{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Pre-IPO в 2021 году: что это такое, как купить акции

Гайд по Pre-IPO инвестициям: что это такое, как купить и продать акции частных компаний, у каких инвестиционных фондов и брокеров.

Что такое Pre-IPO?

Компании на стадии Pre-IPO — это частные компании, то есть те, которые еще не вышли на биржу (вышедшие на биржу называются публичными). Примеры частных компаний: SpaceX, IKEA, Huawei, Revolut, Mars, Playrix. Как видите, размер здесь «не имеет значения»: товары IКЕА и Huawei продаются по всему миру, но на бирже эти корпорации не торгуются. Почему? На этот вопрос может быть два ответа. 1. Компании просто не хотят и не собираются становиться публичными примерно никогда. 2. Компании хотят и собираются стать публичными, но еще не успели это сделать.

Здесь уместно немного рассказать о том, зачем вообще бизнесы проводят IPO. Выход на биржу — это самый дешевый способ привлечь финансирование. За кредит в банке придется платить проценты, за выпущенные облигации — купоны. По акциям же у компаний денежных обязательств нет — даже дивиденды отчислять не обязательно.

При этом в случае удачного размещения на бирже компания может одномоментно привлечь миллионы и даже миллиарды долларов. Пока что крупнейшим в истории считается IPO Саудовской нефтяной компании Saudi Aramco, которая привлекла при размещении $25,6 млрд. Полученные деньги компании обычно тратят на обновление инфраструктуры, персонал, маркетинг, исследования и разработки и пр.

К выходу на биржу стремится большинство относительно крупных бизнесов. Apple, McDonalds, Disney, Procter & Gamble — акции этих известных брендов торгуются на бирже. Частные корпорации вроде IKEA и Mars — редкое исключение. Компании, которые еще не вышли на IPO, обычно собираются сделать это в будущем.

Однако выйти на IPO непросто: размещение на бирже — долгий процесс, который может растянуться на несколько лет. Сначала компании надо оценить структуру своих активов и довести до совершенства финансовую отчетность, затем — выбрать андеррайтеров, разработать проспект эмиссии, подать заявку в регулирующий орган… Пока компания этого не сделала, узнать о ее намерениях выйти на IPO можно по косвенным признакам, инсайдерской информации или публичным заявлениям официальных лиц.

Чем отличается Pre-IPO от IPO?

Поскольку термин «Pre-IPO» еще не слишком известен инвесторам в России (в отличие, например, от США), часто возникает путаница в терминах «IPO» и «Pre-IPO».

Инвестиции в IPO — это покупка акций компании за несколько дней до ее выхода на биржу, когда уже известна дата IPO. Инвестор покупает акции по цене андеррайтера (инвестиционного банка, который организует размещение). В случае удачного IPO цена андеррайтера будет ниже первой публичной цены: в этом и есть смысл участия в IPO.

У инвестиций в IPO есть свои риски: это обычно низкая аллокация и локап-период. Аллокация — количество акций, которое андеррайтер готов продать инвестору. Например, инвестор делает заявку на покупку акций на $20 тыс., а в итоге получает бумаг только на $2 тыс.: аллокация составляет 10%. Предсказать показатель аллокации заранее невозможно.

Локап — период (обычно от 3 до 6 месяцев), когда инвестор не может продать купленные им до IPO акции. Локап нужен, чтобы Pre-IPO инвесторы не обвалили котировки, ринувшись избавляться от своих бумаг в первый день торгов. Он устанавливается и для IPO, и для Pre-IPO: для большинства акций, купленных до размещения на бирже. Обычно локап-период длится 3-6 месяцев: в этом случае минимальный срок инвестирования в IPO — до полугода. Такую инвестицию можно назвать среднесрочной. Если локапа нет, реализовать идею можно за пару недель.

Pre-IPO — это инвестиция на долгосрок: обычно от 1 до 3 лет. Инвестор ждет, когда компания выйдет на IPO, потом — когда пройдет локап-период. Преимущество перед IPO здесь в том, что аллокация получается 100%. Плюс по Pre-IPO выше общая доходность. Однако неопределенности больше, а ликвидности (до выхода компании на биржу) меньше.

