Право на права: можно ли сделать инвестиции в интеллектуальную собственность безопасными?

И как мы решили этот вопрос на краудлендинговой платформе Co-Fi?

Экономика и рынки постепенно восстанавливаются после шоков, вызванных пандемией коронавируса. Инвесторы, в том числе и частные, действуют активнее. При этом деньги вкладываются не только в традиционные активы – ценные бумаги или драгметаллы, растет интерес и к нестандартным видам инвестиций.

Одним из таких направлений являются вложения в производство креативного контента и опосредованно – в права, связанные с его использованием. Этот бизнес имеет, на мой взгляд, огромный потенциал. Например, Bloomberg считает покупку прав на музыкальные композиции одной из лучших альтернативных инвестиций 2021 года. По оценке PwC, до 2024 года среднегодовой темп прироста российского музыкального рынка составит 21,4%, а его объем достигнет 411 млн долларов США.

Медиаиндустрия развивается стремительно, число пользователей интернета и различных сетевых сервисов растет лавинообразно. К марту этого года количество подписчиков стриминговых видеосервисов по всему миру превысило 1 млрд человек. По сравнению с 2019 годы доходы сервисов потоковой передачи видео выросли, по данным Американской киноассоциации, почти на 15 млрд долларов – до 62 млрд долларов.

Каждый день появляются новые имена: исполнители, видеоблогеры. Они быстро наращивают аудиторию, и к ним приходят рекламодатели. Меняется и сам рекламный рынок, рекламщики используют сегодня не только привычные каналы коммуникации, но и новые, например инфлюэнсеров.

Если раньше, для того чтобы стать звездой, нужны были лейблы, продюсеры, надо было попасть в ротацию радиостанций, то теперь все проще: ты можешь изготавливать контент сам и выходить с ним к потребителю. Появилось много новых платформ, и даже наметилась тенденция делать премьеры не в «реале» (в кинотеатрах или концертных залах), а в интернете.

Между тем производители креативного контента у нас в стране испытывают хроническую нехватку финансирования. И наш проект – краудлендинговая платформа Co-Fi – был задуман именно как механизм привлечения инвестиций в эту перспективную отрасль.

Но, как показывает практика, недостаточно одного только потенциального интереса со стороны инвесторов. Их любимый вопрос: «Где гарантии?» И если у вас нет внятной системы защиты инвестиций, приток средств будет вялым. Поэтому мы сразу решили использовать в нашем проекте механизм кредитования, обеспеченного залогами. Деньги производителям контента предоставляются не под честное слово, а в виде займов под залог авторских прав.

На сегодняшний день на платформе можно использовать в качестве залога интеллектуальные права, связанные с музыкальным и видеоконтентом. Например, автор песни может заложить свои авторские права на слова или музыку, исполнитель – смежные права исполнителя, производитель кинофильма – права изготовителя аудиовизуального произведения, видеоблогер – права на созданный им видеоконтент.

При этом важно отметить, что залогом могут быть не только сами права, но и поток доходов, который возникает при использовании произведения. Например, автор песни может заложить свое право на получение вознаграждение от стримингового сервиса, где активно скачивается или прослушивается его музыка, а исполнитель песни – свои доходы от использования песни на радио.

В любом случае платформа тщательно проверяет правоустанавливающие документы и убеждается в том, что указанные права действительно принадлежат заемщику и могут служить залогом (у них нет обременений).

Однако и это еще не все. Многие инвесторы часто спрашивают нас: что будет, если производитель не вернет деньги? Ответ кажется очевидным: залог (права на контент) перейдет в собственность инвестора. На это тут же следует другой вопрос: а что я буду делать с этими правами? Кошмарный сон любого инвестора – остаться с неликвидным залогом на руках в случае дефолта заемщика.

Итак, что же произойдет в случае дефолта? Один вариант нам уже известен. Авторские права на созданный контент перейдут к инвестору (кредитору), и тот распорядится ими по своему усмотрению.

Но допустим, что инвестор не очень хорошо разбирается в том же музыкальном бизнесе и не может или не хочет заниматься управлением правами. Золотое правило любой инвестиционной структуры гласит: если ты помог инвестору войти в актив, ты должен ему помочь и выйти из него при необходимости. Мы не бросаем инвестора, мы его сопровождаем.

Тот, кто вложился в производство креативного контента, в случае дефолта заемщика будет иметь возможность выбора: оставить права за собой и управлять ими самостоятельно или реализовать их через платформу. Для этого в нашей группе есть особая структура – биржа интеллектуальной собственности IPEX, через которую мы можем управлять залогами: продавать их или передавать в пользованием третьим лицам. Таким образом, Co-Fi становится своего рода агентом по реализации залогов.

Например, инвестор передает в управление (или продает) платформе права на песню. Мы, в свою очередь, можем передать их для использования профильной компании, скажем музыкальному лейблу. Среди наших партнеров, если речь идет о музыкальных правах, такие крупные издатели, как «Первое музыкальное издательство», «Студия Союз», фирма «Мелодия» и многие другие. За счет полученных денег мы расплатимся с кредитором, который вернет свои вложения, правда, без процентов.

На наш взгляд, такая система повысит ликвидность залогов, а значит, у инвесторов будет меньше опасений по поводу вложений в создание креативного контента и в отрасль придет больше денег.

11
Начать дискуссию