Что такое компании-зомби и почему от них лучше держаться подальше

Что такое компании-зомби и почему от них лучше держаться подальше

Мало кто станет оспаривать факт, что крупные денежные вливания со стороны ФРС в этом году были вполне здравой мерой, направленной на смягчение серьезных экономических последствий пандемии. Однако у подобного вмешательства есть свои недостатки, одним из которых стало увеличение числа так называемых “компаний-зомби”. Под этим "термином” я подразумеваю компании, которые не окупают затраты своей деятельности, при этом продолжают привлекать акционерный капитал в поисках “дешевых” денег, необходимых для выплаты процентов по их долгам.

Таким “ходячим мертвецам” играют на руку низкие процентные ставки, поскольку они стимулируют инвесторов к риску, тем самым позволяя акциям нестабильных предприятий оставаться относительно популярными. Принято считать, компании-зомби — это бизнес с коэффициентом покрытия процентов менее 1 за последние три года (англ. interest coverage ratio, характеризует способность организации обслуживать свои долговые обязательства). В составе индекса Russell 3000 таких - целых 11%, а к концу следующего года число подобных компаний может возрасти до 19%, что эквивалентно 571 предприятию.

Отсутствие прибыли

В среднем за последние 25 лет примерно пятая часть компаний из Russell 3000 либо не имела прибыли, либо вовсе демонстрировала чистый убыток. Сейчас ситуация стала еще хуже - эта цифра выросла до 30%. Чтобы представить это в контексте, доля таких компаний составляла 29% в эпоху спада доткомов на рубеже веков и в последний раз превышала 25% во время Мирового финансового кризиса 2008 года.

Тут нужно сделать важную ремарку: свою долю в этом списке занимают молодые предприятия, находящиеся на предпроизводственной или предпродажной стадиях, те есть их потенциал еще не реализован.

Кстати, к компаниям-зомби относятся не только малоизвестные или небольшие компании. Среди популярных гигантов существует немало подобных примеров: ADT, предоставляющая услуги безопасности, Uber Technologies, эксперт по нефтяным бурениям Transocean или оператор кинотеатров AMC Entertainment Holdings - все они "компании-зомби".

Хотя в оправдание тут можно упомянуть пандемию, нанесшую тяжелый удар их отраслям, Tesla , Wayfair и Roku так легко уже "не отделаются". У всех этих компаний EBITDA не покрывает платежи по долгам (EBITDA — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации).

Еще одно важное замечание: этот факт не означает, что у них нет потенциала увеличить доход и выйти на прибыль. Многие крупные компании, такие как Amazon или Salesforce, предпочитали реинвестировать значительную часть дохода, откладывая выход на прибыль, пока не стали лидерами своих ниш.

Другой пример - Moderna, находилась и находится на убыточной стадии, вкладывая средства в разработку препаратов. Сейчас, когда компания добилась результата, у нее есть все шансы выйти на следующий, прибыльный этап. В общем, не каждая убыточная компания является зомби, многое зависит от стадии развития.

Нетипичная доходность по облигациям

У предприятий, цель которых сводится к банальному выживанию, зачастую нет возможности думать о долгосрочных перспективах.

Слишком низкая, или, наоборот, слишком высокая доходность по облигациям (относительно индустрии) - тревожный "звоночек". Сталкиваясь с такими облигациями, следует пристально рассмотреть компанию по критериям, описанным выше.

Стоит ли инвестировать в "зомби"

Согласно исследованиям, около двух третей "ходячих мертвецов" в конечном итоге "выздоравливают" и выходят на стабильный доход. То есть вложение в подобную компанию - не синоним потери средств. Более того, удачно выбрав "зомби", можно неплохо заработать, купив акции по низу рынка.

Как всегда, у медали есть обратная сторона. Согласно исследованию Банка Финляндии, примерно половине восстановившихся "компаниний-зомби" требуется на это три года, а у 15% на это уходит более пяти лет. То есть риск если не потерять, то "заморозить" свои средства на срок около 3 лет достаточно велик.

Моя рекомендация на этот счет - быть внимательными и избегать подобных акций таких компаний, даже если они кажутся недооцененными. Эти "зомби" умеют выдавать себя за живых...

Подписывайтесь на Кабинет инвестора в Telegram! Там еще много интересного!

Начать дискуссию