Как изменился приём платежей от иностранных компаний в условиях санкций

Команда digital-продакшена AFFINAGE работает с зарубежными компаниями, и в начале марта столкнулась с особенностями валютных переводов. Мы выяснили, как обстоят дела с приёмом платежей от иностранных компаний у коллег из Solar Staff, Xrom Group, Wemakefab и FINIK. В конце статьи — рекомендации как минимизировать риски в текущих условиях.

Как изменился приём платежей от иностранных компаний в условиях санкций

1. Сервис для автоматизации документооборота и выплат фрилансерам Solar Staff

работает с компаниями по всему миру, принимает деньги внутри юрисдикции заказчика

Как всё работало раньше: компания принимала платежи с помощью группы компаний в разных странах — в России, Нидерландах, на Кипре и др. В зависимости от юрисдикции заказчика заключали договор от одной из компаний. Так, для компаний в РФ использовали российского ресейлера, для компаний из ЕС — Нидерланды, для остальных стран — Кипр или Нидерланды.

Как поменялись условия работы: условия работы не изменились, поскольку Solar Staff использует группу компаний в разных странах и не проходит процедуру валютного контроля.

Мы работаем в прежнем режиме и продолжаем работать с клиентами из разных стран. На текущий момент у нас не было отказов со стороны клиентов. Мы следим за ситуацией и санкциями, под которые попадают банки. Держим постоянную связь с партнёрами из банков, чтобы при необходимости оперативно среагировать и понять, как можно перестроить модель выплат, чтобы все остались довольны.

Павел Шинкаренко, CEO Solar Staff

2. Digital-продакшн AFFINAGE

работает с греческими компаниями через Альфа-Банк

Как всё работало раньше: оплата была в евро, сумма рассчитывалась по курсу в рублях на момент оплаты. Дополнительно банк взимал комиссию за конвертацию из евро в рубли. Деньги поступали на транзитный счёт в евро, затем компания подавала заявку на перевод евро с транзитного счёта на валютный. В AFFINAGE заводили карточку контракта и прикладывали скан Invoice, выставленный клиенту. После этого в течение нескольких дней подавали заявку на конвертацию и перевод денег с валютного счета на рублёвый. Вся схема подпадает под валютный контроль (Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле).

Как поменялись условия работы: Сначала мы рассматривали вероятность приостановления сотрудничества в связи с известной ситуацией, однако, наши партнёры заверили, что найдут законный способ произвести расчет даже в такой ситуации, как отключение РФ от системы SWIFT, обеспечивающей обмен информации между банками при международных переводах (поскольку у компании есть возможность произвести оплату с территории РФ, что является, конечно, частным случаем). Сейчас же компания выставила Invoice с предоплатой сразу за два этапа и получила деньги от греческого клиента 15 марта 2022 года. Срок поступления денег составил 5 рабочих дней.

Заказчик сказал, что хочет продолжать сотрудничество и останавливать работы не планирует. По его словам, половина греческого бизнеса связано с российским, и этим объясняется нейтральная позиция страны. Даже если России грозит отключение от SWIFT, греки пообещали найти способы оплатить работы. Мы решили продолжить сотрудничество, поскольку практически ничем не рискуем, находясь между этапами разработки (поскольку по договору была получена предоплата). Кроме того, Альфа-Банк под санкции, ограничивающие переводы, не попал, и прогноз по дальнейшему взаимодействию у нас положительный.

Игорь Яковлев, CEO AFFINAGE

3. Разработчик ИТ-решений Xrom Group

работает с компаниями из США, Канады, Великобритании, Дании, Австрии и Нидерландов через Альфа-Банк

Как все работало раньше: компания принимала платежи на расчётный счёт по реквизитам или через платежные системы типа PayPal.

Как поменялись условия работы: компания ищет подходящих партнеров в других странах, которые от своего лица могут принимать платежи и отправлять их в Россию, за процент от сделки. Такой подход позволяет Xrom Group оставаться на рынках, которые сейчас недоступны.

В конце февраля мы связались со всеми клиентами и получили поддержку. Только с новыми клиентами возникли трудности: отношение к представителям русской компании меняется, если люди пришли не по рекомендации. Пока результаты переговоров по конверсии на прежнем уровне.

Станислав Хромых, CEO Xrom Group

4. Digital-продакшн Wemakefab

работает с компаниями из США и ОАЭ через Модульбанк

Как всё работало раньше: компания принимала платежи официально на расчётный счёт. В Wemakefab отметили, что валютный контроль всегда проходил без проблем.

Как поменялись условия работы: компания поддерживает связь со всеми иностранными заказчиками и продолжает работу. Wemakefab нашла дружественное представительство в ОАЭ, которое принимает деньги и переводит их на российский счёт. В компании столкнулись с проблемой перевода платежей в валюте, по одному из клиентов заморозили платёж. Клиент компании попросил 2 дня на выяснение причин блокировки. Оказалось, что приостановка платежа была связана со внутренними проблемами клиента. Деньги из ОАЭ в Россию приходят без проблем, перевод длится на 2-3 дня дольше.

Пока мы не предпринимаем конкретных шагов для приема платежей от иностранных компаний — мы просто верим банку, что он сможет провести платёж. У нас есть альтернативные варианты, чтобы получить деньги. Например, друзья в Европе, которые смогут забрать деньги и отправить нам. Но все обходные пути мы пока не рассматриваем всерьез.

Виктор Рындин, Генеральный директор Wemakefab

5. Digital-агентство FINIK

работает с компаниями из ОАЭ, Саудовской Аравии и Европы

Как всё работало раньше: до 2020 компания работала через валютный контроль в РФ. FINIK отметили, что процедура была сложной: у компании должны быть транзитные валютные счета, через которые поступают оплаты от Заказчиков на расчетные счета. Банк также взимал двойные комиссии — то есть комиссии за перевод с транзитного счёта на расчётный счёт компании, а также комиссия на конвертацию в российские рубли. Срок зачисления оплаты с учетом всей процедуры занимал не менее 5 рабочих дней. В конце 2019 года FINIK открыли офис в ОАЭ. Компания находится в свободной экономической зоне, где услуги по разработке цифровых продуктов не облагаются налогами, а также получает поддержку от правительства ОАЭ за развитие ИТ-отрасли на Ближнем Востоке.

Как поменялись условия работы: условия работы изменились в лучшую сторону, посколько компания FINIK развивает свой второй офис, работает с зарубежными компаниями и принимает платежи в Дубае в любых валютах.

Мы всеми усилиями развиваем business development нашего Агентства FINIK в ОАЭ, участвуем в различных диджитал-конференциях и профильных мероприятиях. Сейчас, к примеру, ведём переговоры по разработке уникального цифрового продукта для крупнейшего брокера по продаже и покупке бизнес-джетов, штаб-квартира компании ArcosJet находится в Дубае (ОАЭ). Мы с коллегами нацелены на долгосрочное сотрудничестве и сделаем всё что в наших силах, чтобы результат нашей работы приносил максимальную прибыль нашему Заказчику.

Филипп Никифоров, CEO FINIK

Как минимизировать риски в условиях санкций

Директор по правовым вопросам AFFINAGE Татьяна Яковлева и коллеги из Solar Staff, Wemakefab, Xrom Group, FINIK рекомендуют следующие меры для снижения рисков:

