Как избежать переплат за ИТ проекты

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с такой ситуацией, когда потратил деньги, приобрел себе какую-то вещь, услугу, ценность, но не получил от этого удовольствия, потому что понял после покупки, что переплатил, и мог купить дешевле. Я однажды так купил автомобиль в автосалоне, и потом месяц морально страдал от того, что мог купить его на 20% дешевле, если бы провел детальную аналитику рынка сам, а не обратился к "профессионалам". На корпоративном уровне подобные потери случаются регулярно. Однако, как и в случае с обычным человеком, о том, что потери случились компания может даже не узнать. В большинстве случаев так и бывает. Заметны обычно вопиющие потери, которые горят красными цифрами в финансовой отчетности. В области информационных технологий, в малом и среднем бизнесе, наибольшими обычно являются потери незаметные, которые даже часто потерями никто бы и не подумал называть.

Как избежать переплат за ИТ проекты

Виды потерь с примерами

Чтобы разобраться, как избежать переплат, нужно сначала понять, какие потери вообще бывают. Я говорю про ИТ отрасль малого и среднего бизнеса, опираясь исключительно на свой опыт и прожитые кейсы.

Потери могут быть:

Прямые, заметные, легко подсчитать

  • Например, сделали какой-то ИТ проект, а он по разным причинам оказался не нужен компании, или не дает тех результатов, которые от него ожидались. В этом случае все затраты на проект оказались потерями, легко посчитать.

Прямые, заметные, сложно подсчитать

  • Например, реализуем какой-то ИТ проект, и в процессе реализации понимаем, что выходим за рамки сроков и бюджетов, которые заранее спланировали. Но мы не можем остановить проект, потому что нам нужны его результаты и принимаем решение продолжать вкладывать деньги и ресурсы в проект. Часто бывает, что реальные затраты на проект и его реальные сроки реализации могут превышать плановые в разы или на порядок. В этот же пункт можно добавить активности/проекты, в которые вошли без изначального плана, по разным причинам. Обычно самая частая причина - "сейчас мы быстренько запилим этот простой функционал".

Прямые, незаметные, сложно подсчитать

  • Тут наиболее яркий пример - сравнение между собой двух подрядчиков. Представьте, что вы проводите тендер и хотите сравнить между собой двух подрядчиков по стоимости их услуг. Какой показатель вы будете изучать? Скорее всего стоимость человеко-часа. Но брать в расчет только стоимость часа без учета качества этой работы абсолютно неверно. Программист, который будет стоить вам по 5 т.р. за час может быть в три раза производительнее, чем другой по 4 т.р. за час и сгенерирует вам меньше технического долга. Я не говорю, что всегда так будет, я говорю, что это возможно и надо оценивать оба этих показателя как минимум. Ближайшая аналогия - пытаться оценить финансовое состояние компании только на основании ее отчета Cash Flow, не глядя в бюджет и бухгалтерский баланс. Проблема для компании состоит в том, что стоимости часа сравнивать легко, а производительность почти невозможно, пане поработаешь. Или нужна чья-то рекомендация. Поэтому платя по 4 т.р. за час, компания незаметно для себя переплачивает, причем сколько именно она переплатила, посчитать очень сложно.

Косвенные, заметные, сложно посчитать

  • Например, вы наняли классных разработчиков по оптимальной стоимости и поставили им задачу - реализовать проект по разработке некоего ИТ функционала для увеличения продаж. Заказчиком проекта назначили Руководителя розничной сети и ему же вменили в обязанность написать ТЗ. Руководитель розницы взял дело в свои руки, сформировал ТЗ, отруководил командой по его реализации и отчитался за реализацию проекта в срок или почти в срок. Однако данные показали, что желаемое увеличение прибыли в результате достигнуто не было. Можно ли считать это потерями? Это был плохой план или проект был реализован некачественно? Вы начинаете разбираться, и вдруг оказывается, что руководитель в процессе реализации проекта принял ряд решений? которые находились за рамками его компетенций, тем самым ухудшив качество ИТ решения. Из-за отсутствия опыта управления он не сформировал нужные. точки и показатели для оценки качества проекта, поэтому не смог достоверно оценить в ходе проект его результаты и в итоге был под давлением ответственности, поэтому очень хотел завершить проект в срок хотя бы как-нибудь, сформировав для компании огромный технический долг на будущее. Скажете - сказочка? нифига, сплошь и рядом, постоянно встречаю такой тип потерь. У нас "аджайл", скажете вы? Отвечу, что за "аджайлом" в МСБ обычно и прячут неумение сформулировать задачу и спроектировать хорошее решение, поэтому реализация задач идет просто потоком вперемешку без форматирования на периоды, результаты, ресурсы. А самым обычным запрос к руководителю является - "нам не хватает рабочих рук, нам нужно взять в штат еще парочку программистов". Без серьезного аудита и сверки метода решения задач с потребностями бихнеса понять, сколько вы теряете в момент почти невозможно. И абсолютно невозможно оценить, сколько мин замедленного действия вам будет заложено на будущее.

Косвенные, незаметные

  • Чаще всего такой тип потерь связан с недоавтоматизированностью. Т.е., например, я часто встречаю ситуацию, когда в некой компании Х есть корпоративная отчетность. Эту отчетность собирают в Excel силами специального аналитика, а чаще группы аналитиков, которые собирают информацию из разных систем, добавляют к ней информацию из своих Excel файликов и формируют отчетные формы для руководства. Затем эти отчетные формы либо рассылаются по руководителям (почта, мессенджеры), либо на очередной отчетной встрече эта отчетность просто демонстрируется с экрана. Знаете, как часто находятся ошибки в таких отчетах? В 99% случаев. Помимо ошибок есть еще несвоевременность (в режиме онлайн люди не работают), субъективность, непроверяемость. Можно ли на основании такой отчетности принимать управленческие решения. Конечно можно, базовые тренды там будут видны, однако более точные и своевременные решения можно было бы принимать, имей компания автоматически формируемую беспристрастную отчетность в режиме онлайн по всем источникам с drill-down до источников. Сколько стоит вся эта команда бизнесу в год? Стоимость среднего проекта по внедрению BI решения в МСБ составляет на 2025 года около 1 млн руб. Сколько компания недополучает продаж и несет потерь, не имея возможности качественно анализировать ситуацию, зависит от компании. Я ни разу не встречал завершенного проекта по внедрению BI, который бы руководство бизнеса оценило бесполезным. Хороший продукт помогает бизнесу выйти на рынок и заявить о себе и только системный подход к развитию помогает достичь лидерства и обойти конкурентов. Знаю один стартап, который внедрение системы отчетности запланировал на первые этапы запуска бизнеса наряду с главной учетной системой. С моей точки зрения ребята большие молодцы, буду следить за их развитием. К этой же категории свободно можно отнести несвоевременное внедрение CRM в компаниях, работающих с большими клиентскими базами

Разберем каждый вид потерь более подробно с точки зрения действий, направленных на исключение таких потерь и выхода из сложившейся ситуации в следующих публикациях, а пока подписывайтесь на мой канал в телеграме и следите за анонсами

Начать дискуссию