Инвестиции в Pre-IPO — доходность, риски, стратегии выхода

Инвестиции в Pre-IPO — это нечто среднее между венчурными инвестициями и инвестициями в биржевые акции. Венчур предполагает очень высокий риск и не менее высокую потенциальную доходность, которая может достигать тысяч процентов. Однако большинство венчурных инвестиций не приносят результата. Фондовый рынок куда менее рискованный и менее доходный, поскольку в большинстве своем на нем торгуются акции уже «устоявшихся» бизнесов.

Акции Pre-IPO объединяют в себе среднюю (относительно венчура и биржевых акций) потенциальную доходность и средний уровень риска. Инвестиции в Pre-IPO — это инвестиции в быстрорастущие, но зрелые бизнесы (которые, тем не менее, бывают убыточными).

Pre-IPO — доходность

Доходность по Pre-IPO может быть очень разной: она зависит от состояния рынка, самого эмитента и момента входа и выхода из акции (то есть момента ее покупки и продажи).

Ниже приведены 5 примеров доходности Pre-IPO инвестиций с условием удержания акций около 3 лет и продажи по первым публичным ценам — без учета локапа.

Примеры доходности Pre-IPO инвестиций при выходе из акций по первым публичным ценам*

*Источник данных — sharespost.com и iposcoop.com. Доходность рассчитана без учета локап-периодов.
680%
Средняя доходность по этим пяти примерам.

Как видите, доходность колеблется от 29% до 1754%, средняя по этим пяти примерам — 680%.

Поистине сумасшедшую доходность показали акции сервиса доставки еды из ресторанов DoorDash — американская компания вышла на IPO 9 декабря 2020 года. Тайминг для размещения был выбран более чем удачно: прошлый декабрь стал рекордным по сборам на IPO в США, как и весь год в целом.

Да, в марте фондовый рынок был в глубокой просадке из-за пандемии, но длилось это недолго: уже в апреле он начал быстро отрастать. Пошел вверх индекс S&P 500, вырос спрос инвесторов на IPO. Благодаря зашкаливающему спросу андеррайтеры смогли установить высокие цены размещения. Например, первая публичная стоимость DoorDash увеличивалась дважды: сначала с $75-85 до $90-95, а затем до $102.

Указанная в таблице доходность не окончательная: она рассчитана без учета локап-периода. Реальная доходность инвестора будет от нее отличаться, в большую или меньшую сторону — будет известно после окончания локапов.

Pre-IPO — стратегии выхода

Есть две стратегии выхода из Pre-IPO инвестиции:

  • продажа акций частному инвестору или инвестфонду;
  • продажа акций после выхода компании на биржу.
Инвестор может продать акции, не дожидаясь выхода компании на IPO, но сделать это сложнее.

Продажа акций частному инвестору или инвестфонду

Менее популярный вариант «экзита» — подходит тем, кто не хочет ждать выхода компании на биржу и кого устраивает текущая доходность акций. Суть в том, что инвестор продает акции, не дожидаясь выхода компании на IPO.

Возьмем для примера ту же DoorDash. Если бы инвестор купил акции компании в марте 2018 года во время раунда D, заплатив $5,5 за одну бумагу, и продал их в июне этого (2020) года по цене $45,9, он мог бы заработать 729% примерно за два года. Отлично, но это все же не 1754%. Поэтому более распространенная стратегия инвестиций в Pre-IPO — дождаться, когда компания станет публичной.

Продажа акций после выхода компании на биржу

Обычно к моменту выхода бизнеса на IPO его акции стоят дороже, чем во время инвестиционных раундов. Иначе говоря, инвестор в Pre-IPO покупает акции с большим дисконтом к цене размещения. Чем раньше куплена бумага, тем больше доходность. Для сравнения: в марте 2018-го акция DoorDash стоила $5,5, а в феврале 2019-го — уже $22,5.

У продажи акций после выхода на биржу есть ограничение — локап-период, про который я рассказывал выше. Соответственно, получить прибыль в 1754% инвесторы в DoorDash 9 декабря не могли бы чисто физически. Однако вполне вероятно, что через полгода они получат гораздо больше, чем 1754%. За неделю после IPO акции DoorDash подорожали на 55% — со $102 до $158. Таким образом, на 16 декабря доходность Pre-IPO инвестора поднялась бы до 2772%.

