Как сократить расходы на логистику последней мили? Собрали 6 работающих стратегий

Логистика последней мили — самый сложный и дорогой этап в доставке. Если курьер опоздал, недовольный клиент обвиняет магазин, а не транспортную компанию. Чтобы избежать финансовых и репутационных рисков, читайте нашу статью.

Как сократить расходы на логистику последней мили? Собрали 6 работающих стратегий

Привет! Это Альфа-Лизинг. Мы помогаем бизнесу получить авто или рабочую технику с минимальными издержками.

Логистика последней мили — завершающий этап доставки товара до клиента. Для предпринимателей он часто связан с трудностями и издержками. Приходится контролировать курьеров и маршруты, следить за погодой и пробками, а то и вовсе переплачивать за ошибки водителя. В статье рассказываем, как снизить расходы на доставку, упростить логистику и повысить лояльность клиентов.

1. Используйте автоматизированные системы управления

Часто логисты управляют доставкой в Excel. В программе можно автоматизировать некоторые действия при помощи макросов, а еще использовать формулы для оптимизации процессов. Это лучше, чем бумажные документы или календарь. Но у способа есть несколько минусов:

  • Информация о маршрутах хранится у сотрудника. Если с файлом что-то случится, пропадут расчеты для перевозок, графики доставки или контакты клиентов. Это может привести к задержкам.
  • Уходит много времени на обработку заказов. Логисту нужно вбить данные в таблицу, проверить их, выгрузить и передать транспортной компании. Когда объем информации большой, на это тратится несколько часов.
  • Бизнес теряет деньги из-за ошибок сотрудников. Логист может неправильно скопировать формулу, случайно удалить значение в ячейке или забыть обновить тарифы. Одно из возможных последствий — маршрут включает не все остановки или обходит нужную точку.
  • Непонятно, правильно ли работает Excel. При разработке тех же макросов логист может не учесть важные параметры, но руководитель не узнает о недочетах.

Сейчас на рынке всё чаще используют специальные программы для планирования и оптимизации доставки. Их называют Transportation Management System (TMS).

Заказы в TMS поступают вместе с данными — не нужно вручную вбивать даты доставки, адреса клиентов и характеристики товара. Система сама строит оптимальный маршрут с учетом пробок, погоды, тарифов перевозчиков и правил распределения заявок между ними. Логист просто запускает алгоритм и корректирует параметры при необходимости.

TMS может за пару минут построить несколько вариантов маршрута
TMS может за пару минут построить несколько вариантов маршрута

Автоматизированная система доставки сохраняет данные о типах груза, маршрутах, клиентах и условиях доставки. Эта информация учитывается в следующих заказах. Например, TMS подскажет, как обойти пробки, которые были на пути в прошлый раз.

Статистика TMS позволяет отследить спрос по периодам. С ней вы сможете заранее подготовиться к росту количества заказов и оптимизировать процессы. Например, нанять больше курьеров.

⚡ Пример. В онлайн-магазин поступает 40 заказов. Логист работает в Excel и вручную вбивает данные в таблицу — это занимает час. Дальше он строит оптимальный маршрут для 40 точек. Приходится сравнивать множество комбинаций и учитывать ограничения: пробки, простои и другие. На это уходит три часа.

Логист из-за невнимательности неправильно ввел объемы груза, поэтому задействовал на две машины больше, чем нужно. Компания потеряла деньги.

Предположим, магазин работал с TMS. Заказы поступили в систему за минуту. Логист в один клик запустил автоматическое планирование. Через несколько минут получил пять вариантов маршрутов, за 10 минут выбрал нужный и скорректировал его за полчаса.

Также с помощью TMS можно отслеживать транспорт в реальном времени и быстро реагировать на проблемы. Например, если видите, что грузовик остановился на 30 минут вне плана, успеете оперативно связаться с водителем, предупредить клиента о задержке или изменить маршрут.

2. Внедряйте гибкие варианты доставки

Можно использовать только стандартную доставку, а можно внедрить срочную и самовывоз. Оба варианта дают преимущества.

