Налоговая реформа 2026: что изменится и почему бизнесу стоит готовиться уже сейчас
Взгляд профессионалов
Алексей Юрьевич Некрасов, директор по развитию компании «Легикон-Право», эксперт рабочей группы при уполномоченном по правам предпринимателей в Москве, — представил анализ налоговой реформы 2026 года и её последствий.
Новая реальность налогового планирования
Налоговое планирование становится всё сложнее. Главная причина — внедрение системы непрерывного мониторинга, когда любая операция, не имеющая прозрачной деловой цели, будет автоматически выделяться в зоне риска. Это требует не только аккуратного документирования сделок, но и создания резервных фондов на случай доначислений.
В числе ключевых рекомендаций:
— регулярно тестировать налоговую нагрузку и проводить внутренние аудиты прошлых лет;
— учитывать отраслевые особенности бизнеса при применении льгот и мер поддержки;
— оперативно реагировать на изменения законодательства;
— выстраивать финансовое моделирование и аналитический контроль.
Налоговое планирование, отметил спикер, превращается из «юридической защиты» в непрерывный управленческий процесс, требующий вовлечения собственников и финансовых директоров.
Позиция бизнеса: корректировки необходимы
Налогообложение больше не рассматривается как чисто фискальный инструмент.
Бизнес-сообщества — ТПП РФ, ОП РФ, «ОПОРА России», Союз потребителей — уже представили в Минфин консолидированную позицию: заявленные 2,3 трлн рублей дополнительных доходов бюджета к 2026 году вряд ли будут достигнуты, если налоговая нагрузка приведёт к уходу малого и среднего бизнеса «в тень».
Среди предложений, озвученных экспертами:
— исключить НДС с авансов;
— разрешить зачет НДС при пониженных ставках (5–7%);
— сократить период перехода на ставку 20% до трёх лет;
— повысить порог обязательной уплаты НДС до 30 млн рублей (вместо 10 млн);
— предусмотреть переходный период и мораторий на штрафы для новых плательщиков НДС, особенно тех, кто переходит с УСН;
— сохранить пониженные страховые взносы для человекоёмких отраслей и расширить перечень приоритетных направлений.
Новые меры налоговой поддержки
Параллельно с ужесточением контроля Минфин предлагает мягкие корректировки в сторону инвестиций и модернизации.
Так, законопроект № 1026190-8 (от 29 сентября 2025 года) предлагает учитывать в расходах затраты на достройку, реконструкцию и техническое обновление нематериальных активов — это станет важным стимулом для технологичных компаний и IT-сектора.
Кроме того, постановление Правительства № 1351 от 2 сентября 2025 года продлевает сроки уплаты НДС за первый и второй кварталы до 1 декабря 2025 года для предприятий с выручкой от 2 до 3 млрд рублей, при условии соблюдения ряда критериев: прозрачной отчетности, конкурентного уровня зарплат и отсутствия нарушений сроков сдачи деклараций. Чтобы получить освобождение от штрафов, достаточно направить уведомление в налоговую в свободной форме.
Налоговые споры: 45% решаются без суда
С 1 ноября 2025 года задолженности физлиц начнут взыскиваться во внесудебном порядке. Решение о взыскании будет направляться через личный кабинет налогоплательщика или Госуслуги, и только при невозможности доставки — заказным письмом.
Механизм последовательный: сначала списание средств со счетов и электронных кошельков, затем — обращение взыскания на имущество.
Если налогоплательщик не согласен с суммой задолженности, у него остаётся возможность подать заявление о перерасчёте до начала взыскания.
Самозанятые: эксперимент на грани сворачивания
Один из наиболее обсуждаемых блоков Налогового форума — судьба режима самозанятых. Совет Федерации настаивает на его отмене, ссылаясь на потери бюджета и рост «серых схем». Правительство, напротив, предлагает сохранить эксперимент.
По статистике из 14 миллионов самозанятых более половины фактически являются штатными сотрудниками компаний. Возможный компромисс — ограничить их право заключать договоры с бизнесом и оставить только формат «физическое лицо с физическим лицом».
При этом ФНС уже внедряет интеллектуальные системы ИAC КБ (Интеллектуальная автоматизированная система контрольного блока) - мониторинг процессов налогового администрирования в реальном времени и СКУАД (Система комплексного управления и администрирования долга) - собирает из доступных источников данные в цифровой портрет должника с признаками аффилированности и рисками утраты платежеспособности, которые собирают данные о налогоплательщиках и строят цифровые профили должников, выявляя признаки взаимозависимости и риски неплатёжеспособности.
Налог на импортные товары на маркетплейсах
С 1 июля 2026 года планируется ввести новый налог для продавцов импорта, работающих через маркетплейсы по УСН. Налоговая база — стоимость реализации непродовольственных импортных товаров. Маркетплейсы станут налоговыми агентами.
Ожидаемый эффект — сокращение серого импорта и выравнивание условий конкуренции между отечественными и иностранными производителями. По оценке Минфина, потенциал поступлений — около 1 трлн рублей в год.
Автоматическая УСН: пока в статусе эксперимента
Хотя положения об АвтоУСН пока не вошли в законопроект, либо забыли, либо пока оставили без изменений, высокая вероятность, что будут изменения, эксперимент продлён до 2027 года. Переход на режим возможен с любого месяца, если соблюдаются критерии: доход до 60 млн рублей, не более пяти сотрудников, безналичная зарплата, счета только в уполномоченных банках.
Ставки: 8% — при объекте «доходы», 20% — при объекте «доходы минус расходы».
Главное преимущество — отсутствие страховых взносов (их компенсирует бюджет) и полная автоматизация расчётов.
Процедурные и неочевидные изменения
Реформа 2026 года также включает новые формы взаимодействия с налоговой: уведомления о допросах будут приходить через Госуслуги, возражения на акты проверок — направляться в установленной ФНС форме, а рассмотрение материалов возможно по видеосвязи.
Среди неочевидных новелл:
— платить налог придётся в день, предшествующий выходному;
— выездные проверки теперь допустимы и за текущий год; — пополнение единого налогового счёта за третье лицо станет невозможным;
— льготы будут утрачены, если в структуре компании более 10% участия иностранных агентов;
— для нерезидентов ставка НДФЛ вырастет до 30%.
Основные направления налоговой реформы
По предварительным параметрам:
— ставка НДС вырастет до 22% (для социально значимых товаров сохранится 10%);
— лимит для применения ПСН снизится до 10 млн рублей;
— перечень видов деятельности по патенту сократится; — пониженные страховые взносы для МСП будут отменены (кроме отдельных отраслей);
— для IT-компаний льгота по НДС будет отменена, а ставка взносов увеличена с 7,6% до 15%;
— МРОТ с 2026 года — 27 093 рубля.
Выводы
По мнению Алексея Некрасова, курс на унификацию налоговых режимов очевиден. Льготные и специальные режимы постепенно теряют значение, а налоговая нагрузка растёт. Однако при этом государство предлагает более чёткие правила игры и цифровую прозрачность администрирования.
Главные тезисы:
- Налоговая реформа 2026 года — это не просто повышение ставок, а переход к новой архитектуре администрирования.
- Компании должны готовиться заранее, выстраивая внутренний контроль и аудит.
- Финансовая дисциплина и документальная прозрачность становятся ключевыми условиями выживания в новой налоговой экосистеме.