каршеринг — это владение автомобилем вместе с другим человеком или людьми. В более распространенной модели каршеринг — это аренда автомобиля у профильных компаний или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки — по договоренности).

В Украине каршеринг — поминутная аренда автомобиля, когда потребитель услуги становится водителем.

Если в 2015 на долю каршерингу приходилось лишь около 4% от общего расстояния, которое проехали автомобили по всему миру, то к 2030-му на «совместные поездки», по оценкам Morgan Stanley, приходиться уже 26% от этого расстояния.

Райдшеринг

Другим способом совместного использования автомобиля стали платформенные сервисы поиска попутчиков. Например, крупнейший в мире агрегатор BlaBlaCar насчитывает более 70 миллионов пользователей. Аналогичное платформенное решение, предоставляемое компанией Uber и альтернативными сервисами (Lyft 72), позволяет переадресовать запрос клиента на услугу такси частным водителям, которые установили приложение. Для справки: Uber работает в более чем 250 городах по всему миру, и по состоянию на февраль 2015 года компанию оценивали в 41 млрд долл., что превышает рыночную капитализацию таких компаний, как Delta Air Lines, American Airlines и United Continental.

Шеринг жилья

Известный пример — площадка Airbnb. Численность гостей Airbnb за ночь составляет 425 тыс., что равняется 155 млн посетителей ежегодно, это более 20%60 выше, чем Hilton Worldwide обслуживал в 2014 году. Оценка стоимости компании Airbnb уже выше капитализации сети отелей Hilton.

Коворкинг

Мода на аренду рабочего пространства на ограниченное время появилась среди фрилансеров и стартаперов. Впоследствии и компании начали отказываться от традиционных офисов и снимать коворкінги. Это обычно дешевле, ведь в аренду сдаются полностью готовые рабочие места, а не квадратные метры. Сегодня такая опция очень эффективна для проектных работ.

По оценкам участников рынка, на конец 2019 года количество коворкинг в мире возросло до 22 40061 с 15 500 в 2017-ом.

Шеринг вещей и услуг

Вот небольшой перечень вещей, которые можно арендовать, и услуг, которые можно заказать по модели sharing economy:

  • Спортивный инвентарь (Spinlister)
  • Инструменты для ремонта
  • Зонтики (в Китае Sharing E Umbrella предлагает поминутную аренду зонтиков)
  • Помощник (если надо что-то отремонтировать, починить, съездить за покупками, доставить продукты и прочее — Taskrabbit, Talk, Instacart, Shipt).
  • Уход за домашними животными, выгул (Rover, Tainster, Or Org)
  • «Работник по запросу» (услуга для компаний и тех, кто ищет подработку на несколько дней — Wonolo, Moonlighting).
  • Распространение знаний и навыков широкого профиля и узкоспециализированных сегментов (Skillshare, Coursera, United Traders, Field Agent, Gigwalk).

86% респондентов исследования PwC согласились, что Sharing делает их жизнь более комфортной, 81% — что вещи дешевле делить, чем обладать ими единолично.

Как это влияет на государство?

Со стороны Sharing Economy есть большой вызов государству: использовать мягкую силу или ввести жесткий контроль. Например, в Берлине и Барселоне городская власть запретила кратковременную аренду жилья — так правительства пытаются вернуть в бюджет часть доходов от туризма, которые начали идти «мимо кассы» с появлением Airbnb и HomeAway. А во Франции и других странах таксисты устраивают забастовки против Uber, который, как они считают, разрушает рынки низким ценам.

В Китае, например, экономика совместного потребления поддерживается социальным государством, поэтому в стране развиты сервисы по аренде самых разных вещей: велосипедов, зонтиков, стиральных и сушильных машин, мячей. Даже были кейсы по аренде индивидуальных мест для сна.

Как это влияет на бизнес?

Шеринговое экономика меняет классическую бизнес-модели. Например, Alibaba не ведет собственной торговли, Uber не владеет ни одной машиной, Amazon не имеет физических магазинов. Вместо найма сотрудников в штат привлекаются эксперты на конкретные проекты.

Как это влияет на экономику?

Мировой рынок общего потребления, по оценкам PwC, к 2025 году может вырасти в 20 раз — до 335 млрд долл. В Европе в ближайшие десять лет ожидается рост сегмента на 35% ежегодно, в Китае прогнозируют рост шеринговых сервисов до 10% ВВП уже в 2020-ом.

Еще больше кейсов ответственного потребления в украине и мире — в книге “Конец эпохи потре*лядства”

33
6 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Видимо вы хорошо разбираетесь в нише!

1
Ответить

О чем статья, вообще, не понятно.

Ответить

А вот здесь можно найти книгу "Конец эпохи потре*лядства", в которой собраны тренды ответственного потребления: https://stala.com.ua/

Ответить

"Шеринговое экономика меняет классическую бизнес-модели." Миллион опечаток :) 

Ответить