Что такое IPO и как в нём участвовать?

https://sharespro.ru/news/8362-izrailskiy-startap-mondaycom
https://sharespro.ru/news/8362-izrailskiy-startap-mondaycom

Когда крупная и известная компания проводит IPO – это событие может доминировать в финансовых и деловых новостях несколько недель или даже месяцев. У человека, который впервые стакивается с данным понятием, может возникнуть много вопросов. Чем примечательно данное событие? Как это может повлиять на рыночную динамику? Можно ли принять участие в IPO?

IPO – это процесс, во время которого компания, которая ранее была частной, публично продаёт свои акции сторонним инвесторам на фондовой бирже. После IPO инвесторы могут покупать и продавать эти акции по своему желанию, и компания утрачивает контроль над тем, кому она принадлежит.

В чём же причины того, что многие компании так стремятся к тому, чтобы стать публичными? Первая и самая важная причина - это позволяет акционерам, таким как венчурные фонды или первые сотрудники компании, увидеть окупаемость своих инвестиций, а кроме того – это является крайне эффективным способом быстро привлечь финансирование. Компания может использовать денежные средства для инвестирования в развитие, погашения долговых обязательств или запуска новых решений и продуктов. В обмен на это финансирование институциональные и частные инвесторы могут стать владельцами части компании во время IPO или после её выхода на биржу.

Хотя IPO представляют собой привлекательные возможности для покупки акций популярных компаний, нужно иметь в виду, что акции многих «модных» IPO теряют в стоимости уже в первый день торгов, поэтому такие инвестиции относятся к категории высоко рискованных. Для самой компании IPO также представляет собой некоторые изменения в рабочих процессах. Поскольку компания больше не является частной, она обязана публиковать квартальные и годовые финансовые отчёты, чтобы инвесторы могли тщательно изучить, что именно они покупают. Кроме того, компания также должна предоставить акционерам право голоса при принятии некоторых решений, например о том, кто входит в совет директоров.

В ходе IPO эмитент акций (компания, желающая привлечь капитал), заручается поддержкой, так называемых, андеррайтеров. Процедура привлечения капитала в ходе IPO, с помощью услуг инвестиционных банков, как гарантов размещения акций, называется андеррайтинг (англ. underwriting – «подписка»), а те, кто её осуществляет – андеррайтеры. Имена ведущих мировых андеррайтеров у всех на слуху: «GoldmanSachs», «Morgan Stanley», «JPMorgan Chase» и многие другие. Банки-кандидаты подают свои заявки, в которых указывают, сколько денег они могут привлечь, и сколько возьмут за это комиссионных – обычно они составляют от 3 до 7 процентов от суммы, которую андеррайтер сумеет привлечь на IPO.

Процесс подготовки к IPO может занять от полугода до года.

Перед компанией, которая хочет пройти через процесс IPO, встаёт много вопросов. Во сколько оценить свой бизнес? Какое количество бумаг предложить инвесторам? Когда будет лучше разместиться на бирже? Задача андеррайтера – помочь компании с ними разобраться. Как это почти всегда и бывает, самый важный вопрос – цена. По какой цене предложить компанию широкой публике? Андеррайтеры определяют такую цену акций перед IPO, которая обеспечит равновесие спроса и предложения в книге заявок, основываясь на предварительно собранных данных о цене, которую готовы были бы заплатить крупные институциональные инвесторы за акции компании.

Каждый раз, когда компания планирует IPO, процесс делится на несколько этапов. Занимается этими этапами андеррайтер, которого выбрала компания. Он обеспечивает проведение следующих этапов:

  • Формирование внешней команды IPO, состоящей из андеррайтера, юристов, сертифицированных аудиторов и экспертов из регуляторного органа. Сбор информация о компании, в том числе её финансовые результаты за последние три года и планы по операционной деятельности в будущем. Андеррайтеры ищут способы продать или списать убыточные активы, чтобы как можно больше повысить стоимость компании. Иногда они нанимают новых менеджеров или директоров, имеющих опыт работы в публичных компаниях.
  • Вся собранная о бизнесе информация становится частью «проспекта эмиссии». Это важнейший для процесса IPO документ, в котором можно найти подробную информацию о компании и размещении её ценных бумаг. Проспект исполняет несколько важных функций: он необходим для «маркетингового продвижения» выпускаемых акций, поэтому должен содержать позитивные данные о бизнесе компании, но, кроме того, по закону компания обязана раскрыть все важные детали, включая те риски, которые несут вложения в её акции.
  • Предоставление финансовых отчётов для официального аудита.
  • Заполнение заявки на IPO для отправки в регуляторный орган и назначение даты размещения на бирже.

