Налоговая реформа 2026: что изменится и почему бизнесу стоит готовиться уже сейчас

Взгляд профессионалов

Алексей Юрьевич Некрасов, директор по развитию компании «Легикон-Право», эксперт рабочей группы при уполномоченном по правам предпринимателей в Москве, — представил анализ налоговой реформы 2026 года и её последствий.

Новая реальность налогового планирования

Налоговое планирование становится всё сложнее. Главная причина — внедрение системы непрерывного мониторинга, когда любая операция, не имеющая прозрачной деловой цели, будет автоматически выделяться в зоне риска. Это требует не только аккуратного документирования сделок, но и создания резервных фондов на случай доначислений.

В числе ключевых рекомендаций:

— регулярно тестировать налоговую нагрузку и проводить внутренние аудиты прошлых лет;

— учитывать отраслевые особенности бизнеса при применении льгот и мер поддержки;

— оперативно реагировать на изменения законодательства;

— выстраивать финансовое моделирование и аналитический контроль.

Налоговое планирование, отметил спикер, превращается из «юридической защиты» в непрерывный управленческий процесс, требующий вовлечения собственников и финансовых директоров.

Позиция бизнеса: корректировки необходимы

Налогообложение больше не рассматривается как чисто фискальный инструмент.

Бизнес-сообщества — ТПП РФ, ОП РФ, «ОПОРА России», Союз потребителей — уже представили в Минфин консолидированную позицию: заявленные 2,3 трлн рублей дополнительных доходов бюджета к 2026 году вряд ли будут достигнуты, если налоговая нагрузка приведёт к уходу малого и среднего бизнеса «в тень».

Среди предложений, озвученных экспертами:

— исключить НДС с авансов;

— разрешить зачет НДС при пониженных ставках (5–7%);

— сократить период перехода на ставку 20% до трёх лет;

— повысить порог обязательной уплаты НДС до 30 млн рублей (вместо 10 млн);

— предусмотреть переходный период и мораторий на штрафы для новых плательщиков НДС, особенно тех, кто переходит с УСН;

— сохранить пониженные страховые взносы для человекоёмких отраслей и расширить перечень приоритетных направлений.

Новые меры налоговой поддержки

Параллельно с ужесточением контроля Минфин предлагает мягкие корректировки в сторону инвестиций и модернизации.

Так, законопроект № 1026190-8 (от 29 сентября 2025 года) предлагает учитывать в расходах затраты на достройку, реконструкцию и техническое обновление нематериальных активов — это станет важным стимулом для технологичных компаний и IT-сектора.

Кроме того, постановление Правительства № 1351 от 2 сентября 2025 года продлевает сроки уплаты НДС за первый и второй кварталы до 1 декабря 2025 года для предприятий с выручкой от 2 до 3 млрд рублей, при условии соблюдения ряда критериев: прозрачной отчетности, конкурентного уровня зарплат и отсутствия нарушений сроков сдачи деклараций. Чтобы получить освобождение от штрафов, достаточно направить уведомление в налоговую в свободной форме.

Налоговые споры: 45% решаются без суда

С 1 ноября 2025 года задолженности физлиц начнут взыскиваться во внесудебном порядке. Решение о взыскании будет направляться через личный кабинет налогоплательщика или Госуслуги, и только при невозможности доставки — заказным письмом.

Механизм последовательный: сначала списание средств со счетов и электронных кошельков, затем — обращение взыскания на имущество.

Если налогоплательщик не согласен с суммой задолженности, у него остаётся возможность подать заявление о перерасчёте до начала взыскания.

Самозанятые: эксперимент на грани сворачивания

Один из наиболее обсуждаемых блоков Налогового форума — судьба режима самозанятых. Совет Федерации настаивает на его отмене, ссылаясь на потери бюджета и рост «серых схем». Правительство, напротив, предлагает сохранить эксперимент.

По статистике из 14 миллионов самозанятых более половины фактически являются штатными сотрудниками компаний. Возможный компромисс — ограничить их право заключать договоры с бизнесом и оставить только формат «физическое лицо с физическим лицом».

При этом ФНС уже внедряет интеллектуальные системы ИAC КБ (Интеллектуальная автоматизированная система контрольного блока) - мониторинг процессов налогового администрирования в реальном времени и СКУАД (Система комплексного управления и администрирования долга) - собирает из доступных источников данные в цифровой портрет должника с признаками аффилированности и рисками утраты платежеспособности, которые собирают данные о налогоплательщиках и строят цифровые профили должников, выявляя признаки взаимозависимости и риски неплатёжеспособности.

Налог на импортные товары на маркетплейсах

С 1 июля 2026 года планируется ввести новый налог для продавцов импорта, работающих через маркетплейсы по УСН. Налоговая база — стоимость реализации непродовольственных импортных товаров. Маркетплейсы станут налоговыми агентами.

Ожидаемый эффект — сокращение серого импорта и выравнивание условий конкуренции между отечественными и иностранными производителями. По оценке Минфина, потенциал поступлений — около 1 трлн рублей в год.

Автоматическая УСН: пока в статусе эксперимента

Хотя положения об АвтоУСН пока не вошли в законопроект, либо забыли, либо пока оставили без изменений, высокая вероятность, что будут изменения, эксперимент продлён до 2027 года. Переход на режим возможен с любого месяца, если соблюдаются критерии: доход до 60 млн рублей, не более пяти сотрудников, безналичная зарплата, счета только в уполномоченных банках.

Ставки: 8% — при объекте «доходы», 20% — при объекте «доходы минус расходы».

Главное преимущество — отсутствие страховых взносов (их компенсирует бюджет) и полная автоматизация расчётов.

Процедурные и неочевидные изменения

Реформа 2026 года также включает новые формы взаимодействия с налоговой: уведомления о допросах будут приходить через Госуслуги, возражения на акты проверок — направляться в установленной ФНС форме, а рассмотрение материалов возможно по видеосвязи.

Среди неочевидных новелл:

— платить налог придётся в день, предшествующий выходному;

— выездные проверки теперь допустимы и за текущий год; — пополнение единого налогового счёта за третье лицо станет невозможным;

— льготы будут утрачены, если в структуре компании более 10% участия иностранных агентов;

— для нерезидентов ставка НДФЛ вырастет до 30%.

Основные направления налоговой реформы

По предварительным параметрам:

— ставка НДС вырастет до 22% (для социально значимых товаров сохранится 10%);

— лимит для применения ПСН снизится до 10 млн рублей;

— перечень видов деятельности по патенту сократится; — пониженные страховые взносы для МСП будут отменены (кроме отдельных отраслей);

— для IT-компаний льгота по НДС будет отменена, а ставка взносов увеличена с 7,6% до 15%;

— МРОТ с 2026 года — 27 093 рубля.

Выводы

По мнению Алексея Некрасова, курс на унификацию налоговых режимов очевиден. Льготные и специальные режимы постепенно теряют значение, а налоговая нагрузка растёт. Однако при этом государство предлагает более чёткие правила игры и цифровую прозрачность администрирования.

Главные тезисы:

  1. Налоговая реформа 2026 года — это не просто повышение ставок, а переход к новой архитектуре администрирования.
  2. Компании должны готовиться заранее, выстраивая внутренний контроль и аудит.
  3. Финансовая дисциплина и документальная прозрачность становятся ключевыми условиями выживания в новой налоговой экосистеме.
2
Начать дискуссию