Проблемы в коммуникации между бизнесом и властью сегодня: какие существуют, в чем причины, что поможет их решить

Исследование «Института экономики роста П. А. Столыпина» показало: более 80% российских владельцев бизнеса не устраивает уровень взаимодействия с государством. Какие бюрократические барьеры мешают диалогу с властью? В чем причины и последствия и что поможет это преодолеть, расскажу, опираясь на собственный опыт развития бизнеса.

Трудности разговора: основные баги в коммуникации власти и бизнеса

1. Формализм

Чиновники часто смотрят на запросы бизнеса через призму инструкций и бюрократических норм, забывая, что за ними — живые люди с реальными задачами. Небольшая опечатка или неточность в оформлении документа в мгновение «заворачивает» заявку, и вместо поддержки — бюрократическая стена.

2. Недостаточная компетентность чиновников в вопросах бизнеса

Я и коллеги не раз сталкивались с тем, что при попытках разобраться в какой-то государственной процедуре или документе, мы получали противоречивую информацию. Бывает, переоформлять какие-то документы приходится несколько раз, потому что выясняется что-то новое и существенное. Все это очень муторно и не эффективно.

3. Перебои с обратной связью

Бывает, ждешь важного ответа неделями, а иногда месяцами. Это задерживает старт новых проектов и масштабирование уже работающих. Скажем, разрешения арендовать государственную землю можно ждать столько, что за этот срок условия рынка существенно поменяются и вопрос станет просто не актуальным.

4. Прерогатива государственной поддержки крупному бизнесу

Этот факт отмечают не только владельцы малого и среднего бизнеса, но и специалисты по развитию бизнеса. Так, кредит на льготных условиях или сниженные налоги чаще получают крупные компании. При таком положении малый бизнес чувствует себя «мелкой рыбешкой», которой не место среди «акул».

Ксения Тихомирова, предприниматель, бизнес-коуч, медиатор
Ксения Тихомирова, предприниматель, бизнес-коуч, медиатор

Причины затруднений в коммуникации государства и бизнеса

Первая причина — сложная, не всегда «прозрачная» структура госаппарата. Порой кажется, что ведомства работают по принципу «каждый сам за себя». Так, чтобы получить субсидию, приходится проходить согласования в разных ведомствах, где каждое требует свой пакет документов. Это растягивает срок решения вопроса и делает владельца бизнеса заложником волокиты.

Другой фактор — разная скорость освоения и внедрения новейших технологий. Бизнес давно адаптировался к эпохе маркетплейсов, цифровых площадков и решений. А вот государственные структуры хотя и переходят на «цифру», но не так быстро, как этого требует сегодняшнее время высоких скоростей. Так, для предпринимателей, которые ведут бизнес через интернет, традиционные способы поддержки, такие как льготные кредиты или гранты, часто оказываются недоступными. Эти программы зачастую завязаны на офлайн-бизнес с офисами, складскими помещениями, витринами.

Еще одна серьезная проблема — недостаток практического опыта у многих чиновников. Те, кто разрабатывает меры поддержки, зачастую никогда не вели свой бизнес. Многие проблемы предпринимателей им понятны лишь в теории. Отсюда запаздывающая обратная связь, неверная трактовка запросов и создание программ, которые сложно или даже невозможно применить на практике.

Это хорошо видно в низкомаржинальных отраслях, таких как парикмахерские, службы такси, небольшие мастерские и розничные точки. Предлагаемые меры поддержки от государства очень часто здесь как «медвежья услуга»: выполнение условий требует больше времени и средств, чем приносит сама льгота.

Ксения Тихомирова: коучинг-сессия с предпринимателями
Ксения Тихомирова: коучинг-сессия с предпринимателями

Последствия слабой коммуникации между бизнесом и государством

1. Подрыв доверия предпринимателей к идее о реальной поддержке

Многие бизнесмены, сталкиваясь со сложными условиями получения субсидий или грантов, разочарованно говорят: «Справимся сами, это быстрее и эффективнее». В результате, вместо использования доступных ресурсов, предприниматели остаются один на один со своими трудностями и все меньше верят в возможность получить реальную помощь от государства.

2. Потеря баланса в распределении господдержки

Крупные столичные компании чаще оказываются в центре внимания. Они легче получают доступ к госзаказам и большим тендерам, малый же бизнес, особенно в сельской местности, зачастую даже не знает о таких возможностях. Это тормозит развитие: ресурсы направляются не на рост, — открытие новых точек, внедрение технологий, автоматизация процессов — а на выживание.

Как изменить ситуацию?

Первым делом необходимо повышать квалификацию чиновников. Они должны хорошо знать реалии бизнеса и понимать, с какими вызовами приходится иметь дело. Крайне важно это для тех, кто работает в регионах, где бизнесу требуется больше внимания и поддержки.

Получать помощь должно быть проще и прозрачнее. Если для получения субсидии предприниматель должен пройти три понятных шага, а не десять «запутанных кругов», это снизит барьеры и увеличит желающих прибегать к мерам поддержки. В идеале процесс получения помощи должен работать как удобный навигатор: минимальные действия — максимальная эффективность.

Регулярная обратная связь с бизнесом — еще один ключ к успеху. Опрашивать представителей бизнеса, проверять, какие инструменты эффективны, а какие нет. К примеру, сбор данных о результатах взаимодействия с властью подсветит слабые, болевые точки. Пилотные проекты станут способом протестировать новые инициативы и понять, насколько они соответствуют реальным запросам.

Особенно важно участие бизнеса в разработке новых мер поддержки. Их содействие даст возможность чиновникам услышать мнение напрямую, а не через документы и отчеты.

И, конечно, необходимо создание удобных онлайн-платформ. Единый портал с аккумуляцией всей информации о программах господдержки, — от видов помощи до отчетов о распределении средств, — может стать мощным инструментом. Эти площадки сделают взаимодействие с государством удобным, понятным и доступным.

Чтобы мотивировать госорганы работать более эффективно, стоит ввести KPI, завязанные на удовлетворенности бизнеса. Это будет стимулировать чиновников улучшать процессы и поддерживать высокий уровень сервиса.

Начать дискуссию