Астрологи, ужастики и замороженная пицца: теории о нестандартных признаках экономического кризиса
Какие существуют и можно ли по ним судить о наступлении рецессии.
В кризис меняются приоритеты: люди выбирают товары, на которые раньше не обратили бы внимания, а привычные покупки отходят на второй план. Экономический спад может влиять на то, что человек смотрит, слушает и кому доверяет.
Об этом в разные времена рассуждали экономисты, аналитики и журналисты. Несколько таких теорий — в заметке.
Эффект губной помады
Его описала профессор экономики и социологии Джульет Шор ещё в 1998 году, пишет Forbes. По её наблюдениям, в кризисные времена женщины ищут доступную роскошь и тратят на дорогие помады известных брендов больше, чем в спокойные. Для них это словно возможность «купить надежду».
Популярным термин стал в 2001 году, когда председатель совета директоров Estée Lauder Леонард Лаудер заметил, что несмотря на рецессию продажи губной помады компании удалось увеличить на 11%. США тогда переживали спад на фоне краха пузыря доткомов и терактов 11 сентября.
Эффект губной помады не сработал во время пандемии Covid-19, когда люди закрывали лица масками, но на смену декоративной косметике пришла уходовая. Например, сеть универмагов John Lewis в пандемию зафиксировала рост продаж средств по уходу за кожей и волосами — в частности на 234% в 2020 году.
Индекс мужского нижнего белья
Теория гласит: в условиях экономической неопределённости спрос на мужское бельё падает. Прежде чем покупать новые трусы, мужчины предпочтут дождаться, пока экономика начнёт восстанавливаться. Связь между продажами таких товаров и рецессией изучал в том числе бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен.
Однажды [Гринспен] сказал мне, что мужское бельё — самый личный элемент одежды, ведь его не видит никто, кроме окружающих в раздевалке. А там кому какая разница? Важнее купить одежду детям, жене. <...>
Показатели продаж мужских трусов практически не меняются. Но в тех редких случаях, когда они падают, это значит, что мужчины настолько стеснены в средствах, что решают не покупать новую пару.
Проверить, можно ли предугадывать кризис с помощью индекса, пробовали неоднократно. Например, журнал International Journal of Technology опубликовал статью, в которой автор проанализировал данные по 57 странам. Исследование показало, что в большинстве случаев связь между продажами мужского белья и состоянием экономики либо слабая, либо отсутствует.
Противоположным мнением поделился в отчёте американский бренд Shinesty в октябре 2025 года. Изучив собственные показатели, он пришёл к выводу, что снижение спроса на мужское нижнее бельё в ряде случаев действительно предшествовало общенациональному экономическому спаду. Правда, абсолютные значения бренд не раскрыл.
Услуги астрологов
«Астрологи радуются экономическому спаду» — статья с таким заголовком вышла в The Economic Times в 2008 году. Тогда глава платформы Astroguru сообщила о росте спроса на персональные консультации на 70%, а астрологические сайты в Индии — о росте трафика на 25-30%.
В СССР и затем России особую популярность астрологи и гадалки получили во второй половине 1980-х — начале 1990-х, во времена распада СССР. Тогда же книжный рынок заполнила литература об эзотерике, которую до этого публиковали в основном в cамиздатах.
У нас была очень нестабильная экономика в те годы, люди надеялись на чудо и этого чуда искали, ждали, призывали, в том числе в виде экстрасенсов.
Индекс небоскрёбов
Британский экономист Эндрю Лоуренс написал заметку про «Индекс небоскрёбов» в 1999 году. Если в мире массово строят высотки — экономике грозит скорый застой. А как только где-то заканчивают возводить самое высокое здание на планете, значит, масштабный кризис уже совсем близко.
О том же пишет Forbes: небоскрёбы проектируют и строят в период безудержного оптимизма, на пике экономического роста. Пока идёт работа над проектом, экономический бум превращается в спад, а потом перерастает в кризис — как раз к моменту торжественного открытия нового сверхвысокого здания.
Некоторые исследователи называют корреляцию устойчивой. Так, строительство «Крайслер-билдинг» и «Эмпайр-стейт-билдинг» в Нью-Йорке закончилось в период Великой депрессии. Небоскрёб «Бурдж-Халифа» в Дубае тоже открыли в период экономического кризиса, когда на грани дефолта оказался госфонд Dubai World.
Индекс длины юбки
По словам историка моды Клары Берг, в обществе принято считать, что про индекс длины юбок первым заговорил в 1920-х экономист Джордж Тейлор: якобы в периоды подъёма женщины носят юбки покороче, а в периоды спада — подлиннее.
