Люксембург: поправки в СИДН с Россией

По запросу российских властей Люксембург согласился на внесение поправок в Договор об избежании двойного налогообложения. Протокол был подписан 6 ноября 2020 года. Документ отражает новую налогово-бюджетную политику нашей страны в отношении взимания российских налогов у источника выплат и предусматривает повышенные ставки и особые правила налогообложения дивидендов и процентных выплат. Соглашение не включает изменения в отношении выплат роялти.

Данный протокол вступит в силу после того, как стороны уведомят друг друга о завершении процедур ратификации, требуемых в соответствии с их внутренним законодательством. Российская Федерация ратифицировала Протокол 25 декабря 2020 года, но поскольку Люксембург не завершил процесс ратификации к концу 2020 года, он вступит в силу с только с 1 января 2022 года.

MOORE ST
MOORE ST

НОВЫЕ СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА

Протокол устанавливает следующие ставки удерживаемого налога на выплату дивидендов и процентов:

Проценты

1. Cтандартная ставка: 5% в случае, когда бенефициарный собственник доходов является резидентом другого государства-участника соглашения и является компанией, чьи акции торгуются на зарегистрированных фондовых биржах, при условии что:

a) не менее, чем 15%акций бенефициарного собственника с правом голоса находятся в свободном обращении;

б) бенефициарный собственник напрямую владеет не менее 15% капитала компании, уплачивающей дивиденды в течение 365 дней, включая саму даты выплаты дивидендов.

2. Повышенная ставка: 15%

3. Исключения: 0% в случае, когда бенефициарный собственник является резидентом другого государства-участника соглашения и/или

а) бенефициарный владелец является: страховым учреждением или пенсионным фондом; государством, политическим подразделением или местным органом власти; Центральным банком или банком.

б) проценты уплачиваются по одному из следующих категорий ценных бумаг, котирующихся на зарегистрированных фондовых биржах: государственные облигации, корпоративные облигации, внешние облигационные займы (еврооблигации).

Дивиденды

1. Cтандартная ставка: 5% в случае, когда бенефициар, получаемый дивиденды, является резидентом другого государства и/или

а) бенефициаром является страховое учреждение или пенсионный фонд;

б) бенефициаром является компания, чьи акции торгуются на зарегистрированных фондовых биржах, при условии что: 1) не менее, чем 15%акций бенефициарного собственника с правом голоса находятся в свободном обращении; 2) бенефициарный собственник напрямую владеет не менее 15% капитала компании, уплачивающей дивиденды в течение 365 дней, включая саму даты выплаты дивидендов.

в) бенефициаром является государство, политическое подразделение или местный орган власти договаривающейся страны;

г) бенефициар-владелец является Центральным банком договаривающейся страны.

2. Повышенная ставка: 15%

3. Исключения: не предусматриваются.

Люксембург: поправки в СИДН с Россией

Термин «дивиденды» далее определяется как доход от акций или других бенефициарных единиц, который не составляет дебиторской задолженности. Также «дивидендами» считается любой доход (в том числе полученный в форме процентов), который в соответствии с законодательством государства, где Компания, осуществляющая распределение, является резидентом, подлежит налогообложению так же, как и доход от акций.

Таким образом, этот термин включает выплаты, производимые по паям в инвестиционном фонде или любом другом коллективном инвестиционном фонде (за исключением инвестиционного фонда, учрежденного в договаривающемся Государстве, инвестирующего в недвижимые активы, расположенные в этом Государстве). Остальные положения новых статей 10 и 11 Договора соответствуют Типовой налоговой конвенции ОЭСР 2017 года.

В отношении входящих дивидендов, поступающих из России, измененный Договор менее благоприятен. Условия предыдущей версии Соглашения предусматривали пониженную ставку налога в размере 5% у источника выплат для бенефициарного владельца (люксембургских компаний), имеющего прямое участие в не менее чем 10% акционерного капитала РФ. Инвестиции бенифициарного владельца при этом составляли не менее 80 000 евро (или эквивалент в рублях) посредством этого участия. Кроме того, предыдущая версия Договора не предусматривала удержания налога на проценты. Текущая же версия Соглашения снижает внутреннюю ставку налога у источника выплаты с процентов с максимальных 20% до 15%, до 5% или даже до 0%.

ИЗБЕЖАНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Хотя в ст.11 Договора был введен новый удерживаемый налог на проценты, ст. 23, касающаяся устранения двойного налогообложения, не подвергалась последовательной корректировке для применения метода кредитования к процентам, полученным резидентом Люксембурга. В соответствии с пунктами 1 (а) и (b) ст. 23 Договора Люксембург избегает двойного налогообложения с помощью метода освобождения, за исключением дохода, который подлежит налогообложению в России в соответствии со ст. 10 (дивиденды) и ст. 21 (прочие доходы).

Следовательно, проценты, полученные люксембургским резидентом от российского плательщика, будут облагаться налогом у источника в России по ставке 5% или 15%, но освобождены от налога в Люксембурге. Это довольно необычная особенность, поскольку политика Люксембурга в отношении двойного налогообложения предусматривает применение метода «зачета», так что процентный доход облагается обычным люксембургским подоходным налогом, но дает право на налоговую скидку по российскому подоходному налогу.

ЧТО В ИТОГЕ?

Договор с Люксембургом был пересмотрен в связи с изменениями в налогово-бюджетной политике Российской Федерации. Протокол дополнительно ограничивает применение пониженной 5% ставки налога у источника выплаты на дивиденды и вводит налог у источника выплаты на проценты. Хотя измененный Договор выглядит менее благоприятным, чем предыдущая версия, следует отметить, что даже в прошлом российские налоговые органы, как известно, оспаривали применение пониженных договорных ставок на основании несоблюдения условий бенефициарного владения.

Ожидается, что будут выпущены дальнейшие разъяснения (например, обмен пояснительными записками от обоих правительств), в которых будут представлены определенные детали условий Договора, в частности, в отношении определения «зарегистрированной фондовой биржи» в контексте новой сокращенной ставки налога у источника выплат дивидендов и процентов. Наконец, в свете обстоятельств можно было бы ожидать, что Люксембург предложит дополнительные поправки в отношении ст. 23 Договора, чтобы ввести кредитный метод для выплаты процентов.

Данные изменения напрямую касаются международных групп компаний, в структуре которых присутствуют люксембургские организации. При выборе вариантов реструктуризации следует иметь в виду и другие иностранные юрисдикции, с которыми также ведется работа по пересогласованию СИДН. В каждом конкретном случае необходим тщательный анализ и просчет альтернативных вариантов.

Начать дискуссию