Как распланировать прибыль компании с точностью выше 80%

В прошлый раз мы поговорили с вами о важности ведения учета на примере нашего кейса - компании, которая увеличила рентабельность по ЧП на 17% за счет одного правильного действия (читай тут:)

Сегодня же расскажем, что делать дальше. Пройдемся по основным шагам в планировании прибыли компании, научимся делать это системно и получать кайф от точности нашего взгляда в будущее. Поехали!

Зачем вообще нужно планировать

Прибыль - мера эффективности бизнеса, его кровь. Планирование прибыли - определение всего, что вам нужно сделать и в каком порядке, чтобы к желаемой прибыли прийти.

Другими словами - не планируя, вы просто плывете по течению и тупо реагируете на внешние обстоятельства. Никакого вектора развития, никакой цели (кроме туманного "хочу миллиард!" в голове), и, как правило, никакого результата.
Кроме того, отсутствие планирования может подвергать вас реальному риску. Не спланировали поступления и выплаты, дали слишком большую отсрочку - здравствуй, кассовый разрыв.

И зачастую, когда спрашиваешь клиентов, они отвечают, что планировать выручку и прибыль пытались, но "почему-то" не получалось и в итоге на все забивали. Но и с ними мы в конце концов выходили на достаточно большую точность.

Сейчас расскажем вам о последовательных шагах в финансовом планировании, из которых складывается качественный план по выручке, расходам и прибыли компании.

Как распланировать прибыль компании с точностью выше 80%

Шаг 1. Посчитайте факт

Любое планирование начинается со сбора фактических данных. Нам ведь нужно от чего-то отталкиваться.

Собираем 3 наших основных отчета:

- ОДДС
- ОПиУ
- Управленческий Баланс

Про каждый из отчетов мы уже отдельно рассказывали в своих статьях.

Какие данные нам нужны? Да по сути все. Денежный поток, выручка, постоянные и переменные расходы, рентабельности, активы.

Все это станет базисом для дальнейшего планирования. Когда есть исходные данные, то есть на что опираться. Если факта нет и планируете вы еще не существующее направление или компанию - проанализируйте рынок, конкурентов, соберите максимум возможной информации.

Шаг 2. Поставьте цель

Шаг, на котором обычно останавливается большинство предпринимателей. Перед тем, как браться за планирование, нужно понять, каких результатов вы хотите достичь. Поставьте гипотезу, которую вы будете проверять. Что-то, что реально вдохновляет, но при этом звучит реалистично.

Как правило, эти цели выражаются в выручке или чистой прибыли компании. "Заработать 50 миллионов чистой прибыли за 2021 год", "Выйти на оборот в 10 миллионов в месяц до конца года" и так далее.

Теперь у вас есть цель, вы знаете, к чему хотите прийти, самое время проверить, насколько ваша цель адекватна и выполнима. Приступаем к финансовой модели.

Шаг 3. Постройте финансовую модель

Вот теперь начинается самое интересное.

Финансовая модель — это святая святых в стратегическом планировании финансов. Она состоит из взаимосвязанных показателей, которые можно менять и наблюдать за изменениями в прибыли или других данных.

Именно финансовая модель ответит вам на вопрос "а что, если...?" и позволит поверить на адекватность все ваши самые потаенные фантазии. Даже если они специфичны ;)

В процессе построения финансовой модели вы выявите ключевые показатели компании и разработаете несколько сценариев достижения вашей изначальной цели.

Давайте разберем процесс по шагам.

Сперва наша задача - определить структуру выручки. Для этого строим воронку продаж и считаем ключевые показатели.

В примере - одна воронка продаж, по которой высчитываем конверсии на каждом уровне. Получаем выручку для каждого направления и можем следить за ее изменением при изменении показателей
В примере - одна воронка продаж, по которой высчитываем конверсии на каждом уровне. Получаем выручку для каждого направления и можем следить за ее изменением при изменении показателей

Далее спускаемся вниз и считаем переменные расходы. Цель - определить себестоимость и маржинальность каждого направления.

Вносим все переменные расходы, получаем маржинальность
Вносим все переменные расходы, получаем маржинальность

Следующим шагом вносим все постоянные расходы. Получаем сложное слово EBITDA, или операционную прибыль.

Финансы компании как слоеный пирог. Наша цель - опускаться все ниже и ниже
Финансы компании как слоеный пирог. Наша цель - опускаться все ниже и ниже

Наконец, считаем амортизацию, налоги и выплату кредитов, и получаем заветную чистую прибыль. Ура!

А вот и чистая прибыль
А вот и чистая прибыль

Теперь мы видим чистую прибыль, а самое главное, видим, что на нее влияет. Можем играться со всеми показателями и видеть, как изменится конечный результат. Таким образом мы будем видеть, как наш план и выполнение конечной цели зависят от мельчайших деталей, на которые мы можем влиять в повседневной работе. Уже одно это вызывает кайф!

Шаг 4. Составьте бюджет

Можно сказать, что бюджет - это следующая стадия фин. модели.

В фин. модели мы посчитали общую картину и увидели, на что мы должны влиять. Через бюджет мы определяем, как это будем делать.

Правильнее будет сказать даже не бюджет, а бюджеты. Их много - бюджет продаж, бюджет производства, бюджет ФОТ, бюджет запасов и так далее. Как правило, они строятся сперва на квартал на основании фин. модели, а затем спускаются до уровня месяца.

Все бюджеты должны быть взаимосвязаны. Нельзя просто наметить план продаж на несколько миллионов без согласования этого с производством. Оно просто не вывезет наплыв клиентов. Здесь рождается необходимость в коммуникации между отделами. Поэтому бюджетирование - совместный процесс.

Шаг 5. Делайте план-фактный анализ

Вот на этом шаге кроется причина неудачи в планировании у большинства предпринимателей. Построить план - это одно. Выполнять его и корректировать - другое. Всегда важно понимать, насколько вы вписываетесь в свой план, и для этого вести план-фактный анализ.

Очень утрированно, но как-то так
Очень утрированно, но как-то так

Порядок следующий - построив план, вы ежемесячно собираете факт и анализируете, насколько сильно отклоняетесь от плана. А главное - каковы причины этого отклонения.

А дальше - либо меняете действия и возвращаетесь в "зеленую" зону своих прогнозов, либо корректируете сам план, если оказалось, что он был неадекватным.

План-фактный анализ помогает ответить на вопрос: «Идём ли мы к цели, которую запланировали? И какая стратегия сейчас выполняется: минимум, норма или максимум?»

Выводы

Проговорим цепочку еще раз.

Собираем фактические данные - ставим цель по выручке и прибыли - строим финансовую модель - строим бюджеты - проводим план-фактный анализ и вносим коррективы. Повторяем.

Повышение точности планирования - как правило долгий и кропотливый процесс, состоящий исключительно из действий выше. Но в конце концов процесс этот окупается и позволяет вам планировать будущее компании на год и даже больше с точностью больше 90%. Это значит, что, создав план, вы с вероятностью в 90% сможете его достичь. Это даст вам огромное преимущество перед конкурентами, а главное - чувство безопасности и управляемости своего бизнеса.

Напоследок делимся с вами шаблоном финансовой модели из примеров выше. Делайте копию и пользуйтесь на здоровье -

А если хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает и скажет, что надо делать - записывайтесь к нам на консультацию. Она бесплатна и полезна. Успехов!

Ваш Финвед

8787 показов
989989 открытий
11 репост
Начать дискуссию