{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему нельзя оценивать компании по мультипликаторам?

Мультипликаторы – это финансовые показатели, которые позволяют оценить нужный показатель и сравнить с показателями других компаний, таким образом, выбрав лучший из них.

Если посмотреть на мир инвестиций, большинство инвесторов используют мультипликаторы, и в дальнейшем учат других оценивать компании по ним, потому что это легко. Каждый может разделить 2 цифры друг на друга.

❗Можно просто посмотреть уже посчитанные данные на инвестиционных ресурсах или в приложении, воспользоваться скринером, задав соответствующие фильтры и мгновенно получить десятки мультипликаторов для каждого предприятия. Это удобно и легко, но чем это опасно?

📌Возьмём показатель P/E (Price to Earnings / Цена к прибыли), который рассчитывается путём деления рыночной капитализации на ее годовую чистую прибыль.

Если рассуждать логически, «чем меньше P/E – тем лучше». Рассмотрим на примере:

Компания A:

Капитализация: 1 000 000$

Чистая прибыль: 500 000$

P/E = 1 000 000$ / 500 000$ = 2

Показатель P/E считается низким и является очень привлекательным, ведь если чистая прибыль равна 500 000$, нужно лишь 2 года, чтобы окупить саму себя, но это не так…

1) Во-первых, компания может манипулировать чистой прибылью законными путями, чтобы ее мультипликаторы становились на много привлекательнее. Сделать это можно разными путями: отложение налога, распределение амортизации, несвойственный учет опционов и многие другие методы.

Если компания например решает отложить налог, при расчёте P/E мы этого даже не узнаем, и узнаем об этом только очень не скоро.

2) Во-вторых, у нас очень мало данных, мы смотрим только на два показателя.

Что, если у предприятия большая задолженность, и ей трудно выплачивать долговые обязательства? Откуда мы знаем уровень долговой нагрузи у компании исходя из двух деленных чисел? Смешно да…?

📌Второй пример, рассмотрим показатель EPS (Прибыль на акцию). Рассчитывается путём деления чистой прибыли на количество акций. С помощью этого показателя мы узнаем, сколько денег предприятие получает с одной акции. Обычно люди как мыслят – больше прибыли на одну акцию – больше прибыли мне.

А что, если компания денежные средства направила на байбеки (обратный выкуп акций – акций становится меньше на рынке), таким образом повысив свой EPS, а мы будем думать что деньги реинвестированы.

Рассмотрим на примере:

Компания Б:

Капитализация: 1 000 000$;

Чистая прибыль: 500 000$;

Количество акций: 80 000.

P/E = 2

EPS = 500 000$ / 80 000 = 6.25$.

Отличные показатели! Но есть ряд следующих проблем:

1) Во-первых, как упоминалось ранее, мы не знаем финансовую устойчивость компании, а игнорировать ее категорически нельзя. Нужно обязательно учесть этот момент, это безопасность компании и наших вложенных средств.

2) Во-вторых, при расчёте EPS мы учитываем количество акций, но компания может делать байбеки (обратный выкуп акций), что они и делают довольно часто для как раз-таки завышения показателя EPS – больше людей набегает.

Например, компания Б выкупает 20 000 собственных акций . В таком случае EPS = 500 00$ / 60 000 = 8.33$. Разница более чем в 2$ на акцию, в то время как чистая прибыль не шевельнулась. Используя мультипликаторы, мы будем думать что бизнес стал работать эффективнее и приносить больше ценности, а это совсем не так.

3) В третьих, мы не учитываем будущее. Мы считаем, что компания будет таким образом работать и в будущем. Мультипликаторы не отражают новые успешные проекты, из-за которых мы можем упустить прибыль (если просто оценивать по мультипликаторам, не понимаю весь внутренний механизм), или же наоборот, если будут негативные новости и т.д., это может сильно повлиять на стоимость акции.

Можно привести очень много примеров которые вам покажут все проблемы с использованием мультипликаторов, ведь каждый из них несет за собой определенный риск и отсутствие понимания бизнеса.

Мультипликаторы полезны в некоторой мере для понимания общей картины о бизнесе или быстрого сравнения, но смотреть только на них полностью – ошибочно, вы можете привести себя к отрицательной доходности таким образом.

Эта статья призвана показать, что для инвестирования и покупки акций недостаточно бегло смотреть на цифры мультипликаторов и по ним выбирать компанию.

❗Нужно четко понимать Финансовый Механизм и брать во внимание все: от выплаты налогов и долгов, до расчёта будущих проектов компании, чтобы понять, как она может развиваться в будущем.

С Уважением, Investonovich

0
5 комментариев
Ваша совесть

Для кого эта статья?
Есть такие, кто принимает решение о покупке по одному мультипликатору?
Или кто-то, рассказывая о мультипликаторах, призывает ориентироваться только на один мультипликатор?
И заголовок у вас хайповый и не соответствует содержимому статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Ну если верить статье, то "весь мир инвестиций" так и оценивает )))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Леонов

Соглашусь с предыдущим комментаьором. Ожидался некий конструктивный анализ и четкий вывод вместо общего утверждения "неплохо бы смотреть не только на пару упрощенных показателей и на другие данеые, а также помнить об ограничнниях примегения показателей" в стиле "надо смтреть ширше".

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

"Мультипликаторы не учитывают будущие проекты".
А ничего что когда Вы посчитаете стоимость актива с учётом будущих проектов, то все равно будете выражать ее в мультипликаторах, чтобы удобно было сравнивать?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kononovich
Автор

ok

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда