Как спланировать производство/закупки детской одежды? Прогноз спроса и оптимизация расходов

Планирование сезонных закупок в оптовом бизнесе — процесс, требующий анализа, гибкости и понимания текущих тенденций. У меня свое производство детской одежды под ТМ Sovalina. И мы продаем, как оптом, так и в розницу. Мой опыт и опыт моей команды позволил мне найти рабочие подходы. которые помогают минимизировать расходы и прогнозировать спрос. Я расскажу, на что стоит обратить внимание.

Как спланировать производство/закупки детской одежды? Прогноз спроса и оптимизация расходов

1. Данные о продажах прошлых сезонов

Первый шаг в планировании — это работа с данными о продажах за предыдущие сезоны. Мы анализируем информацию на разных уровнях, чтобы избежать двух ключевых ошибок:

  • Производство неликвидного товара, который не будет продаваться. Например, летние шорты, которые пролежат до зимы.
  • Нехватка товара в пиковые периоды, что приводит к уменьшению прибыли.

Как мы анализируем данные:

  • На верхнем уровне мы собираем общие данные: сколько единиц товара было продано, какова была сумма продаж, какова была прибыль.
  • Переходим на средний уровень (в нашем случае - лекала): смотрим категории товаров (например, платья с длинным рукавом), оцениваем их популярность.
  • Анализируем лекала и отдельные артикулы, чтобы понять, какие модели продавались лучше всего и где.

Такой детальный подход позволяет нам выявить волны продаж. Например, если данные за несколько лет показывают, что платья с длинным рукавом продаются в феврале в 3,5 раза активнее, чем в июне, мы можем точнее планировать продажи и закупки.

Аналитика позволяет нам определять объёмы продаж товара от сезона к сезону. Например, если объёмы продаж товара остаются стабильными, мы ориентируемся на прошлогодние показатели. Планируя производство, мы рассчитываем ориентировочный объём продаж на сезон и производим товар строго в рамках этого прогноза. Это помогает избежать накопления неликвидного товара Один раз мы сталкивались с этой ошибкой и половина склада оставалась заполненной “зависшими” товарами.

Кроме того, анализ волны продаж показывает месяцы с высоким спросом, когда покупатели активнее приобретают определённые товары. К таким периодам мы готовимся заранее.

2. Текущие тренды

Тренды диктуют моду, но важно понимать, какие из них подойдут именно вашей компании.

Как спланировать производство/закупки детской одежды? Прогноз спроса и оптимизация расходов

Мы в Sovalina не работаем на рынке fast fashion. Наш подход — ориентироваться на крупные тенденции. Например, сейчас это оверсайз, экологичные ткани, нейтральные расцветки.

Мы не берем все тренды подряд. Мы проверяем соответствует ли тренд стилистике нашего бренда? Так как есть “супертрендовые” лекала, фасоны, принты, но мы за сохранность стилистической целостности бренда.

Если ваш бизнес работает на рынке фаст-фэшн, следование мелким трендам, например, популярным сериалам, может быть выгодным. Но в любом случае важно проверять:

  • Соответствует ли тренд концепции бренда?
  • Привнесёт ли он реальную ценность вашим клиентам?

Соблюдение баланса между актуальностью и идентичностью бренда — рабочая система.

3. Разделение на базовые и сезонные товары

Наша коллекция состоит из двух типов товаров:

  • Базовые модели. Это 80% нашей продукции, они продаются круглый год.
  • Сезонные товары. Короткий список моделей, привязанных к определённому времени года, например, летние сарафаны или осенние костюмы из футера.

Базовые модели подвержены волнам продаж, о которых я писала выше. То есть иногда они продаются больше, а иногда меньше.

Сезонные товары продаются всего лишь несколько месяцев в году. По моей модели бизнеса это не приоритетно. Если ваша бизнес-модель позволяет грамотно управлять сезонными товарами, они могут стать источником хорошей прибыли.

4. Автоматизация работы

Аналитика и автоматизация — наши лучшие друзья в планировании. Это можно сделать в разных программах. У нас этим занимаются аналитики, которые строят модели данных на архивных данных с площадок с прошлых лет. Мы используем:

  • Power BI, Google Таблицы и Excel. Эти инструменты помогают анализировать данные за прошлые годы и строить прогнозы.
  • Программы управления запасами. В нашем случае это 1С, интегрированная с другими системами.

Если вы только начинаете, можно работать в Excel. Это простой и доступный способ навести порядок в данных и выстроить первичную аналитику. Именно на базе этой программы мы написали свою первую аналитику. Мы поняли, что нам нужна аналитика к середине первого года существования компании. Так как начал скапливаться неликвидный товар , а нужный товар, который пользовался спросом перестал появляться в нужном объеме. Поэтому автоматизация важна для отслеживания динамики продаж и управления запасами. Она позволяет быстрее реагировать на изменения спроса и избегать ошибок в планировании.

5. Гибкость: готовность к корректировкам

Многие крупные компании планируют коллекции за год или еще раньше. Мы предпочитаем шить минимальные объёмы на полгода вперёд, чтобы оставаться адаптивными. Так как мы работаем на маркетплейсах и входим в сегмент покупок, который можно назвать “быстрые покупки”. Такой подход помогает реагировать на:

  • Погодные условия. Например, слишком тёплая осень может снизить спрос на зимнюю одежду.
  • Изменения в экономике или политике.
  • Сюрпризы рынка, которые невозможно предугадать заранее.

Гибкость позволяет минимизировать издержки и не упустить возможности на рынке.

Заключение

В заключение хочется отметить, что производство одежды или оптовые закупки всегда связаны с поиском баланса между дефицитом и профицитом. В зависимости от ситуации компании может быть выгоден как дефицит товара, так и его избыток.

Если у компании есть дополнительные финансовые резервы, она может позволить себе работать по модели профицита. Однако, по моему опыту, универсального ответа на вопрос, что лучше — дефицит или профицит, не существует. Это зависит от множества факторов, и у каждого подхода есть свои преимущества

Безусловно, идеальной является ситуация, при которой отсутствует как дефицит, так и избыток товара. Однако это идеал, своего рода точка совершенства, к которой все стремятся, но которой практически невозможно достичь. На практике управление запасами — это постоянно меняющаяся, подвижная структура, в которой приходится балансировать между крайностями.

Стоит также учитывать, что каждый новый сезон на 70% будет похож на предыдущий, но оставшиеся 30% могут преподнести совершенно неожиданные сюрпризы. Если же появляются дополнительные внешние факторы, такие как политические или экономические изменения, доля непредсказуемости может увеличиться до 50%. Поэтому важно быть готовыми гибко реагировать на изменения и адаптировать свои стратегии

11
2 комментария

Да, порой погодные условия могут обломать даже супер-маркетинговые стратегии

Да, я согласна. У нас был такой опыт, что было очень тепло и у нас встала осенняя коллекция. Тогда мы ничего не могли сделать. Оставалось дождаться нужной погоды)