В США, где обычно проходят самые большие и «шумные» IPO, регуляторным органом является Комиссия по ценным бумагам и биржам (сокр. КЦББ), в Великобритании - это Управление финансовых услуг, в Канаде заявки подаются провинциальным регуляторам ценных бумаг, а в России - Центральному Банку. Заявка, которая в США, к примеру, носит название «форма S-1», может включать в себя такие пункты, как финансовая отчётность, информация о том, кто владеет акциями до IPO, описание менеджмента компании, её текущие и возможные юридические проблемы, конкуренцию в секторе, бизнес-модель, принципы управления компанией.

После того, как регуляторы одобрят заявку и установят дату IPO, компания и её андеррайтер устраивают «роуд-шоу», представляя IPO различным заинтересованным сторонам по всей стране, а в некоторых случаях и по всему миру. По крайней мере, так было до того, как пандемия Covid-19 внесла свои изменения в привычный ход вещей. В 2020-ом году большинство роуд-шоу стало проводиться в онлайн-формате, с возможностью ознакомления для любого желающего. На роуд-шоу потенциальным покупателям предоставляется финансовая и другая информация о компании и озвучивается запрашиваемая цену, а инвесторы подают заявки с указанием того, сколько акций хотят приобрести.

https://sharespro.ru/news/8342-ipo-mavenir-ocenka-mnenie
https://sharespro.ru/news/8342-ipo-mavenir-ocenka-mnenie

Хотя встречи с инвесторами носят конфиденциальный характер, крупные компании редко держат в секрете свои планы об IPO. Крупные компании не могут просто в один прекрасный день внезапно появиться на бирже. Напротив, обычно в их интересах привлечь как можно больше внимания к процессу, чтобы поднять свою цену на IPO. Помимо этого, цена, которую заплатят инвесторы, зависит от множества факторов, таких как общее состояние рынка и «аппетит» к риску на IPO в рамках конкретного сектора.

После того, как проходит IPO, как правило, наступает период стабилизации. Компания не хочет, чтобы её акции упали ниже цены IPO, потому что это будет выглядеть плохо в глазах инвесторов, поэтому чтобы предотвратить это, компания может предоставить андеррайтеру возможность приобретения избыточного количества акций, чтобы у него была возможность продать до 15% больше акций, чем было запланировано изначально. Если спрос будет слабым, андеррайтер может выкупить часть акций по более низкой цене. Цель данного действия – сократить предложение, увеличив спрос. Примерно через месяц после дня IPO андеррайтер отправляет компании оценку её прибыли от размещения, а через шесть месяцев инвесторам, которые приобрели акции по цене IPO, даётся разрешение свободно торговать своими акциями на публичном рынке.

Не существует универсальной метрики, определяющей, когда компания может подать заявку на IPO. Некоторые компании существуют десятилетиями до подачи заявки, а некоторые стараются подать документы как можно скорее. Обычно компания подаёт заявку, когда достигает размера, при котором дальнейшее получения финансирования от венчурных или частных инвесторов становится уже затруднительно. В такой ситуации IPO может дать им приток финансирования для дальнейшего роста. Однако чтобы достичь этого нужно время. Компании необходимо занять прочную позицию на рынке, чтобы привлечь инвесторов и начать соответствовать требованиям регуляторов. Регулирующие органы хотят, чтобы компании становились публичными, для стимулирования инвестиций, но они не хотят, чтобы выход на IPO нестабильных компаний приводил к тому, что обычные инвесторы теряют деньги.

Обычно компания подаёт заявку на IPO, когда достигает размера, при котором дальнейшее получения финансирования от венчурных или частных инвесторов становится уже затруднительно.

