«Неподражаемый песенный каталог»: как стриминг помог Universal Music Group вырасти в шесть раз за восемь лет

В 2013 году медиахолдинг Vivendi отказался продавать UMG за $8,5 млрд, несмотря на то, что инвесторы предлагали даже больше, чем ожидали аналитики, а музыкальные продажи падали. В 2021-м UMG вышла на биржу с оценкой в $52,8 млрд. Как ей это удалось — рассказало FT.

Universal Music Group
Universal Music Group

В 2013 году японская компания SoftBank хотела купить медиахолдинг Universal Music Group за $8,5 млрд, но его владелец, конгломерат Vivendi, отказался. Отраслевые эксперты и директора не понимали почему:

  • Цена превышала оценку аналитиков на $2-3 млрд.
  • На протяжении десяти лет выручка с музыкальных продаж ежегодно сокращалась из-за процветающего онлайн-пиратства.

Впрочем, в 2021 году Vivendi и её основной акционер Винсент Боллоре вряд ли жалеют о решении: 21 сентября она выставила 60% акций UMG на амстердамской бирже Euronext. Инвестиционная фирма Боллоре Bolloré Group будет владеть 18%, Vivendi сохранит при себе 10%, а остальное поделят другие акционеры.

В 2019-2020 годах UMG оценивали в $35-41 млрд, поэтому на бирже компания рассчитывала получить оценку в $38 млрд. Аналитики полагали иначе: JPMorgan оценивала её в $63 млрд, и оказался близок. UMG завершила дебютные торги с оценкой в $52,8 млрд.

В день торгов цена акций достигла €25,61 (около $30) за штуку, хотя справочная составляла всего €18,50 (примерно $21,7).

Стриминг приносит компаниям больше выручки, чем скачивания и продажи дисков и пластинок

С расцветом стриминга музыкальная индустрия, казалось, наконец-то переживала подъём, пишет FT. Крупнейшие компании вроде UMG, Sony Music и Warner Music получали от потоковых сервисов миллиарды долларов, поскольку владели правами на большинство песен.

В 2014 году продажи записей по всему миру упали до $14 млрд, а в 2020-м составили $21 млрд. Большую часть выручки компании получают от стриминга: в 2020 году она достигла $13,4 млрд, что на 20% больше, чем в 2019-м.

Структура выручки музыкального рынка с 2001 по 2020 год: продажа физических копий, стриминг, скачивание, права на исполнение и коммерческое использование — в рекламах, фильмах, видеоиграх FT
Структура выручки музыкального рынка с 2001 по 2020 год: продажа физических копий, стриминг, скачивание, права на исполнение и коммерческое использование — в рекламах, фильмах, видеоиграх FT

Каким бы успешным ни был Spotify продаёт только доступ к музыке, но не саму музыку. А большей её частью владеет именно UMG. Об этом и должны задуматься инвесторы, пишет FT:

  • Чем больше слушателей платит за Apple Music и Spotify, тем выше выручка владельцев музыки.
  • Чем выше выручка, тем дороже становятся права на музыку.

По данным международной федерации производителей фонограмм IFPI, в 2020 году компании UMG принадлежало 36% рынка музыкальных записей: среди них композиции рэпера Кендрика Ламара, поп-певиц Тейлор Свифт и Оливии Родриго, а также песни корейской группы BTS. А десять самых продаваемых артистов 2020 года записываются на лейблах UMG, пишет FT.

За «неподражаемый песенный каталог» швейцарский финансовый холдинг UBS оценил компанию в $53 млрд. А конгломерат Bank of America — в $58 млрд.

Владельцы прав на музыку получают от сервисов Spotify и Apple Music 60 центов с каждого заработанного доллара. Но UMG не останавливается на стриминге: за последние несколько лет она заключила сделки с соцсетями TikTok и Facebook, а также сервисом онлайн-тренировок Peloton. Все они платят компании за использование её музыки.