2772%
Доходность инвестора в акции DoorDash с марта 2018 года по декабрь 2020 года.

Pre-IPO — риски

Риски Pre-IPO ниже, чем в венчурных инвестициях, и выше, чем при покупке акций на бирже.

Неспецифические риски Pre-IPO: банкротство эмитента, падение рынка и т. д.

Большая часть рисков в Pre-IPO инвестициях такая же, как и в инвестициях в целом. «Что-то пойти не так» может и с самим эмитентом, и с рынком, и с законодательством в стране эмитента, и т. д. Компания Airbnb, например, в проспекте IPO указывала в числе угроз для своего бизнеса глобальное потепление.

Airbnb, кстати, показательный пример рисков Pre-IPO. Компания вышла на биржу в декабре прошлого года, как и DoorDash. Однако доходность ее, если считать по первым публичным ценам, оказалась в десятки раз меньше — 29% примерно за 3 года.

При этом инвесторам повезло: Airbnb в итоге разместилась по цене $68 за штуку, хотя изначально в проспекте компании значилась стоимость в $44-50. То есть инвестор, купивший акции Airbnb в сентябре 2017 года по $46,5, мог в итоге остаться в минусе. На оценку компании сильно повлияла пандемия — обстоятельство, которое никто не мог предвидеть.

Несмотря на убыток из-за пандемии, Airbnb провела триумфальное IPO. Вышла на биржу по более высокой цене размещения, чем планировала, и за сутки после размещения ее акции выросли с $68 до $146. Что будет через 5 месяцев, когда у Pre-IPO акций Airbnb закончится локап-период? Вполне возможно, к этому времени бумаги компании подорожают еще сильнее, ведь массовая вакцинация на подходе, и туристический рынок будет восстанавливаться. Но может случиться и обратное.

Еще один интересный пример — Pre-IPO инвестиции в Palantir Technologies. В 2016 году акции этой частной на тот момент компании оценивались в $11,4, а четыре года спустя она вышла на биржу по цене $7,25. Казалось бы, убыток. Однако долго паниковать инвесторам не пришлось: за два с половиной месяца стоимость бумаги с $7,25 выросла до $25,9 — на 257%. Для тех, кто входил по цене в $11,4, доходность на указанную дату составила 127%.

Cпецифические риски Pre-IPO: неясность даты IPO, низкая ликвидность акций

Есть у инвестиций в Pre-IPO и специфические риски.

До подачи заявки на листинг только руководство компании знает о том, когда состоится IPO, — и даже оно может неадекватно оценить время на подготовку. К тому же выход на биржу могут отложить из-за разных причин — пандемия здесь очевидный пример. Кроме того, компания может просто захотеть остаться непубличной на долгие годы. В этом случае у инвестора остается один вариант выхода — продать акции другому частному лицу после их переоценки.

Как инвестору защититься от этого риска? Во-первых, покупать только акции крупных эмитентов с относительно большой капитализацией — почти все такие компании в итоге выходят на IPO, если их руководство не заявляет обратное. Во-вторых, желательно покупать акции через инвестиционную компанию, которая может организовать перепродажу другому частному лицу.

Пониженная ликвидность касается не только продажи, но и покупки акций Pre-IPO. В России буквально единицы инвестиционных компаний предоставляют такую услугу.

Как купить акции, или как участвовать в Pre-IPO?

Купить акции Pre-IPO намного сложнее, чем акции на бирже.

Ниже я привел названия брокеров и инвестиционных компаний, которые предлагают Pre-IPO. Это только те компании, о которых знаю я, — скорее всего, есть и другие. Это не рекомендация: вся информация взята из открытых источников.

Управляющая инвестиционная компания с офисами в Москве и Сан-Франциско, лицензиями Комиссии по финансовым услугам БВО и Комиссии по ценным бумагам и биржам США.

