Как ФОТ может влиять на бизнес. Base!

Фонд оплаты труда, более известный как ФОТ. Звучит как статья расходов, но на самом деле, это сильный рычаг управления бизнесом. С помощью него можно управлять производительностью, избегать лишних трат и всяких неприятностей, вроде кассовых разрывов.

Что такое ФОТ?

Это все деньги и выплаты, которые производит компания сотрудникам. В него входят: оклады, премии, бонусы, налоги, больничные (первые 3 дня), отпускные, сверхурочная работа, выходное пособие при увольнении.
На усмотрение собственника компания может добавить в ФОТ: компенсации за питание, проезд, мобильную связь, подарки, тренинги, и материальную помощь, ДМС. 
А вот декретные выплаты и дивиденды в ФОТ не входят совсем.

Как он помогает достигать стратегических целей?

Чтобы инструмент работал хорошо, важно понимать, каких целей хочет достичь компания: увеличение прибыли, рост выручки, оптимизация издержек, повышение лояльности сотрудников. Планирование ФОТ должно соотноситься с этими задачами.

Например, если компания ориентирована на развитие, и в стратегических планах есть либо запуск новых проектов, либо повышение мощностей уже существующих проектов, то при планировании ФОТ необходимо будет включить значительную долю инвестиций в найм новых сотрудников, а еще на обучения, которые помогут повысить эффективность текущего персонала. Если грамотно поработать с системами финансовой мотивации сотрудников, даже в случае плохих запусков компания не опустится ниже точки безубыточности.

Или, если стратегия компании требует сокращения издержек, ФОТ стоит пересмотреть в сторону оптимизации: численность персонала, передача части функционала на аутстаф и внедрение систем контроля эффективности сотрудников. Вы можете взглянуть на фонд оплаты труда и орг.структуру, детально проанализировать, есть ли у вас дублирующиеся должности, “руководители без сотрудников” и сократить косты в этих направлениях.

За какими показателями стоит следить, чтобы это работало?

Вне зависимости от того, растет компания или сокращает издержки, всегда, каждый месяц, важно следить за показателями: ФОТ к доле выручки и показатель выручки на 1 сотрудника. Это супер ключевые метрики, которые используют для оценки эффективности управления затратами на персонал и производительности компании.

Выручка на сотрудника - показатель отражает, сколько выручки приносит один сотрудник компании за определенный период (месяц, квартал, год). Его можно считать мерой производительности труда.

ФОТ к выручке - показатель помогает сравнивать расходы на персонал с выручкой, выявить отклонения и принимать меры по оптимизации. Особенно круто это получается, если вы работаете с дашбордами эффективности сотрудников (о них я тоже расскажу, но в следующей статье)

Как ФОТ может влиять на бизнес. Base!

Как считать?

Как ФОТ может влиять на бизнес. Base!

Что делать с полученными данными?

Сравнивайте показатели с бенчмарками по вашей нише
У каждой отрасли есть свои средние значения для ФОТ к выручке и выручки на сотрудника. Например, в IT и консалтинге они могут быть выше, а в ритейле и производстве — ниже.

Следите за динамикой
Сравнивайте показатели за разные периоды. Рост выручки на сотрудника при стабильной или сокращающейся доле ФОТ к выручке — это признак повышения эффективности.

Используйте автоматизацию
Инструменты аналитики (BI-системы или дашборды) помогут визуализировать данные и выявить отклонения.

А что делать, если показатели оказались неудовлетворительные?

Если у вас получился высокий показатель ФОТ к выручке:
- Пересмотрите оргструктуру: устраните дублирующие должности.
- Оцените эффективность систем мотивации и бонусов.
- Рассмотрите аутстаффинг или аутсорсинг для второстепенных функций.

Если у вас получилась низкая выручка на сотрудника:
- Проведите анализ загрузки сотрудников: возможно, кто-то недозагружен.
Оптимизируйте штат: увеличьте объем работы на сотрудника при сохранении качества.
- Инвестируйте в обучение или автоматизацию процессов.

Глубокая работа с ФОТ - очень интересный и эффективный инструмент, главное в нем, не просто считать цифры, но еще использовать их для принятия стратегических решений.

Расскажите, используете ли вы ФОТ в качестве инструмента управления? :)

44
11
9 комментариев

Есть о чем подумать после статьи (и что поделать!). Раньше ориентировалась только на рынок и среднюю маржинальность проекта. Но это работает для оцифровки спецов на конкретном проекте с конкретными критериями эффективности в рамках месяца. На более стратегические дистанции и процессные задачи несколько раз теряла деньги на сотрудниках

2

Фот к прибыль тоже хороший показатель, выручка может быть, но при этом нулевая прибыль

1

да, тоже хороший показатель. про фот к прибыли думаю рассказать в статье об эффективности сотрудников) фот к выручке все же более стратегическая метрика, а фот к прибыли уже про ситуации, когда нужно «залезть под кожу» 😁

2
1

А какими должны быть эти показатели в процентах?

1

цифры сильно зависят от отрасли, в которой вы работаете. в каждом направлении свои бенчмарки, которые могут быть не применимы к другим отраслям.

показатели по выручке на сотрудника тоже стоит рассматривать индивидуально, эту метрику лучше оценивать в динамике.

напишите мне в лс отрасль вашей компании, я пришлю информацию по норме фот к прибыли по вашему направлению)

2

+1, тоже интересно

1

Так как я стартапер, к фоту отношусь очень тревожно, лишнего стараюсь не тратить)

1