Самовывоз снижает нагрузку на курьеров. Клиенты сами заберут товары из пункта выдачи, а курьеры сосредоточатся на более сложных или срочных заказах.

⚡ Пример. Предновогодние дни, в онлайн-магазин поступает 1000 заказов, самовывоза нет, а в штате всего 100 курьеров. Вместе со срочными заказами им приходится доставлять стандартные. Нагрузка высокая, поэтому десять срочных заказов курьеры не успели передать клиентам. Последние оставляют негативные отзывы, магазин теряет деньги и репутацию.

Предположим, что есть вариант с самовывозом. Тогда 600 заказов забирают клиенты, а курьерам достается 400. Компания справляется с нагрузкой, задержек не возникает. В результате магазин заработал больше денег и избежал репутационных потерь.

Выручка растет. У клиентов бывают разные обстоятельства. Одни готовы сэкономить и дойти до пункта выдачи, другим нужна срочная доставка до дома. Если ни того ни другого способа нет, бизнес теряет деньги.

Предположим, сегодня 400 клиентам нужна срочная доставка. Если она предусмотрена, магазин получает плюс-минус 400 заказов. Если нет, высока вероятность, что компания потеряет большую часть из них.

Если клиенту очень нужен товар, срочная доставка может стать решающим фактором при покупке
Если клиенту очень нужен товар, срочная доставка может стать решающим фактором при покупке

3. Предлагайте клиентам выбрать время доставки

Если клиент может выбрать, в какие часы забрать заказ, это хорошо и для него, и для бизнеса:

  • Меньше пропусков и отказов. Ниже вероятность, что курьер приедет, когда клиента не будет дома.
  • Удобство для покупателей. Можно заниматься своими делами, а не ждать курьера в неопределенности с 10:00 до 19:00.
  • Дополнительное конкурентное преимущество. Если у другой компании в регионе нет фишки с выбором времени, часть ее клиентов может перейти к вам.

Еще одно преимущество стратегии — можно оптимизировать маршруты и сократить затраты на логистику. Объясним на примере.

⚡ Пример. Компания провела исследование и обнаружила, что 70% клиентов предпочитают получать заказы с 17:00 до 20:00.

В одном из районов все клиенты выбрали доставку на вечер. Логист объединил заказы и спланировал единый маршрут. Потребовалась всего одна «газель».

Если бы компания не знала удобное время доставки, пришлось бы отправлять несколько машин в одно и то же место. В результате — дополнительная нагрузка на логистов, водителей и лишние расходы на топливо.

Во многих сферах бизнеса пик заказов в будние приходится на вечер — с 18:00 до 21:00
Во многих сферах бизнеса пик заказов в будние приходится на вечер — с 18:00 до 21:00

4. Увеличьте количество пунктов самовывоза

Чем больше пунктов выдачи заказов (ПВЗ), тем шире география присутствия бизнеса: получится охватить клиентов в спальных районах или вне черты города. Отсюда рост продаж.

Если ваш бизнес еще не представлен на маркетплейсах, выйдите туда со своим товаром. Так вы сможете увеличить количество ПВЗ, при этом не придется ими управлять. Чтобы начать торговлю на площадке, нужно зарегистрироваться: заполнить информацию о бизнесе и ждать дальнейших инструкций от компании.

Если не хотите сотрудничать с маркетплейсами, можно открыть свой ПВЗ. Главный плюс — полный контроль над процессами. Сами решаете, как организовать выдачу заказов и обслуживать клиентов. Другие преимущества:

Высокая маржинальность. Не нужно делиться комиссией с маркетплейсом. В среднем она составляет от 5 до 20%.

Гибкость в принятии решений. Можно продавать разные товары и настраивать ассортимент по своему усмотрению — без согласования с маркетплейсом.

Меньше конкуренции. ПВЗ маркетплейсов часто конкурируют между собой за внимание покупателя — например, по отзывам. У себя в ПВЗ вы не сталкиваетесь с этим напрямую.

Но у своего пункта выдачи есть и несколько недостатков. Вот некоторые из них:

Отсутствие широкого трафика. Маркетплейсы предоставляют большой поток клиентов. Без их поддержки придется самостоятельно привлекать покупателей.

