Национальные проекты за 40 трлн рублей

Национальные проекты за 40 трлн рублей

Госдума 14 ноября на заседании приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. Бюджет сформирован максимально сбалансированным, с учетом текущих экономических условий, геополитической ситуации и приоритетов правительства, среди которых ключевое место занимает снижение инфляции. Одним из компонентов снижения является импортозамещение. Плановое импортозамещения, как первоочередная задача, формируется прежде всего из доходов нефтегазовых поступлений, растущих в 2024 году, и затрагивает вливания в экономику прежде всего через национальные проекты.

Однако, несмотря на положительный эффект для экономики от импортозамещения, существует риск значительной зависимости сбалансированности бюджета от национальной экономики в условиях падения рентной доходности. Это означает рост зависимости от качества управления капиталом и мультипликативного эффекта реализации стратегических инвестиционных программ, включая государственные, преимущественно национальные проекты.

Национальные проекты России на 2025–2027 годы являются продолжением и развитием ранее запущенных инициатив. Точные детали и названия могут меняться в зависимости от корректировок бюджета и приоритетов правительства.

Среди общих направлений национальных проектов особое внимание стоит обратить на следующие области:

• Образование. Улучшение качества образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего. Фокус на цифровизации образования, развитии профессиональных навыков, повышении компетенции учителей.

• Наука и технологии. Стимулирование научных исследований и разработок, поддержка инноваций, развитие высоких технологий. Поддержка научных коллективов, создание инновационной инфраструктуры.

Это связано с высокой зависимостью конкурентоспособности экономики России на международной арене от этих двух направлений, особенно в условиях низкой масштабируемости. Стоит принимать в расчёт тренд создания максимальной добавочной стоимости в национальной экономике в сфере услуг высокотехнологичных отраслей. Заслуживает внимание тот факт, что с вызовами текущего дня российская экономика не совсем справляется. Среди многочисленных убыточных государственных компаний появились ещё два аутсайдера национального масштаба, в которые были вложены колоссальные бюджетные средства — это Автоваз и Камаз.

Внешняя и внутренняя конъюнктуры 2024 года также внесли свои особенности в формирование национальных проектов на 2025-2027 годы:

• Импортозамещение. Развитие отечественного производства столкнулось не только с проблемой девальвации рубля к доллару и соответственно к юаню, ростом транзакционных издержек, но и недостаточной конкурентоспособностью банковской системы в обеспечении необходимой ликвидности экономики в сравнении даже с дружественными странами. Недопущение стагфляции в 2025 году является задачей национальной безопасности России уже сейчас. Правительство РФ, с целью обеспечения устойчивости роста ВВП стало вынужденным союзником промышленных компаний, замещая основную банковскую функцию — перераспределение ликвидности бюджетными субсидиями.

• Цифровая трансформация. Цифровизация останется важной частью большинства национальных проектов, включая развитие цифровых технологий и цифровых сервисов для населения и государственных организаций. И «корень» необходимости таргетирования развития цифровых платформ лежит не только в плоскости развития цепочки формирования добавочной стоимости, но и в проблеме демографической «ямы», а также продолжающимся оттоке трудовых мигрантов и росте стоимости человеческого капитала, причем, прежде всего рабочей категории.

• Устойчивое развитие. Вопросы устойчивого развития и климатическая повестка становятся всё более актуальными. Президент России Владимир Путин на саммите БРИКС отметил: «Россия стремится самым активным образом участвовать в общемировом климатическом процессе. Наша страна является одним из лидеров по вкладу в сокращение выбросов парниковых газов, а её энергобаланс — один из самых «зелёных» в мире. Доля экологически чистой газовой, атомной, гидрогенерации составляет у нас 85 процентов». Важным элементом развития корпоративных финансов является социальное проектирование, как залог роста «гудвил» и формирование на всех уровнях развития социального окружения компаний мультипликативного эффекта за счёт более глубокого развития каждого члена сообщества.

Связь между миром корпоративных финансов и государственными финансами за последние годы только усилилась через вовлечённость в реализацию национальных проектов. Тому есть множество причин. Но среди прочих — требование Президента РФ в достижении поставленных целей, через систему максимально эффективного использования выделяемых ресурсов. С 2005 года национальные программы вносят существенный вклад в развитие экономики корпоративного мира, а также каждого из нас в частности.

22
реклама
разместить