Как меня видит налоговая – реально ли снизить интерес проверяющих?

Страшный сон предпринимателя – выездная налоговая проверка. И если раньше казалось, что налогоплательщику на УСН (упрощенной системе налогообложения) ничего не угрожает, то сейчас, как показывают последние тенденции в поведении представителей Федеральной налоговой службы (ФНС), прилететь может каждому: и компании с миллиардами выручки, и индивидуальному предпринимателю, и физическому лицу. Казалось бы, СМИ трубят о поддержке предпринимательства, МСП, импортозамещении, при этом ощущение, что «давление» с точки зрения контроля за налогами не снижается. Чего только стоят последние громкие дела блогеров. Объективно понятно: бюджету требуются средства на реализацию этой самой поддержки, не забывая о текущих бюджетных обязательствах и текущей общемировой ситуации.

Исторический экскурс

Хочется отметить, что глобально ничего нового ФНС не придумывает.

Основа налогового контроля лежит в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной в 2007 году (для любителей почитать первоисточник – Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). В рамках данной Концепции были определены 12 общедоступных (жирный курсив и CAPS LOCK для тех, кто возмущается, что нет понимания требований ФНС к бизнесу) критериев самостоятельной оценки налоговых рисков. Вот они (цитата):

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев;

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

На сайте ФНС России критерии официально опубликованы.

Вот уже 7 лет ФНС работает на базе данных критериев и даже начинающему бизнесмену хорошо бы их знать на старте бизнеса, чтобы понимать, как выстраивать работу и в будущем не ругаться с главбухом, который не «разрешает» работать с тем или иным контрагентом.

Что изменилось?

А изменились инструменты, которыми пользуется ФНС в рамках анализа компаний в проекции указанных критериев. Если раньше инспекторы не поднимали головы над кипами бумажных банковских выписок, ночами трансформировали их в эксель, чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь, то сейчас уровень автоматизации службы настолько высокий, что нажатием «одной кнопки» инспектор может получить полную аналитику движения по расчетным счетам по любому налогоплательщику, «дерево взаимосвязей» и аффилированности между компаниями, связи сотрудников и должностных лиц.

Именно благодаря высокой автоматизации ФНС удалось снизить за последние несколько лет количество налоговых проверок, при этом обеспечить их высокое качество (то есть увеличить сумму доначислений). Если раньше ФНС назначала, например, 1000 проверок, а затем долго и мучительно их “отрабатывала” (ибо план и т.д.), частенько уходя ни с чем, то сейчас чуть иначе. Получив аналитическую информацию о 1000 компаний, направляется 1000 запросов о представлении документов (информации), компаниям в рамках текущей работы поясняется, что выявлено и что с этим не так, ну а дальше налогоплательщик самостоятельно принимает решение:

· предоставить проверяющим дополнительную информацию и раскрыв все детали в моменте, доказать, что всё хорошо: инспекторы получают фактуру, что у налогоплательщика всё хорошо, и идут дальше;

· согласиться с претензиями и предоставить уточненную декларацию - на это компании идут, когда видят, что действительно не правы;

· не согласиться: такая ситуация возникает, когда стороны не смогли убедить друг друга в своей правоте. И именно в этой ситуации инспекция принимает вопрос в ещё более глубокую проработку, собирает дополнительные доказательства и фактуру и формирует решение о проведении выездной налоговой проверки.

Именно из-за повышения качества, интенсивности и контактности предпроверочной/контрольно-аналитической работы складывается ощущение, что на бизнес «давят». Однако предприниматели, которым хоть раз приходилось иметь дело с выездной налоговой проверкой согласятся, что намного проще дать документы и пояснения в моменте, чем в течение пары лет жить как на вулкане, не понимая, в какой момент он может забурлить.

Как снизить вероятность попадания под прицел ФНС?

Во-первых, понять, что «как раньше» работать будет сложно: “бумажный” НДС, зарплаты в конверте и т.д. теряют свою актуальность и практически лежат на ладони у ФНС.

Во-вторых, знать, что в вашем распоряжении есть ряд инструментов для самостоятельной проверки своего бизнеса с точки зрения налоговых рисков.

В-третьих, сделать проверку с использованием любого инструмента.

В-четвертых, предпринять меры для нивелирования критериев, которым будет соответствовать ваш бизнес по итогам проверки.

В-пятых, периодически повторять такую проверку и консультироваться с экспертами в “неоднозначных” случаях.

Подробнее об инструментах

Любому предпринимателю доступны следующие опции:

1. Если компания является пользователем самого популярного в России программного обеспечения для бухгалтерского учета, то можно воспользоваться разделом «Оценка риска налоговой проверки». В данном разделе компания автоматически «прогоняется» по всем вышеуказанным критериям, производятся необходимые расчеты, и цветовыми индикаторами подсвечиваются те критерии, на которые стоит обратить внимание. Возможно потребуется помощь бухгалтера или налогового консультанта, чтобы более детально понять, почему показатели рассчитаны именно так, и чтобы понять, как изменить ситуацию по “красным” критериям, но в целом справится любой собственник.

2. На сайте ФНС реализован большой раздел «Прозрачный бизнес». С помощью этого раздела можно сделать предварительную проверку любого контрагента и при обнаружении негативных факторов, предпринять дополнительные меры. Там же есть подраздел «Калькулятор налоговой нагрузки». С его помощью можно более детально «посмотреть» свою компанию (а также посмотреть показатели ещё до начала бизнеса исходя из планируемых показателей), получить по ней расчеты налоговой нагрузки и рентабельности в соответствии с Концепцией.

3. Если ваш бухгалтер «не делится» с вами рутиной в части требований и иных документов от налоговой инспекции (таких почти не осталось, но всё же), то рекомендация – вменить ему это в обязанность. Если налоговой что-то в вашей работе не нравится, то она точно будет направлять вам требования о представлении пояснений или вызовы в инспекцию. Это «звонок» - что-то не так. С этими вопросами, как мы обозначили выше, можно работать не дожидаясь полноценной выездной проверки.

Эти 3 простых шага помогут любому бизнесмену спать спокойно.

Если же вы всё проверили: налоговая нагрузка и рентабельность в норме, убытков и возмещения нет, а требования всё равно «сыпятся», то лучше обратиться к экспертам – налоговым консультантам или юристам. Также пообщаться с такими спецами будет не лишним, если вы хотите изменить бизнес-модель. В периоды роста бизнеса есть искушение делать «всё» с минимальной налоговой нагрузкой. Однако, как показывает практика, сейчас это высоко рисковый путь, прямиком ведущий компанию к проверке.

Вывод

ФНС последние несколько лет действительно рапортует о желании снизить давление на бизнес и отчитывается об этом снижении: упало количество проверок, упало количество требований и пр. И этой действительно так. Повышенное административное давление сейчас скорее ощущается путём «усиления автоматизации» налогового контроля за счет бизнеса: внедрение онлайн касс, систем Честный знак, Меркурий, ЕГАИС и т.д.. Однако, чем больше в моменте бизнес отдаёт своей информации, тем проще налоговой её проанализировать без его участия и побеспокоить только тогда, когда возникнут вопросы (и не раньше). И частота изменений законодательства не внушает оптимизма. И если первое нужно понять и принять, то со вторым – хочется верить, что после стабилизации внешнеэкономической ситуации, мы как-то выйдем на снижение количества и повышение качества выпускаемых законодательных актов (всё как с проверками).

Начать дискуссию