Бизнес анализ и его значение для компании
Ставите планы на развитие компании? А знаете с чего начать? Как бизнесу после пандемии 2020 года, событий 2022 года, когда поменялись условия ведения бизнеса, не просто работать на рынке, а еще и развиваться и масштабироваться? Что нужно сделать перед началом движения вверх?
Для ответа на такие вопросы проводится анализ бизнеса. Это как сходить к врачу на медосмотр. Пришел в медучреждение, прошел всех врачей, а на выходе получил медицинское заключение о своем здоровье. С ответом: можешь лететь в космос или нет?
После пандемии в 2020 года, событий 2022 года бизнес и рынок изменился. Одни ушли с рынка, не выдержав некоторых аспектов деятельности, другие находятся на грани выживания, по тем же причинам. Но впереди у нас еще и 2026 год. И что конкретно он изменит в нашем бизнесе никто не знает.
Но есть и те, кто воспринимает сложившиеся ситуации, как возможность развития, движения вперед, завоевание новых рынков, начало новых направлений деятельности, возможности масштабирования. Ушли сильные конкуренты и нужно успеть занять их места.
Все это, конечно же хорошо. Но стоит ли бросаться с головой в омут? А вдруг не получится? Не сложиться? Сил и ресурсов хватит?
Если уж к вам в голову пришла мысль развиваться и в планах стоит рост, то первым делом нужно понять текущую ситуацию в компании. Сделать «срез» ресурсов. А это происходит в процессе проведения бизнес-анализа компании.
Что же такое – Бизнес анализ компании? Все очень просто. В процессе анализа происходит изучение текущей ситуации в следующих направлениях бизнеса:
- персонал,
- имеющиеся ресурсы,
- маркетинг,
- эффективность деятельности компании,
- финансы,
- инвестиции.
Если вы решили провести бизнес-анализ компании собственными силами, то тогда вам нужно идти по шагам. 1 шаг- 1 направление анализа.
Итак.
1 шаг. Анализ персонала. Он происходит с точки зрения его оптимального наличия и добавленной стоимости. Той стоимости, которую приносит компании сотрудник этой компании. Ведь любой сотрудник должен приносить "пользу"/добавленный капитал. Для этого, по большому счету, мы и нанимаем его для работы.
Если до какого-то периода добавленная стоимость человеческого капитала (HCVA) была одной, то как сейчас она изменилась: выросла или снизилась? И что дает это изменение для бизнеса?
HCVA – это разность между доходами и расходами бизнеса, за минусом ФОТ, и деление на штатную численность бизнеса.
При анализе персонала нужно анализировать ФОТ и его количество. При этом на данном этапе может происходить и качественный анализ персонала:
- весь ли персонал имеет оптимальную рабочую загрузку?
- правильно ли вообще распределены обязанности между сотрудниками? Может кто-то из сотрудников имеет большие компетенции, чем те функции что он выполняет. А кто-то наоборот не справляется и с имеющимися.
- другие параметры.
С этим вопросом лучше обратиться к профильным специалистам.
2 шаг. Анализ имеющихся ресурсов компании – это все чем владеет компания и использует в своей операционной/профессиональной деятельности.
На этом этапе мы фиксируем в каком количестве и состоянии в компании находятся:
- оборудование
- здания и сооружения
- есть ли нематериальные активы.
Простым языком, происходит инвентаризация бизнеса.
3 шаг. Это анализ маркетинга. Что такое маркетинг? Это та сфера бизнеса, которая отвечает за продукцию, которую компания предлагает на рынок, это те способы продвижения, которые использует компания для своей продукции и те потребители, которые покупают у компании ее товар или услугу.
Что же мы фиксируем на этом этапе бизнес-анализа? Фиксируем мы следующее.
- Предлагаемая рынку продукция (товар или услуга). Продукции состоит из одного наименования или нескольких? Больше всего какая продукция продается и какая приносит большую прибыль? При анализе данного направления деятельности нужно использовать АВС анализ, XYZ – анализ. Просчитать емкость рынка и понять его перспективы.
- Клиентская база. Правильно ли выбрана целевая аудитория? Из каких сегментов по объему продаж она состоит и как изменить эти сегменты в лучшую сторону? Здесь так же можно использовать АВС -анализ.
Здесь же можно применять и unit-экономику понять – на сколько эффективно работает предприятие с точки зрения юнитов.
- здесь же мы анализируем продвижения. Оно показывает – на сколько эффективно компания использует каналы продвижения? Есть ли «убыточные» каналы? Здесь также может прийти на помощь unit-экономик.
4 шаг создан для Анализа прибылей и убытков. Который дает информацию об эффективности деятельности, ее маржинальности и возможных резервов для роста прибыли. На этом этапе происходит расчет основных экономико-финансовых показателей, таких как рентабельность, точка безубыточности и других, которые дают массу поводов для размышлений. На основе таких показателей можно принимать предпринимательские решение. Достаточно часто при анализе именно этого направления, получали информацию – что большинство проблем в развитии бизнеса, как ни странно, в неправильном расчете себестоимости, и в последствии, цены продукции. Что сильно влияет на доходность бизнеса.
5 шаг. Здесь происходит Анализ финансов компании. Он показывает правильно ли управляются финансовые потоки и какова величина последствия их неправильного управления. Здесь анализу подвергаются приток и отток денежных средств, наличие платежного календаря и финансовой дисциплины. Имеются ли денежные средства на конец периода.
К сожалению, многие предприниматели, особенно начинающие или недолго работающие или вообще не знают о том, что в бизнесе кроме результатов деятельности есть еще и финансовые потоки, или по какой-то причине не уделяют этому должного внимания. До первого кассового разрыва. Это когда нужно заплатить сейчас, а денег нет или будут потом, когда-нибудь. Или они начинают задумываться как такое получилось, что бухгалтер принес отчет в налоговую со строкой "прибыль" без нулей и минусов и платежкой на налог от деятельности, а денег на расчетном счете нет. А вот как раз за это наличие и отсутствие денег и отвечает анализ финансовых потоков. Деньгами нужно управлять, а не только их зарабатывать.
После всех шагов мы имеем реальную картину в бизнесе. Все плюсы и минусы момента. И если перед нами стоит задача развития или масштабирования, то с большой вероятностью будет стоить задача - как это правильно сделать? От куда взять средства на модернизацию, на масштабное продвижение, найм более квалифицированного персонала?
И тогда приходит момент сделать следующий шаг.
6 шаг. Анализ инвестиций. Дает понять – нужны ли они и в каком объеме для развития бизнеса или его масштабирования? Какие оптимальные источники использовать? Сможет ли бизнес вернуть заемные средства? И много других вопросов.
По именно по этим направлениям и происходит анализ деятельности компании или бизнеса в целом. И только после этого принимаются управленческие решения, касающиеся деятельности компании в плане развития и масштабирования.
Хотя возможно для некоторых будет стоять несколько другая задача - выжить, удержать имеющиеся позиции на рынке. Но и опять здесь поможет также анализ бизнеса. Но у него задача будет уже другая.