  • Оцифровать все процессы и перевести работу полностью в онлайн-режим. Помните, что заключить договор по праву РФ можно путем обмена документами по электронной почте, главное, сделать об этом пометку в самом договоре (именно о таком способе заключения договора), а также предусмотреть процедуру исполнения, в частности, указать, с каких адресов могут в процессе исполнения сделки поступать юридически значимые сообщения.
  • Еще до заключения договора проверить риски контрагента и проявить должную осмотрительность. В рамках российского правового поля это чисто технически можно сделать проще (поскольку для компаний, зарегистрированных в РФ, существуют общедоступные базы типа «За честный бизнес», а также сервис ФНС РФ «Проверь себя и контрагента», где путем формирования онлайн-выписки из ЕГРЮЛ можно очень много информации получить о компании, ее адресе, собственниках, руководителе, а также убедиться, что она не находится в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства и пр.). Однако в любой правовой системе, где бы ни был зарегистрирован ваш иностранный партнёр, есть такие понятия как учредительные документы (устав, например), свидетельства об учреждении (инкорпорации), выписки из торгового реестра (или аналоги), свидетельства о лицах, могущих без доверенности действовать от компании, путем запроса которых можно убедиться, что партнёр контактный и не пытается от вас что-то скрывать, получить о нём максимум информации в данной ситуации, проявить должную осмотрительность, как того от всех компаний требует ФНС РФ. Стоит помнить о том, что лучше данные документы запросить с переводом на русский язык. Обычно проблем с этим не возникает, тем более что такое требование вовсе не уникально. В идеале также получить от компании письмо о заверениях и гарантиях, составленное в свободной форме, в котором она укажет именно то, что является для вас наиболее важным, например, что компания действует, не имеет долгов и не планирует трансформаций и ликвидации, что полномочия её представителя подтверждаются таким-то документом, предоставляемым вам, что у неё достаточно ресурсов для того, чтобы исполнить сделку в полном объёме в согласованные сроки и пр. Такое письмо является дисциплинирующей мерой, а также вашей поддержкой в суде, если он состоится когда-то. Судебные процессы с иностранным элементом несут в себе особые если не риски, то сложности. Поэтому нужно заключать договор по российскому праву и суд указывать на территории РФ, чтобы хотя бы не судиться в ином государстве. А механизмы физически взыскать присуждённое в ином государстве имеются. Представление такого гарантийного письма партнера в суд в любом случае вас покажет как надежного контрагента, которого намеренно в момент заключения сделки ввели в заблуждение заверениями.
  • Разбить работы на более мелкие этапы, брать предоплату за каждый этап, в идеале 100%.
  • Обсудить с партнером план Б, если переводы в валюте становятся невозможными (есть ли у контрагента дочерняя структура в иной юрисдикции; рассмотреть вариант зачёта взаимных требований путём оказания услуг друг другу, если это возможно в силу того, какую именно деятельность реализует ваш партнёр и можете ли вы быть заинтересованы в его услугах/его дочерней структуры/партнёра, который может услуги оказать вам, а расчет будет произведён вашим клиентом и т.п. в зависимости от сути сделок и прочих условий).
  • Зарегистрировать компанию или ее представительство в других юрисдикциях и открыть дополнительные счета.
  • Позиционировать компанию как международную распределённую команду, больше уделять внимание PR и развитию на международном рынке.
  • Обзавестись локальными партнёрами в приоритетных странах.
  • Пользоваться сервисами, которые позволяют легально работать с иностранными компаниями и командами. К примеру, через Solar Staff российские компании могут проводить оплату иностранным фрилансерам, и наоборот — зарубежные компании могут оплачивать работу российским фрилансерам.

Как мы видим, основные рекомендации касаются юридической и бизнес-составляющей деятельности. Если для второго необходимо проявить мудрость, смелость, видение будущего, то первое решается проще — наймом или консультацией юриста с хорошими скиллами в области международного права. В непростые времена правовая защита бизнеса приобретает особую, уже даже не просто гигиеническую роль, поскольку, несмотря на санкции, ряд трудностей можно решить юридическими (в частности, договорными) механизмами. Ну и не без оптимизма!

Если вы тоже принимаете платежи от иностранных компаний в 2022 году, делитесь своим опытом в комментариях!

66
Начать дискуссию