Как инвестировать, от каких сумм:

стать клиентом их фонда частных инвестиций Global Technologies Private Portfolio. Для этого нужно иметь минимум $50 тыс. (около 3,5 млн руб.). Это общая сумма, на которую можно купить акции разных компаний. Для каждого инвестора внутри фонда создается отдельный счет.

Можно ли выйти из инвестиции до IPO:

Фонд может продать акции одного клиента другому, если найдутся желающие.

Какие компании есть в ассортименте:

судя по таблице доходности закрытых сделок, Raison Asset Management предлагала клиентам акции как минимум Docusign, Revolut, SpaceX, Robinhood, Coursera и Digital Ocean. Актуальные инвестиционные идеи на сайте не опубликованы, но они есть в Телеграм-канале компании.

Интересно, что у холдинга Raison Global, в который входит Raison Asset Management, есть еще другая компания. Она работает на международный рынок и разрабатывает приложение RAISON app: его пользователи тоже могут покупать акции Pre-IPO, но уже в виде токенов. То есть реестр инвесторов ведется на блокчейне. Здесь минимальная инвестиция всего €100 — видимо, этот продукт рассчитан на массового инвестора. Пользователям RAISON app предлагают акции Robinhood, Diamond Foundry, InVision, Klarna, Kraken.

Инвестиционная компания, которая много рекламируется и достаточно известна. Pre-IPO — один из их главных продуктов. Важный момент, что у компании нет никаких лицензий: до 2019 года у них была так называемая «мини-брокерская» лицензия, но затем ЦБ ее аннулировал.

Как инвестировать, от каких сумм:

United Traders тоже предлагают два варианта купить акции Pre-IPO: от $5 тыс. и от нескольких десятков долларов. Кроме цены, отличие в том, что инвестор с маленьким чеком не становится владельцем акций, а владеет производным инструментом на эти акции. То есть прибыль от их роста он получает, но акции ему фактически не принадлежат.

Какие компании есть в ассортименте:

Сейчас на сайте компании опубликованы 4 инвестидеи: Udemy, Impossible Foods, Cohesity и Paragon 28.

Можно ли выйти из инвестиции до IPO:

Да, можно продать акции самой компании United Traders, которая вновь разместит их на своей платформе.

Консалтинговая компания, без лицензий от финансовых регуляторов. Компания оказывает «информационно-консультационные услуги» и позиционирует себя как инвестиционного «советника». При этом SharesPro предлагают своим клиентам акции Pre-IPO: как именно происходит покупка, из открытых источников не ясно.

Как инвестировать, от каких сумм:

чтобы участвовать в сделках по американским компаниям, нужно иметь минимум $1 млн; $500 тыс. — для сделок по китайским компаниям.

Можно ли выйти из инвестиции до IPO:

информации в открытых источниках не нашел.

Какие компании есть в ассортименте:

то же самое — информации нет.

Преимущества и недостатки Pre-IPO инвестиций

Pre-IPO — интересный инвестиционный инструмент, который набирает популярность среди частных инвесторов за рубежом и в России. Инструмент нестандартный, у него есть свои плюсы и минусы.

Преимущества инвестиций в Pre-IPO

  • Высокая доходность. В некоторых случаях она может быть и вовсе огромной (пример — 1754% доходности по акциям DoorDash в момент выхода компании на биржу и 2772% — через неделю после).
  • Небольшая волатильность до выхода компании на IPO. Акций частных компаний намного меньше зависят от перипетий на финансовых рынках: чем меньше инвесторов владеют активом, тем меньше его волатильность.

Недостатки инвестиций в Pre-IPO

  • Низкая ликвидность акций — их трудно купить и трудно продать (до IPO, а спрогнозировать точную дату IPO невозможно).
  • Высокий порог входа для инвесторов: некоторые компании пытаются преодолеть это обстоятельство и предлагают акции Pre-IPO на блокчейне и т. д.

Еще одна особенность Pre-IPO инвестиций — которую нельзя отнести ни к плюсам, ни к минусам — это инвестиции на долгий срок: 1-3 года. Тут уже каждый инвестор решает для себя сам, готов ли он ждать так долго.

У вас есть опыт инвестиций в Pre-IPO? Как относитесь к этому инструменту? Напишите в комментариях.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда