Как понять, что бизнесу пора искать партнёра и инвестиции
Развитие новой компании – длительный, сложный и часто деморализующий процесс. Оценив все риски создания и масштабирования бизнеса, фаундеры часто принимают решение привлечь поддержку со стороны. Читайте, как и когда стоит привлекать партнеров-инвесторов
Можно ли обойтись самофинансированием
Ограничиться самофинансированием можно только в том случае, если вы категорически настроены сохранить независимость и полный пакет акций компании. И то, такое решение позволительно тогда, когда у за спиной у основателя имеется практический опыт создания успешных проектов, компетенции и внушительный капитал, который покроет возможные риски. Если же есть просадка как минимум в одном из этих трех пунктов - вы рискуете жизнеспособностью своего дела.
Когда стоит искать партнерства
Предположим, вы развиваете стартап. Оптимально, когда продукт компании востребован и постепенно улучшается, проект стабильно масштабируется, окупает себя и даже приносит прибыль. Но даже в успешном бизнесе команда может столкнуться со следующими нюансами:
Ситуация №1. Давление конкурентов. Чем рентабельней определенный рынок, тем больше конкуренция на нем. В таких условиях, конкуренты определенно будут пытаться вас обогнать.
Партнерство с инвестором - это возможность сделать рывок и повысить конкурентоспособность. Финансовый поток и другой взгляд на бизнес помогут объективно улучшить и усилить бизнес любых масштабов.
Ситуация №2. Кризис роста. Для более зрелых стартапов актуален вопрос подготовки к следующим этапам фандрейзинга и релокейта к западным инвесторам.
Переход к следующему этапу развития - это вызов и проверка фаундеров на прочность. Бизнес в такие моменты будто переживает своеобразную турбулентность. В такой ситуации пригодится финансовая подушка и поддержка опытного партнера.
Ситуация №3.Основатель, имея экспертизу в определенной области, фокусируется на ней. Например, фаундер имеет богатый опыт в маркетинге и решает сфокусироваться на этой области. Но сфера продаж или администрирования бизнеса остается незащищенной. Судя по нашему опыту общения с владельцами бизнесов, такая ситуация встречается не повсеместно, но довольно часто.
Партнерство с опытным инвестором многократно усиливает проект и нивелирует слабости. Так, предприниматель закрывает пробелы в своих возможностях / знаниях, дополняет сильные стороны и закрывает горящие вопросы силами партнера. Инвестор, оберегая и наблюдая за развитием проекта, поможет заметить возможные ошибки и недочеты.
На венчурном рынке есть стереотип, что инвесторы закрывают только финансовые потребности компании, но это не всегда так. Помимо финансов, многие инвесторы помогают фаундерам портфельных проектов другими активами: связями, компетенциями своих специалистов (например, HR, BizDev и т.д.), готовят стартап к следующим этапам фандрейзинга и т.д. Но каждый фаундер определяет сам, что он рассчитывает получить от сделки.
Наш фонд занимает активную позицию в партнерствах. Наша команда готова оставаться на связи и помогать портфельным проектам 24/7. Нам приятно, когда кроме денег фаундер заинтересован в поддержке, доверяет нашей экспертизе и опыту. Для нас - это дополнительная гарантия успеха в работе.
Как дать толчок бизнесу и найти первого инвестора
Поиск инвестора для стартапа на начальной стадии реализации (pre-seed) и зрелого бизнеса - совершенно разные вещи. Проверяя гипотезу и рабочий прототип продукта ( на стадии MVP), вы можете:
- Разместить информацию о себе в базе стартапов. Имея MVP и четкое понимание рынка, попробуйте зарегистрироваться в онлайн-сервисах поиска первичных инвестиций (например, биржа startup.network, napartner, startup.tender и т.д.). На таких платформах, венчурные капиталисты часто ищут проекты в нужных им нишах.
- Участвовать в конкурсах и нишевых мероприятиях. Как минимум, вы заявите о себе, познакомитесь с единомышленниками и получите ценный опыт, а в случае выигрыша — денежный грант, который направите на развитие бизнеса. Также, стоит мониторить образовательные программы для предпринимателей и хакатоны.
- Прокачаться в инкубаторе / акселераторе. Инкубация - отличный вариант для начинающих предпринимателей, которые хотят воплотить свою идею в жизнь, но пока плохо знакомы со стартап-индустрией. Работая в инкубаторе, вы обучитесь, протестируете идею, соберете команду и дорастете до получения первых инвестиций.
Активный поиск инвестора
Имея более или менее зрелый бизнес, пробуйте искать инвестора активно. Естественно, самым эффективным методом привлечь к проекту внимание является личное знакомство с инвестиционный менеджером, но не пренебрегайте холодным контактом - письмом или заявкой на сайте.
Чтобы определить подходящий фонд, зачастую, достаточно изучить сайт выбранной организации. Обычно там указывают ниши и стадии развития компаний, на которых фокусируется инвестор. Также, можно ориентироваться на списки портфельных проектов, с которыми фонд заключил сделки ранее (советуем изучить их в любом случае). Список потенциальных инвесторов и их сделок доступен на CrunchBase .
Мы, Adventures Lab, рассматриваем проекты на Early, Growth и Late стадиях . Чтобы заявить о себе, достаточно связаться с нами любым удобным вам способом. Например, заполнить специальную форму на нашем сайте или написать на почту [email protected]