Проблемы с логистикой и доставкой. Придется организовывать процессы самому: выбирать помещения, находить больше складов для хранения товаров, продумывать систему возвратов.

Сложности с доверием покупателей. На маркетплейсах клиенты чувствуют себя безопасно: покупка защищена системой отзывов и гарантиями платформы. Чтобы завоевать такое же доверие, нужно работать над репутацией, улучшать сервис.

5. Привлекайте местных водителей

Местные водители хорошо ориентируются на дорогах и знают лучшие маршруты. Отсюда несколько преимуществ для бизнеса:

  • Меньше штрафов. Курьеры знают опасные зоны, где выше вероятность нарушений, и избегают их.
  • Оперативная доставка. Понимают, где часто возникают пробки и по каким дорогам получится быстрее добраться до пункта назначения.
  • Экономия на обслуживании машин. Могут пользоваться своими авто и брать затраты на топливо и ремонт на себя.

А еще для местных водителей не нужно арендовать жилье. После рабочего дня они могут быстро добраться до дома.

Пример. Усредненные расходы на транспорт могут быть следующие:

🚚 Жилье для водителей — 2000 рублей в сутки.

🚚 Расходы на топливо для грузового автомобиля — 20 л в сутки для грузовой машины. Один литр стоит 60 рублей.

🚚 Расходы на топливо для легкового авто — 8 л на 100 км.

🚚 Средняя дистанция доставки — 100 км.

🚚 Обслуживание грузовика — 10 000 рублей в месяц.

🚚 Обслуживание легковых автомобилей — 5000 рублей в месяц.

🚚 Заработная плата водителя — 50 000 рублей.

Допустим, в штате пять местных водителей на собственных легковых авто. По условиям договора компания не возмещает им расходы на жилье, обслуживание машин и топливо. Тогда общие расходы за месяц составят 250 000 рублей.

Если все пять водителей неместные, расходы составят 780 000 рублей при условии, что они используют грузовые автомобили. Получается экономия в 530 000 рублей ежемесячно. Пример гипотетический, в реальных условиях цифры могут быть другими.

Местные водители работают неподалеку от дома, поэтому могут больше отдыхать и быть продуктивнее
Местные водители работают неподалеку от дома, поэтому могут больше отдыхать и быть продуктивнее

6. Используйте лизинг и уменьшайте первоначальные затраты

Лизинг предполагает, что одна компания берет машину у другой на определенный срок. Вместо покупки авто за полную цену бизнес платит фиксированные ежемесячные платежи.

Благодаря лизингу можно чаще обновлять автопарк и использовать автомобили, которые требуют меньше расходов на ремонт. Еще лизинговые платежи можно вычесть из налогооблагаемой базы и тем самым снизить налоговую нагрузку. Главное преимущество лизинга для бизнеса — возможность избежать высоких расходов на транспорт на старте.

⚡ Пример. Допустим, компания приобрела один среднетоннажный грузовик за 5 миллионов рублей. В среднем на обслуживание и ремонт потребуется 200 000 рублей в год. За год расходы составят около 5 200 000 рублей.

Другой сценарий. Компания берет среднетоннажный грузовик в аренду на год. Ежемесячный платеж составляет 100 000 рублей в месяц. Часто в лизинговом договоре включено техническое обслуживание, или оно может быть дешевле за счет скидок поставщика. Пусть на это уходит 50 000 рублей в год. За год расходы составят 1 250 000 рублей.

Получается, с лизингом у компании высвобождается 3 950 000 рублей. Их можно направить на другие расходы, например аренду или премиальные сотрудникам.

В лизинг можно брать как грузовые, так и легковые автомобили
В лизинг можно брать как грузовые, так и легковые автомобили

Если хотите узнать больше лайфхаков для бизнеса, подписывайтесь на блог Альфа-Лизинга в Дзене. Там собраны советы для предпринимателей, рекомендации по заработку, обзоры на машины и реальные истории от руководителей компаний.

Поделитесь в комментариях, как управляете доставками вы. Используете ли TMS или остаетесь верны Excel? А может, нашли свой способ?

11
Начать дискуссию