Продажа бизнеса: как узнать реальную стоимость и что делать дальше

Частый запрос моих клиентов: хочу продать бизнес за ХХХ миллионов рублей. И уже в этот момент я могу с 90% долей вероятности сказать, что такую сумму получить будет нереально.

Продажа бизнеса: как узнать реальную стоимость и что делать дальше

Разберу на вполне реальном примере с легким анонимайзингом: Собственник хочет продать производство в отдаленном от МСК регионе за 500 млн.

Экспресс-анализ говорит нам, что при такой стоимости и текущем положении дел срок окупаемости будет примерно 20 лет. И то не факт, что в процессе аудита мы не выявим другие слабые места.

Найдем ли мы покупателя на такое производство? С учетом текущего состояния экономических качелей - вряд ли.

Разберем поэтапно варианты дальнейшего развития событий:

Этап 1. Провести полный аудит производства и понять, что на самом деле мы продаем, сколько это стоит и какие перспективы

В каждой области есть свои подводные камни, к которым стоит быть готовыми заранее и не питать иллюзий, что абсолютно все пройдет гладко.

1. Финансовый и налоговый анализ

  • Непрозрачная бухгалтерская отчетность, искажение данных о доходах и расходах.
  • Наличие скрытых задолженностей или обязательств.
  • Отсутствие финансового планирования или необоснованный рост затрат.
  • Наличие штрафов, недоимок или ошибок в налоговой отчетности.
  • «Дробленочка».

2. Юридическая проверка

  • Проблемы с правами собственности на активы.
  • Наличие незакрытых судебных споров или юридических рисков.
  • Несоответствие договоров законодательству или наличие скрытых обязательств в контрактах.

3. Операционная деятельность

  • Неэффективные или устаревшие бизнес-процессы, тормозящие работу.
  • Недогрузка производственных мощностей или их износ.
  • Высокая зависимость от одного поставщика или ключевого сотрудника.

4. Коммерческая проверка

  • Отсутствие понимания ценности продукта и его упаковки.
  • Устаревшая маркетинговая стратегия или недостаток уникальных предложений.
  • Низкая лояльность клиентов или зависимость от одного крупного клиента.
  • Рынки и каналы сбыта.

В ситуации с производством были выявлены следующие проблемы:

• Устаревшая производственная линия и сопутствующее оборудование.

• Отсутствие адекватных контролируемых бизнес-процессов.

• Ограниченные каналы сбыта и непонимание откуда взять новые.

• Отсутствие маркетинговой стратегии.

Этап 2. Донести результаты до собственника

Самый сложный, на мой вкус, этап, потому что здесь можно столкнуться со всеми стадиями проживания эмоций, начиная с громкого отрицания.

Здесь важно максимально объективно объяснить собственнику все за и против каждой дальнейшей стратегии и подсветить особо опасные моменты:

  • продавать сейчас as is за реальную стоимость порядка 60 млн.
  • разработать стратегию, выстроить маркетинг, заключить контракты, частично обновить оборудование. При вложениях около 30 млн за год-полтора можно докрутить стоимость до 180-200 млн (180-30-60=90 млн профита, но есть нюансы и их подробно объясняем собственнику)
  • самый нереалистичный вариант - ждать того, кто купит кота в мешке за 500 млн.

Хотели 500 млн, а реально сейчас можно вытащить из бизнеса 60 млн.

К сожалению, надеяться на покупателя, который не глядя заплатит 500 в текущих экономических реалиях слегка бессмысленно.

Этап 3. Действовать в выбранной парадигме

Чаще всего после отрицания и торга приходит смирение с текущими реалиями, и собственники выбирают второй путь – разработки адекватной стратегии и докрутки бизнеса до приемлемой для них стоимости.

Здесь уже идет детальная проработка количества вложений, а также путей где эти деньги взять. Параллельно разрабатываются дорожная карта ведения бизнеса и маркетинговая стратегия.

Самое сложное здесь – не сорваться и не начать действовать по накатанной. Разработка и внедрение бизнес-системы и регламентов требует от собственников достаточной силы воли, чтобы просто дать разобраться со всем, что уже сделано не так и поменять на так. Обычно такая перестройка происходит месяца за два, после которой начинается размеренная работа на результат.

Да, бывают ситуации, когда у собственника изначально нет завышенных ожиданий и его ожидания легко достигаемы, тогда можно вести речь о повышении стоимости бизнеса, что будет выгодно собственнику.

реклама
разместить
Начать дискуссию