МФО для малого и среднего бизнеса: итоги работы 3 квартала 2020 года

Микрокредитование пользуется популярностью не только у физ лиц, но и у бизнеса. Предприниматели и небольшие организации охотно обращаются за деньгами в МФО. В период мирового экономического кризиса и пандемии коронавирусной инфекции микрозаймы помогли многим компаниям удержаться на плаву.

Материал подготовлен при участии компании Кредитокс.

Немного статистики

По статистике, собранной Банком России, к ноябрю 2020 года микрозаймы получило 4 500 предпринимателей и малых компаний. Часть из них выдана при содействии государства в рамках программы докапитализации.

При этом более половины выданных денег (порядка 8 млрд рублей) распределили всего за несколько месяцев. Лидерами по объемам кредитования стали Крым, Рязанская, Псковская, Новосибирская области, Камчатский и Хабаровский края, республики Якутия и Удмуртия. Считается, что это связано с непростой экономической ситуацией в перечисленных регионах страны.

По имеющейся информации, большая часть заемных денег ушла на покрытие непредвиденных издержек, которые были связаны с коронавирусными ограничениями и последствиями мирового экономического кризиса.

Интересно, что предприниматели предпочитают обращаться за займами в проверенные, известные МФО, которые являются крупнейшими компаниями на рынке. При этом небольшие или молодые организации обходят стороной.

Что касается одобрения, то положительное решение принимают по 50 % заявок ИП и юрлиц, финансовое положение которых существенно ухудшилось. При этом условия кредитования и требования к заемщику остались прежними в 55 % микрофинансовых компаний. Единственное изменение, которое реализовали почти все участники рынка – лимиты. Теперь получить можно меньше, чем до ухудшения экономической ситуации.

Представители МФО отмечают, что по сравнению с прошлым годом ухудшилась платежеспособность заемщиков-предпринимателей. Они чаще нарушают сроки и порядок уплаты задолженности. Более 40 % клиентов микрофинансовых компаний обращаются за реструктуризацией займа в связи с невозможностью исполнения обязательств по нему.

Более половины МФО сообщают, что увеличился спрос на займы со стороны новых клиентов, которые ранее никогда не пользовались услугами микрокредитования. Среди них велико число предпринимателей, которые зарегистрировались менее полугода назад. К таким заемщикам меньше доверия – им реже одобряют микрозайм и устанавливают боле жесткие лимиты.

Впрочем, основная часть клиентов микрофинансовых организаций – это бизнесмены, которые работают достаточно давно и не первый раз обращаются за займами. Таких клиентов в общей сложности больше половины.

Почему бизнес идет в МФО, а не в банки

На первый взгляд обращение предпринимателей и небольших юридических лиц в микрофинансовые компании может показаться странным. Действительно, ведь в банках условия выгоднее: ниже процентная ставка, более продолжительный срок возврата средств.

Но ситуация не так проста. Не секрет, что банки предъявляют серьезные требования к заемщикам – физлицам. Для бизнеса они еще строже. Например, многие кредитные организации выдают деньги только тем предпринимателям и компаниям, у которых нет задолженности перед ФНС и в течение определенного времени поддерживается необходимый уровень прибыли. Для малого бизнеса и ранее соблюдение этих условий было непростым. А сегодня стало почти невозможным.

В МФО все гораздо проще. Требования довольно мягкие даже для бизнеса – меньше жестких условий, меньше документов. Можно относительно легко получить деньги, выполнить обязательства перед государством и кредиторами и остаться на плаву в непростых экономических условиях.

Начать дискуссию