На деле он изучал взрывной рост рынка чулочно-носочных изделий в послевоенное время и упоминал тренд на более короткие юбки как один из факторов, который подталкивал женщин больше тратиться на чулки и колготки.
У растиражиранного в газетах индекса нашлись сторонники. Они указывали на то, что в США длинные юбки массового носили во времена Великой депрессии, а «мини» вошли в моду в 1960-х, когда экономика страны укрепилась.
Корреляцию между длиной юбок и экономикой продолжают изучать и в 2025 году. Исследовательница из Индии проанализировала данные по 30 странам и заключила: чем выше ВВП на душу населения, тем короче средняя длина юбки. Государствами-исключениями стали Япония и Египет. Но критики убеждены: связь скорее случайная, не причинно-следственная.
Фильмы ужасов
Некоторые экономисты и аналитики поп-культуры считают: чем слабее экономика, тем лучше фильмы ужасов показывают себя в прокате. Финансовый аналитик Боб Пректер в работе «Популярная культура и фондовый рынок» подметил: фильмы ужасов пугают по-настоящему только тогда, когда люди видят в монстре на экране страхи из реальной жизни.
Он приводит в пример знаковые голливудские фильмы о монстрах, вышедшие во время Великой депрессии: «Дракула», «Кинг-Конг» и «Франкенштейн». В разгар кризиса 1973-1975 годов вышла «Техасская резня бензопилой».
В 1930-х Дракула стал аллегорией страха того времени: аристократы, словно вампиры, «высасывали кровь» из простых людей.
В 1970-х наводила ужас армия живых мертвецов, поедающих всё на своём пути. Это было олицетворение нового страха эпохи: ненасытное государство и система, оказывающая всё большее давление на людей.
Пректер также подметил, что некоторые киноидеи не снискали успеха в стабильное время, но вызвали интерес в годы кризиса. В 1935 году, на фоне «бычьего» рынка, Голливуд представил нового монстра — «Оборотень из Лондона», — но в прокате фильм провалился. А вот «Человек-волк», вышедший в 1941 году, когда «бычьи» тенденции сменились «медвежьими», стал сенсацией.
Рецессионная поп-музыка
Первыми о жанре заговорили авторы Irish Independent в 2009 году. Артисты выпускают треки с позитивным посылом регулярно, но в период экономического застоя их популярность растёт.
В 2008 году, например, когда Барак Обама готовился ко вступлению в должность президента США, рынки падали, вспоминает Fader. После работы «белые воротнички» бежали в клубы, чтобы отвлечься, а там Леди Гага по радио пела о том, как здорово напиться и пуститься в пляс. То был пик кризиса и начало «золотой эры» рецессионного «попа».
В 2024 году «гимны вечеринок» снова возглавляли чарты: Charlie XCX пела о постоянных тусовках, Чаппелр Рон — о зажигательных битах, Сабрина Карпентер — о женской уверенности. На фоне неспокойной геополитической обстановки некоторые нуждаются в музыке, которая сможет их подбодрить.
Музыкальный эксперт Джо Беннетт считает, что рецессионный «поп» — не отдельный жанр, а общее название для треков, которые вышли в начале 2010-х, в период Великой рецессии. «Возможно, в 2035 году мы будем говорить о Covid-"попе"», — говорит он.
Замороженная готовая еда
Когда люди сталкиваются с финансовыми трудностями, они тянутся к удобству и уюту. С комфортом как раз может ассоциироваться пицца, пишет Business Insider. А если она готовая, не нужно тратить время на готовку или ждать доставку и давать чаевые.
Продажи полуфабрикатов выросли в США в 2009 году на 3,1% год к году. А продажи замороженной пиццы на фоне пандемии Covid-19 увеличились с $5,8 млрд в 2019 году до $6,6 млрд в 2020 году.
Продление праздничного сезона
У англоязычных СМИ есть термин Christmas creep. Если переводить буквально, то это «расползание Рождества» по календарю: когда в магазинах начинает звучать праздничная музыка, появляются новогодние сладости и праздничные акции сразу после Хэллоуина, когда до Рождества ещё почти два месяца.
В октябре 2024 года британская редакция The Guardian рассказывала, что некоторые рождественские товары теперь продают с сентября, тематические песни вроде Last Christmas и All I Want for Christmas Is You попадают в чарты уже в начале ноября, как и некоторые ярмарки.
Как отмечает Forbes, подготовка к празднику словно приближает «редкую возможность отдохнуть» и забыть о растущих ценах и проблемах на работе, поэтому к ней и приступают заранее.