IPO также дают возможность предыдущим инвесторам, которые инвестировали в те времена, когда компания была частной, зафиксировать свою прибыль и получить наличные денежные средства. Через какое-то время после того, как компания становится публичной, они получают возможность продать свои акции на открытом рынке. Как правило, после IPO эти акции стоят уже гораздо больше, чем за них было заплачено на более ранних стадиях инвестирования, поэтому такие инвесторы могут оказывать серьёзное давление на компанию с целью приближения момента её выхода на биржу.

Существует несколько признаков, говорящих о том, что частная компания уже в большой степени готова к тому, чтобы подать заявку на IPO:

  • Компания может финансово позволить себе процесс IPO. Прежде чем компания сможет получить инвестиции от публичных инвесторов, ей необходимо понести множество расходов при подготовке размещения, что под силу далеко не каждому бизнесу.
  • У компании предсказуемые денежные потоки. Рынок не любит компании, которые демонстрируют негативные темпы роста доходов или не способны примерно предсказать, какими они могут быть.
  • У компании есть потенциал дальнейшего роста. В конце концов, все инвесторы хотят, чтобы их вложения росли.
  • У компании сильный менеджмент с опытом работы в публичных компаниях. Для многих инвесторов качества лидера имеет решающее значение при принятии решения о вложении денежных средств.
  • У компании небольшая задолженность. Инвесторы не готовы платить много за компании, обременённые слишком большими долгами.
  • Компания является крупным игроком в своей отрасли. Инвесторы непременно внимательно изучат конкурентов компании.
  • У компании есть чёткий бизнес-план. Все инвесторы хотят знать, каких действий от компании можно ожидать в будущем.

Для того, чтобы обычному частному инвестору купить акции компании, которая выходит на IPO, существует четыре способа:

1. Работа с брокером, получающим акции.

Некоторым брокерам инвестиционные банки выделяют часть акций для продажи своим клиентам. Однако то, что у брокера есть акции, не означает, что он продаст их клиенту в необходимом объёме. Он может продать все или большую часть этих акций своим наиболее крупным клиентам. Если клиента интересует конкретная акция IPO, то наилучшим выбором будет обратиться с уточняющими вопросами напрямую к брокеру.

2. Работа с инвестиционным банком.

Если интерес в покупке акций IPO является очень высоким, а капитал большим, то разумным решением будет наладить отношения с одним из инвестиционных банков, которые распределяют большинство приобретённых акций непосредственно своим клиентам. Не обязательно даже работать напрямую с первоначальным инвестиционным банком-андеррайтером, ведь все крупные клиенты получат свою долю от участия в IPO. Однако зачастую за это придётся заплатить более высокие сборы и комиссии.

3. Найти паевой инвестиционный фонд, покупающий акции на IPO.

Некоторые паевые инвестиционные фонды покупают акции компаний, выходящих на IPO. В данном случае проблема заключается в том, что инвестируя в фонд, клиент покупает не только акции конкретной компании, в которую хочет проинвестировать, но и всё остальное, чем владеет фонд.

4. Подождать и купить акции IPO с открытого рынка, также как и любые другие.

Не обязательно покупать акции во время самого размещения. На самом деле, часто бывает разумнее подождать, пока ажиотаж уляжется, и цена акций не стабилизируется. Когда в прошлом году компания Uber стала публичной, её акции упали на 7% от цены размещения в первый же день торгов. И инвесторы бы сразу потеряли деньги, если бы купили акции на IPO. Поэтому порой бывает разумнее дать акциям время, чтобы они стабилизировались, не переплачивая за очередное «шумное» размещение.

88
реклама
разместить
1 комментарий

А почитаешь закон об акционерных обществах и возникает впечатление, что можно изначально регистрироваться как АО. Вот у меня, скажем, есть крутая идея, а денег не так чтобы очень - делаю АО, размещаюсь и жду пока 50% капитала нальют те, кому идея понравится. После чего можно уже что-то делать, получать какой-то доход, публиковать и привлекать тем самым новых покупателей акций, чтоб оставшиеся 50% выкупили и потратить их на расширение. 
По край мере когда-то так и делали. А сейчас черт ногу сломит...

1