Гайд для финансистов и предпринимателей: что делать с платежами, кредитами и планированием

Мы, команда сервиса «Финансист», пообщались с финансовыми экспертами и собрали антикризисный гайд. Из него вы узнаете, что делать с платежами и расходами, кредитами и займами, и как увидеть возможности в новой реальности. Гайд будет полезен как финансовым менеджерам, так и предпринимателям.

Содержание

  • Что делать с платежами и расчётами
  • Что делать с расходами
  • Что делать с курсами валют и инфляцией
  • Что делать с кредитами и займами
  • Что делать с планированием и бюджетами
  • Что делать учётом, отчётностью, хранением файлов, бизнес-процессами
  • Что делать с паникой и где искать поддержку

Что делать с платежами и расчётами

Самое важное сейчас — не допустить кассовый разрыв. Нужно понять (посчитать) сколько денег поступит с высокой долей вероятности. Затем разберитесь с расходами — постарайтесь избегать авансов, платежей на несколько периодов вперёд, откажитесь от лишних сервисов и необязательных расходов:

  • Постройте стресс-план с учётом того, что выручка будет падать и распишите несколько сценариев падения выручки (80%, 60%, 40%), чтобы понять, в какой момент закончатся деньги.
  • Если понимаете, что не можете заплатить, первое, что нужно сделать — сообщить контрагенту. С полной информацией ему будет проще планировать свои выплаты.
  • Запросите платежи у контрагентов-должников.
  • Сформируйте план по каждому клиенту — что необходимо сделать, чтобы все платежи пришли. Крупных клиентов смотреть в первую очередь.

Что делать с расходами

Расходы придётся сокращать. Важно понять, какие сокращать и на сколько.

Основные принципы:

  • Вопрос про сокращение маркетинга и продаж решается у всех по-разному. Но убрать их из расходов сейчас — обречь себя на остановку бизнеса. А смысла в этом не много — обязательства никуда не денутся. Принимать решение в каждом случае нужно ситуационно.
  • Операционные расходы урезать до минимума.
  • Проверьте запасы (товары, материалы) — на какой период продаж хватит, сформируйте план поведения, что будете делать с продажами: какой объём нужен при снижении выручки, за какие деньги, на каких условиях оплаты. Сформируйте новый денежный поток.
  • Самое сложное — сокращение команды. Сохраняйте самых лояльных сотрудников, доводите информацию о ваших планах до всех. Это позволит снизить тревожность в коллективе и даст вам актуальную обратную связь. С одной стороны, рынок труда сейчас тоже будет стагнировать, с другой стороны — большие компании получают доступ к нашим кадрам. Когда люди видят, что управленцы сражаются за бизнес — они тоже подключаются.
  • Просчитайте изменение мотивации — там, где можно сокращайте оклады и вводите переменные части. Это снизит точку безубыточности и вам будет проще обеспечить расходы деньгами.
  • Если в компании есть годовые бонусы топ-менеджерам — я бы рекомендовала заморозить выплаты на ближайшие 6 месяцев. Деньги сейчас — самое важное. А людям важно сохранить работу.
  • Отложите деньги на налоги из ближайшего поступления, иначе всё парализует арест счета.

Что делать с курсами валют и инфляцией

  • Вы видите как растут курсы доллара и евро. Если вы занимаетесь ВЭД, проанализируйте свои контракты — кто кому должен, какие санкции за неуплату. Если должны вы, и деньги есть, разумно расплатиться сейчас, пока курсы не выросли ещё больше. Если должны вам, то есть риск непогашения этой задолженности.
  • Сейчас начнется бешеная инфляция. Как следствие, сотрудники захотят повышения зарплаты. Вы можете столкнуться с необходимостью решать этот вопрос — либо дополнительными деньгами, либо заменой части штата.

Что делать с кредитами и займами

В период экономического кризиса кредиты всегда становятся дороже. Особенно дорожают кредиты в валюте: из-за повышения ставки процентов и из-за роста курса.