Исполнительный директор UMG Люсиан Грейндж с артистами лейблов UMG. Среди них Тори Келли, Дуа Липа, Джастин Бибер, Льюис Капальди, Лайонел Ричи, Сэм Смит и Шон Мендес Page Six
Исполнительный директор UMG Люсиан Грейндж с артистами лейблов UMG. Среди них Тори Келли, Дуа Липа, Джастин Бибер, Льюис Капальди, Лайонел Ричи, Сэм Смит и Шон Мендес Page Six

Работать с онлайн-платформами выгоднее, чем производить и продавать компакт-диски, считает FT. Доходность компании выросла с 16% в 2018 году до 20% в 2020 году. А выручка, по прогнозам экспертов, может ежегодно увеличиваться примерно на 10%. Директора музыкальных компаний также считают, что благодаря стримингу они могут точнее предсказать выручку и меньше зависят от успеха новых альбомов.

Музыка теперь — как коммунальная услуга, за которую ежемесячно платишь по $10. Так что у UMG есть все шансы получить оценку в $100 млрд в самые кратчайшие сроки.

Мерк Меркуриадис, глава инвестиционной фирмы Hipgnosis

Впрочем, по данным JPMorgan, в США расходы на музыку по-прежнему низкие. В 1999 году, ещё до пиратства, выручка от записанной музыки на душу населения составляла $81 с поправкой на инфляцию. В 2020 году этот показатель не превышал $37.

Что ждёт UMG в будущем

C 2018 по 2020 год выручка UMG увеличилась с $7 млрд до $8,6 млрд в год. Но в 2020 году компания также потратила $2,9 млрд:

  • На продвижение артистов.
  • На продление контрактов.
  • На покупку каталогов — например, песен Боба Дилана за $300 млн.

Некоторые не понимают, почему UMG поспешила выйти на биржу. Но аналитики считают, что компания просто не хочет упустить пока ещё заинтересованных инвесторов. Впрочем, часть экспертов предупреждает и о рисках: музыкальный рынок, в том числе стриминг, переменчив.

В 2021 году компании стремятся охватить страны с большим населением и низким или средним уровнем дохода — в первую очередь Китай и Индию. Китай занимает седьмое место в мире по объёму выручки на музыкальном рынке, но аналитики верят, что вскоре он войдёт в первую тройку.

Китайский рынок также сосредоточен вокруг местных игроков. Поэтому UMG пытается инвестировать в местные таланты и проекты, сотрудничая со своим инвестором Tencent. Однако местные подписчики платят за стриминг гораздо меньше, что снижает среднюю выручку компании с пользователя, пишет FT.

Так что ставка на Китай — рискованное решение, говорит бывший редактор журнала Billboard Билл Верде. По его словам, единственный аргумент, который компании могут использовать в разговоре с потенциальными инвесторами, — это «вера в глобальное будущее стриминга».

Некоторые эксперты также считают, что музыканты откажутся от сотрудничества со звукозаписывающими компаниями. Однако аналитики с Уолл-стрит этого пока что не боятся: заниматься производством и дистрибуцией музыки без лейбла — это в большинстве случаев дорого и долго.

UMG готова к переменам на рынке и потому ищет новые способы монетизации — как в случае с TikTok и Peloton, рассказал исполнительный директор компании Люсиан Грейндж.

Я пережил две экономические рецессии и два упадка, так что прекрасно знаю, что может пойти не так.

Люсиан Грейндж, исполнительный директор UMG
1313
реклама
разместить
8 комментариев

Спасибо. А что такое синхронизация? В инфографике указано

a.k.a. Sync Royalties.
When reproduction of music is made onto a soundtrack of a film or TV show, the reproduction is called “synchronization,” and the license that the TV or film producer needs to obtain is called a synchronization, or “sync,” license.

1

Использование музыки в кино, рекламах и т.д. 

1

жалко что Vivendi Games продали,близзы при них были на коне

Чему удивляться, со своей армией юристов Universal Music Group заставит любой "спотифай" платить все до последнего цента. Провести аудит отчетов по стримингу только в силах гигантов как Universal Music Group. Независимых исполнителей "спотифаи" и прочие "непстеры" просто посылают.