{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как увеличить шансы на получение денег от инвестора: 9 советов для стартапов

Рассказывает IT-предприниматель Антон Смирнов по материалам интервью на YouTube-канале “Через тернии к звездам” Виктора Орловского, основателя и управляющего партнера венчурного фонда Fort Ross Ventures объемом $345 млн, автора книги “От носорога к единорогу”.

Доказать потенциальным инвесторам перспективность проекта, найти с ними общий язык и заручиться серьезной материальной поддержкой. Для многих стартапов именно этот план - путь к успеху и реальному масштабированию бизнеса. Однако некоторым стартапам инвесторы сразу говорят “нет”. Какие факторы на это влияют и как увеличить шансы на положительное решение?

  • Найдите точку соприкосновения интересов

Как бы банально это ни звучало, инвесторы - тоже люди, со своим профессиональным опытом, сферой интересов и багажом знаний. Например, венчурный фонд Fort Ross Ventures отдает предпочтение технологическим стартапам из ниши Enterprise Saas или FinTech: разработка программного обеспечения, технологии автоматизации финансовых структур и пр. Все потому, что в прошлом сам основатель фонда, Виктор Орловский, занимался глобальной IT-трансформацией и именно IT - зона его профессиональных интересов.

Это значит, что с фаундерами из этой ниши он может общаться на одном языке, обсуждать суть проекта в деталях. Это здорово сближает инвестора и стартапера.

Вместе с тем, Орловский признается, что не рассматривает проекты из ниши environment вроде greentech, не берет медицинские технологии medtech и разработки в сфере бытовой электроники. Но на каждый товар есть купец, и подобные проекты точно заинтересуют других, более целевых инвесторов.

  • Убедитесь, что инвестору интересна та стадия стартапа, которую вы можете предложить

Еще один момент - и снова о том, что нужно осознанно подбирать инвесторов. Разным фондам интересны бизнесы на разной стадии их развития. К примеру, когда-то Fort Ross Ventures инвестировал в стартапы в моменте их зарождения, но вскоре они решили, что интереснее участвовать в масштабировании тех проектов, которые уже имеют клиентов и выручку. В этом году был запущен новый фонд, который вновь будет специализироваться на инвестициях в стартапы на ранних стадиях: “раунд А” и “посевная стадия”.

Стартапы, которые планируют обратиться в венчурный фонд, обязательно должны быть в курсе подобных “предпочтений” инвесторов.

Не распыляйтесь и сфокусируйтесь на тех фондах и инвесторах, которые занимаются инвестированием проектов на той же стадии, на которой находится ваша компания.

  • Учитывайте географический интерес инвестора

Инвестор хочет понимать перспективы бизнеса на географически знакомой и понятной ему территории. Если территория для него чужая, он вряд ли будет рассматривать проект. Наиболее часто это правило действует в отношении американских инвесторов: они редко вкладывают в неамериканские стартапы. Необходимый для них минимум - это международные стартапы, когда доля рынка распределена между странами Европы, Азии, России и Америки в относительно равных долях. В такой ситуации о стартапе можно пробовать говорить.

В России, среди прогрессивных инвесторов, закономерность другая: русский инвестор с учетом текущего курса рубля и других факторов с меньшим интересом будет рассматривать компанию, которая планирует развиваться на отечественном рынке. Более перспективно для него будет вложиться в компанию, которая планирует двигаться на Запад.

Поэтому стоит иметь в виду, что русскому стартапу легче получить у соотечественников деньги на развитие бизнеса за рубежом, нежели чем локальные цели.

  • Выбирайте подходящую юрисдикцию

Инвесторы могут отказать в том случае, если компания зарегистрирована не там, где другие компании их портфеля.

Что касается Америки, уже 70 лет компании, которые нуждаются в венчурном инвестировании, регистрируются в Делавэре. И если вашему стартапу необходимо попасть “на рассмотрение” венчурным инвесторам из Америки, лучше, чтобы компания была зарегистрирована именно там, где они привыкли. Тогда им не придется совершать лишних движений, чтобы разбираться с юридической стороной дела, а у вас будет больше шансов на положительное решение.

Если мы говорим не про Америку, прежде чем презентовать проект инвесторам, подумайте о правильной и удобной для инвесторов регистрации юрлица.

Еще один достаточно простой совет, которым часто пренебрегают: пообщайтесь с теми компаниями, которые уже получали деньги от интересующих вас инвесторов. Узнайте у этих компаний, какие требования к ним предъявляли инвесторы.

  • Найдите большой рынок

Для инвестора важно увидеть, как он может получить прибыль х10 от сделки с вами. Чем больше и шире аудитория проекта, тем больше потенциал развития бизнеса, и тем проще инвесторам получить доход от своих инвестиций. Следовательно, когда вы ищете инвестиции, нужно иметь план с учетам размеров рынка, который даст инвестору четкое понимание, как он сможет увеличить свой капитал. Если у вас не получается показать красивую картинку будущего и подкрепить это планом, шансы на инвестиции сильно снижаются.

  • Продемонстрируйте объем ваших вложений в бизнес

Если вы хотите убедить других людей вложить ресурсы в ваш проект, покажите, сколько этих ресурсов вложили в него вы. Количество вложенных средств, времени и усилий должно быть внушительным. Если вы отдали многое в проект, значит, максимально мотивированы в развитии и процветании этого дела. Это важный показатель для будущих партнеров. Чем больший вклад вы сможете показать, тем больше инвестор поверит в вашу мотивацию.

  • Формируйте сильную команду

Инвестор должен видеть сильную команду. Чем заметнее предыдущие результаты членов команды, тем больше шансов, что инвестор доверит вам свои ресурсы.

Также, не бойтесь рассказывать о провалах и ошибках: умение их исправлять не менее ценно, чем высокие результаты.

  • Формируйте команду эдвайзеров

Стартап имеет дополнительные баллы, если у него есть эдвайзеры. Эдвайзер - это опытный и результативный специалист, который уже добился успеха в своей области и поможет прийти к этому вам. Например, это может быть директор по продажам крупной технологической компании или предприниматель, который создал и продал компанию вашему желаемому будущему покупателю.

Если у вашей компании есть эдвайзеры, для инвесторов это дополнительный показатель того, что в вас выбирают. И даже если каких-то компетенций у вас недостаточно (к примеру, в продажах), но у вас есть эдвайзер с экспертизой в области продаж, инвестор поймет, что за продажи можно не переживать.

  • Чаще демонстрируйте успешное применение вашего продукта

Инвестор с бОльшим желанием инвестирует в проект, если продукт уже доказал свою ценность. Старайтесь приходить к инвестору с успешным кейсом применения вашей разработки (идеально, если с демонстрацией того, что клиенты платят повторно). В таком случае шансов, что инвестор примет ваш продукт как перспективное решение, становится больше.

Подробнее об этом и другие инсайты от Виктора Орловского - в интервью Антону Смирнову на YouTube-канале “Через тернии к звездам”.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Анастасия Скачкова

Интересно! Пошла смотреть само видео, на основе которого был написан материал)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смирнов

Спасибо!
Буду рад вашему мнению про контент

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда