Топ-5 ошибок, делающих привлечение инвестиций в проект почти невозможным

Здравствуйте, меня зовут Александр, и я привлекаю инвестиции в проекты. Ежедневно я отсматриваю от 5 до 10 проектов, ищущих финансирование. По моему опыту — привлечь инвестиции можно в любой проект. Но не стоит своими действиями сужать целевую аудиторию инвесторов до категории Fools. В этой заметке я собрал самые распространенные ошибки фаундеров.

Ошибка 1. Отсутствие понятного оффера

Эта ошибка встречается у каждого второго проекта. Чаще всего предложение, что в презентации, что в сообщении для инвестора выглядит примерно так:

"Ищем инвестиции в проект"

Как например здесь:

Топ-5 ошибок, делающих привлечение инвестиций в проект почти невозможным

Или содержит в себе много воды как вот здесь:

Топ-5 ошибок, делающих привлечение инвестиций в проект почти невозможным

Сомневаюсь, что вы прочитали о чем выше идет речь.

А теперь давайте представим, что это увидел частный инвестор или аналитик фонда. Каждый из них ежедневно видит сотни таких офферов.

Какова вероятность, что обратят внимание именно на ваш проект?

В мире где человеческая концентрация сохраняется всего 8 секунд?

Что же важно для инвестора?

Конкретика.

1. Конкретная сумма, которую вы ищите

Точная цифра вселяет в инвестора надежду, что вы все таки посчитали для своего проекта экономику и понимаете сколько вам нужно денег и на что они будут потрачены.

Однако, встречаются фаундеры ищущие магическую сумму в $1 млн, но при этом они ее никак не могут обосновать. Поэтому будьте готовы защитить свои расчеты.

2. Указание на что идут деньги

Важно указать в оффере на что конкретно будут потрачены деньги, а не просто "на развитие". Таким образом вы еще и поможете себе, ведь обозначение направления трат косвенно показывает риски проекта и вам не будут писать те, кому данное направление покажется слишком рискованным

Несколько примеров:

  • На открытие новых точек
  • На закупку оборудования
  • На закупку товара из Китая
  • На строительство собственного производства

3. Процент доходности, который вы обещаете инвестору

Наличие данного условия так же вселяет в инвестора надежду, что вы посчитали свою экономику и понимаете какую доходность можете обеспечить. И опять же косвенно указывает на риски проекта

4. Условия принятия инвестиций

Необходимо четко обозначить, на каких условиях вы принимаете деньги, это опять же фильтрует поток инвесторов к вам.

Несколько вариантов:

  • Заем под залог
  • Продажа доли
  • Конвертируемый заем

и т.д.

5.Дополнительная важная информация

Необходимо указать несколько пунктов, которые более точно вас позиционируют или позволяют управлять рисками.

Например:

  • Есть MVP
  • Есть первые продажи
  • Открыли уже 10 собственных магазинов
  • Получили патент на технологию
  • Продаем в трех странах

и т.д.

Соблюдение этих простых правил поможет вам составить понятный и привлекательный оффер для инвестора в презентации или в сообщении.

Например:

  • Инвестируйте от 3 млн рублей в строительство глэмпинга с доходностью 30% годовых
  • Инвестируйте от 300 тысяч рублей в закупку товара для маркетплейсов с доходностью 40% годовых с поручительством собственника
  • Привлекаем 10 млн рублей инвестиций за 20% доли компании по производству пластмассовой тары.
  • Привлекаем 15 млн рублей инвестиций в расширение флота кораблей с медиарекламой. Имеется патент действующий до 2030 года

Смертельная ошибка в оффере -" По поводу % ДОГОВОРИМСЯ с инвестором"

Такой оффер практически гарантированно хоронит ваш проект. Почему?

Это сигнализирует инвестору:

  • Мы не осознаем своей ценности, нас можно продавить по проценту от прибыли или купить нашу долю дешевле
  • Мы не считали никакую экономику своего проекта и не знаем сколько мы вообще зарабатываем
  • Мы не хотим развития, а просто хотим привлечь денег и сделать кэшаут

Надеюсь соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам составить лаконичный оффер для инвестора

Ошибка 2. Непонятная финмодель

Многие фаундеры относятся к финмодели как к некому артефакту, который должен быть, но никто в нем разбираться не будет.

Главное показать как много зарабатывает инвестор!

Поэтому очень часто финмодель составляется фаундером с потолка или заказывается у консалтинговой компании, которая в бизнес компании не погружается и выдает очень сложную модель не отражающую реальность.

Из-за этого случаются серьезные ляпы:

  • Собственник говорит, что не разбирается (!) в финмодели, так как это делала консалтинговая компания. Остается задать вопрос: это чей бизнес? Ваш или этой компании?
  • В финмодель заложены расходы фирмы, которые не меняются в течении 2-5 лет, при этом компания за это время растет х2, х10
  • У компании каждая отдельная продажа убыточна, но при этом они планируют зарабатывать на большом количестве заказов

и т.д.

После таких инцидентов доверие к фаундеру падает и второго шанса продать свой проект уже не будет.

Поэтому стоит серьезно отнестись к составлению финмодели проекта и потратить на нее достаточно времени. При ее составлении необходимо опираться на цифры текущих результатов.

Ошибка 3. Нежелание слышать обратную связь

Этим, пожалуй, страдает каждый четвертый фаундер.

После питч сессии, когда инвестор дает обратную связь по тому, что нужно улучшить в презентации или почему проект может не взлететь, такие собственники начинают: обижаться, уходить или даже говорить, что советов они не просили и им нужны инвестиции.

Обычно такие фаундеры думают, что им попался глупый инвестор и он просто не понимает их гениального проекта и нужно найти другого. И они продолжают свои выступления ничего не меняя, в надежде на другой результат.

Но идут месяцы, а инвестиций все нет и нет. К некоторым приходит осознание того, что нужно что-то делать по другому. А кто-то просто бросает поиск инвестиций

Необходимо внимательно прислушиваться к обратной связи, это может сократить время на поиск инвестиций в несколько раз.

Ошибка 4. Отсутствие упаковки

И речь не про красоту в презентации.

Обычно упаковка выглядит так:

Топ-5 ошибок, делающих привлечение инвестиций в проект почти невозможным
Топ-5 ошибок, делающих привлечение инвестиций в проект почти невозможным

В ней очень много внимания уделяется очевидным вещам, например, про перспективность рынка, рост которого сложно не заметить. И ничего о преимуществах вашего проекта. Интереса у инвестора это не вызовет.

Поэтому важно вложить в свою упаковку:

1. Конкретный оффер

2. Закрытие возражений по безопасности.

Необходимо перечислить способы управления рисками для инвестора. Например: Если мы не угадаем с товаром, мы можем продать его региональному покупателю и выйти в 0.

Или

Основатель отвечает перед инвестором своим личным имуществом.

3. Ваши ключевые преимущества

Например: собственный софт для аналитики, эксклюзивный договор на поставки

4. Информация о команде

Ключевые компетенции и опыт каждого члена команды, которые помогут вашему проекту. Не релевантный опыт лучше не писать.

Если у вас нет команды, то вы человек-продукт и у инвестора есть огромный риск потерять все свои деньги в случае, если с вами что-то случится, об этом я писал здесь

5. Ваши текущие результаты

Обязательно покажите вашу историю. С каких показателей начинали и к каким пришли за последний год. Если в вашей истории только убытки, то к инвестициям вы не готовы и они вам не помогут

6. Ваша Unit экономика

Тут я думаю и так все понятно

7. Контакты

Как бы это смешно не выглядело, многие забывают этот слайд

ВАЖНО

Не используйте слово "гарантии" в своей упаковке. Гарантий в инвестициях не бывает, только управление рисками. Опытные инвесторы это понимают.

Ошибка 5. Спам

Эта проблема возникает из-за непонимания своей целевой аудитории. Команда составляет список рекламных каналов, делает один оффер для инвестора и начинает ежедневно спамить: на почту фондам, в телеграм чатах инвесторов, в личные сообщения инвесторам, всем подряд в инстаграме...

Такой подход очень быстро выжигает аудиторию и в лучшем случае на ваш проект перестают обращать внимание, а в худшем- он приобретет негативную репутацию в сообществах.

До такой степени, что вам даже не захотят дать возможность выступить на питч сессии.

Поэтому перед стартом рекламной компании своего проекта необходимо точно определить свою целевую аудиторию инвесторов, оффер для неё и каналы продвижения, где наиболее вероятно нахождение ЦА.

Заключение

Надеюсь эта статья поможет тем, кто только начинает поиск инвестиций и сэкономит им несколько месяцев поисков.

Если вы знаете другие частые ошибки, напишите их в комментариях.

4141
34 комментария
4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Прямо в точку! Особенная боль «непонятная финмодель». Иногда сюда вкладывают слайд с презентации (где красивые цифры в кружочках), но финансовой моделью он не становится.

4
Ответить

Пример который заводит всю статью - не вызывает желания инвестировать, ибо он сам пересекается с большинством ваших же доводов. И главное - я так понимаю вы продаёте упаковку?

1
Ответить

Не понял о каком примере идет речь.

В первом абзаце указано: я привлекаю инвестиции. Привлечение инвестиций это не только упаковка. Это комплексная работа включающая в себя: разработку стратегии, создание упаковки, создание рекламных материалов, создание финансовой модели, создание договора, настройку трафика, работу со входящими заявками, отработку возражений и доведение инвестора до подписания договора

Ответить

"Сомневаюсь, что вы прочитали о чем выше идет речь"

Опечатка и должно было быть "поняли"? )
Ну и в целом - вычитать бы на ошибки, так как статья полезная .

1
Ответить

Никакой ошибки. Цветастый текст предложения я просто проскролил.

1
Ответить