  • Желательно отказаться от банковских кредитов на этот момент, а если кредиты были взяты раньше, закрыть их или договориться с банком о кредитных каникулах.
  • Поменяйте источник кредитования с банков на партнеров: продавайте с предоплатой, покупайте с отсрочкой платежа, живите в рамках своего денежного потока.
  • Не кредитуйте в этот период банки в виде депозитов. Лучше поддержите этими средствами своих основных поставщиков и покупателей.
  • Постройте план с наилучшим и наихудшим развитием для компании.
  • Проводите стресс-тесты. Например, у компании есть какой-то план и дальше мы применяем стресс-тесты, в которых выручка падает на 80%, 60%, 20% и сразу видно что будет с бизнесом. Смотрим, в какой момент компании грозит банкротство.

Выданные займы опасны тем, что могут быть не возвращены в срок, поэтому строя свой план движения денег, не рассчитывайте на них.

Что делать с планированием и бюджетами

  • Сделайте 3−4-5 расчётов финмодели. Спрос, похоже, снизится. Нужно понять, как это повлияет на бизнес. При каком снижении сколько расходов нужно сократить. Что будет при снижении 20%, 40% продаж. Как вырастет стоимость лида. На сколько можно сократить наценку.
  • Мы все в цепочке поставок и с обязательствами по зарплате, налогам. Поэтому план движения денег теперь — наше всё. Обновляйте его каждый день.
  • Все инвестиционные планы пересмотрите. Как можно использовать сразу то, что уже есть и заморозить то, что ещё в планах. Все активы сейчас должны работать.

При формировании плана сокращения привлекайте руководителей. Во-первых, таким образом вы получите новые идеи, во-вторых, это объединяет и распределяет ответственность.

План составьте сейчас. В 2 или 3 вариантах. И к нему — точки принятия решений. То есть когда этот план вводится.

Что делать учётом, отчётностью, хранением файлов, бизнес-процессами

В момент наступления кризиса нужно остановить бег, оценить что изменилось снаружи вашей компании, понять, как вы с этим можете взаимодействовать и внедрить изменения в свой бизнес-процесс.

Если конкретно, то:

  • Просмотрите шаблоны своих договоров с поставщиками и покупателями и заложите в них ваше право пересматривать цену в своих интересах, чтобы иметь возможность для маневров,
  • Отслеживайте динамику стоимости внутренних процессов компании и динамику их результатов; тенденция изменения показателей покажет, приближается ли кризис,
  • Соберите всю отчётность в одном файле и автоматизируйте её,
  • Создавайте резервы не только в деньгах: актуальная информация о наличии на рынке аналогов импортного сырья, материала или оборудования, которое вы используете; пул сотрудников, периодически выполняющих для вас работы на аутсорсе; партнёры, способные представлять ваши интересы в одной стране в обмен на то, что вы будете представлять их интересы в вашей стране.

Что делать с паникой и где искать поддержку

  • Сфокусируйтесь на бизнесе.
  • Следите за новостями, сейчас будет много нововведений в рамках «поддержки бизнеса», возможно среди них будут те, которые вы сможете применить.
  • Поймите, что вы несёте ответственность за команду и ваша задача её сохранить.
  • Организовывайте встречи с командой для разгрузки.
  • Не обсуждайте обстановку в стране внутри компании.
  • Подумайте, что в текущей ситуации можете сделать по-другому, какие возможности появились и обсудите с командой варианты развития.
  • Используйте возможности профессиональных сообществ, задавайте вопросы, делитесь опытом: с чем сталкиваетесь, как решаете вопросы. Просите профессиональной помощи, предлагайте помощь и свои услуги. Разговаривайте, в диалоге рождаются варианты и приходят возможности. И помните: вы — не один. Все мы сейчас проходим сложный период. Период, из которого мы выйдем более сильными, опытными и профессиональными.
1
Начать дискуссию