Тенденции самозанятости в конце года и чего ожидать в 2026 году
2025 год стал важной вехой в развитии самозанятости в нашей стране: обновлялись правила и условия налогового режима, был окончательно одобрен новый законопроект, регулирующий деятельность самозанятых исполнителей и подработки через платформы, а также были приняты важные изменения, направленные на социальную защищенность граждан с этим налоговым статусом. Сегодня предлагаем вам краткий обзор изменений и наш прогноз на дальнейшие тенденции в мире самозанятости в 2026 году.
Законодательные изменения
Подписан «Закон о маркетплейсах»
31 июля 2025 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», который в СМИ часто называют «Законом о маркетплейсах». Новый закон ждали многие, так как миллионы россиян подрабатывают через платформы в формате самозанятости. Однако до сих пор не было чётких законодательных норм, обеспечивающих их социальную защиту, хотя специальный налоговый режим (НПД) уже помог многим легализовать свою деятельность. Этот «правовой вакуум» создавал неопределённость и риски для всех участников рынка, включая государство, которое сталкивалось с потенциальными потерями налоговых поступлений и социальной уязвимостью значительной части населения.
Благодаря платформенной занятости у миллионов россиян появилась возможность получения легального дополнительного дохода без привязки к месту. Эта модель дополнительной занятости позволяет людям самостоятельно управлять своим временем и выбирать подработки в удобном для них месте, используя в том числе и платформу «Моя смена». Через «Мою смену» в статусе самозанятого можно ежедневно выходить в различные торговые сети в рамках доступного для НПД функционала и подрабатывать вне зависимости от основного вида занятости. Так, с момента своего запуска платформа помогла более чем 1 000 000 человек найти дополнительный доход, что существенно повлияло на их финансовое положение и дало возможность улучшить качество жизни.
Более того, платформы лояльны и инклюзивны, что открыло для граждан старшего возраста, а также, например, слабослышащих людей, перспективы к повышению доходов за счёт доступа к широкому спектру предложений, которые часто остаются недоступными при традиционном найме.
Однако, несмотря на преимущества, платформенная экономика, хотя и стремительно набрала обороты за последние годы, до недавнего времени развивалась в условиях минимального или фрагментарного регулирования. Это породило ряд системных вызовов: от отсутствия прозрачности и адекватной социальной поддержки до нечёткого распределения ответственности и определения прав и обязанностей платформ, предоставляющих услуги платформенной занятости. Именно отсутствие юридических стандартов и адекватной правовой базы тормозило развитие этого направления.
Что было до принятия закона? Сфера платформенной занятости регулировалась лишь частично, что давало сторонам неясные статусы и часто создавало неприятные прецеденты при спорах. Так, самозанятый исполнитель, действуя в рамках закона о налоге на профессиональный доход, был, по сути, лишён большей части социальных преимуществ, присущих занятости по найму (больничные, отпуска, трудовой стаж, пенсионные отчисления), если только не заботился о «подушке безопасности» самостоятельно.
Сами платформы также сталкивались с рядом рисков из-за отсутствия юридически чёткого позиционирования такого типа занятости на рынке труда. Отсутствие зафиксированных определений и ясной границы между трудовыми отношениями и свободным выбором пользователя подработки на платформе могло привести к переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые с вытекающими налоговыми и социальными обязательствами. Это заставляло платформы перестраховываться и ограничивать для пользователей свободу выбора подработок. Более того, эти риски сопровождались возможными репутационными потерями из-за недобросовестных партнёров и халатных исполнителей.
И, наконец, само государство также испытывало правовой «дискомфорт» не только в связи с быстрым ростом этого экономического сегмента, но и с распространением «серых» схем для обхода налогов. Встал вопрос о трате дополнительных ресурсов на выявление недобросовестных работодателей, использующих договоры с подменой трудовых отношений.
Для разрешения этой неопределённости в декабре 2024 года премьер-министр М. Мишустин поручил разработать закон о платформенной экономике, где будут обозначены 17 основных статусов, необходимых для его правоприменения. В 2025 году законопроект прошёл окончательное чтение, был подписан Президентом РФ и вступит в силу уже 1 октября 2026 года.
Больничные и страхование
Вторым немаловажным изменением, которое повлияет на самозанятых, стало подписание в конце 2025 года закона о возможности получения оплачиваемых больничных самозанятыми, где размер пособия зависит от стажа, страховой суммы и срока уплаты взносов. Это крайне важная перемена, так как отсутствие больничных и иных льгот часто становилось причиной, по которой человек не хотел сотрудничать как плательщик НПД или переходить в статус самозанятого для открытия своего небольшого дела. Теперь же возможность брать оплачиваемые больничные становится не только социальной, но и психологической базой для чувства защищённости при непредвиденных обстоятельствах. При этом сохраняется низкий порог для входа в программу страхования: ежемесячные взносы в СФР составят не более 2000 рублей через приложение «Мой налог».
Важно, что такое страхование добровольное: если у вас нет желания или необходимости в пособии, вы можете не регистрироваться в Социальном фонде РФ (СФР) и не вносить ежемесячный платёж. Закон вступает в силу 1 января 2025 года как экспериментальный и сохранит своё действие до 2028 года.
Отмена самозанятости не подтвердилась
В октябре текущего года все, кто связан с самозанятостью – и мы, как платформа для поиска временных исполнителей и подработок «Моя смена», и наши партнёры-заказчики, и, конечно, наши исполнители – были потрясены новостью о возможной отмене налогового режима (9 октября 2025 года Совфед предложил правительству досрочно завершить эксперимент). Интернет буквально пестрил не только заголовками о возможной «аннигиляции» статуса, но и тысячами вопросов от налогоплательщиков и бизнеса. Однако в этот же день ТАСС выпустил опровержение, подчеркнув, что никаких изменений до истечения срока проведения эксперимента в 2028 году не планируется.
Что ждёт самозанятость в 2026 году?
Изменения в условиях налогового режима
Обновление лимитов дохода
Так как налоговый режим показывает устойчивую тенденцию к росту числа граждан, получающих статус самозанятого и успешно развивающих своё дело, Правительство приняло решение обновить лимиты дохода. Планируется постепенное увеличение порога с 2,4 миллиона рублей до 4,2 миллиона рублей к 2028 году. Пока закон находится на рассмотрении, но есть все предпосылки к его принятию.
Возможность оформления кредитных каникул
В 2025 году для самозанятых появилась возможность брать кредитные каникулы до полугода при сумме займа до 10 млн рублей. В 2026 году эта возможность сохранится, однако воспользоваться ей можно будет разово за весь срок выплат по конкретному кредиту. Также обратите внимание, что проценты за время каникул продолжат начисляться к сумме долга, но банк в одностороннем порядке может отказаться от их взимания или снизить ставку.
Ужесточение контроля подмены отношений
С вступлением в силу нового закона ужесточится контроль со стороны налоговой за подменой трудовых отношений. В штате теперь нельзя будет иметь более 35 самозанятых с доходом выше 35 000 рублей, для которых это единственный источник дохода. В 2026 году надзор будет усилен за каждым таким случаем, чтобы защитить специалистов от невыгодного сотрудничества с компаниями, которые вынуждают сотрудников переходить на самозанятость. Это также обезопасит самих самозанятых: благодаря новому ФЗ они смогут рассчитывать на прозрачное взаимодействие с заказчиком, а также на чёткие правила формирования рейтинга или блокировки на платформах для подработки.
В целом, мы отмечаем позитивные тенденции к большей правовой защищённости исполнителей и убеждены, что внедрение новых юридических стандартов укрепит доверие к платформенной занятости и создаст безопасные условия для всех сторон.