Исследование: большинство российских стартапов развиваются на свои деньги и не выходят за границу

Это не похоже на США, где стартапы активно привлекают внешние инвестиции.

  • Исследование «Стартап-барометр 2018» провели партнер iTech Capital Алексей Соловьев, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и EY. Они опросили 300 основателей российских стартапов в марте-апреле 2018 года. По оценке исследователей, это 10% от рынка России.
  • Среднестатистический основатель – москвич около 30 лет с высшим технологическим образованием (47% ответов респондентов), бизнес основал вместе с партнером (69%). Уже имел собственный бизнес (30%), сосредоточен на разработке продукта (33%).
  • Средний российский стартап существует три года и находится на стадии разработки продукта (49%). Основной продукт — финансовый b2b-сервис или маркетплейс, у которого, по мнению основателей нет аналогов в России (23%), а иногда даже в мире (27%). География сбыта — местный рынок (68%). Доходов пока нет у 30%, а если есть (23%) — то до 1 млн рублей в год, до 10 млн – у 19%. В команде не более 10 человек, сложнее всего проекту привлекать компетентных программистов (42%).
  • Внешние инвесторы есть только у 29% российских стартапов, 71% развиваются сами, говорится в исследовании. Для сравнения, в американских инновационных хабах — Кремниевой долине, Бостоне, Лос-Анджелесе или Сиэтле — почти все стартапы получают внешние инвестиции.
  • Предприниматели не привыкли работать с венчурным капиталом, практически все деньги на рынке можно назвать непрофильными, считает управляющий директор Gagarin Capital Николай Давыдов. Ситуация не изменится, пока в Россию не придут массово зарубежные инвесторы, считает он.
  • Около 70% опрошенных стартаперов получают 75-100% дохода на российском рынке. Это связано с тремя причинами, считает директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев: российские проекты могут быть привязаны к местным законам и экономике, а сами предприниматели не могут или не хотят двигаться на внешние рынки — либо из-за незнания языка и низкой мобильности, либо из-за невысоких амбиций.
  • 64% российских стартаперов имеют негативный опыт, связанный с провалом проекта или закрытием бизнеса. В России часто открывают компании из-за интересных идей и при этом мало серийных предпринимателей, которые уже имеют опыт продажи бизнеса и строят новый с этим же прицелом, говорит партнер EY Антон Устименко.
  • Российские предприниматели предпочитают создавать маркетплейсы, а также финтех- и SaaS-проекты. В последних двух заинтересованы и инвесторы. Также инвесторы интересуются искусственным интеллектом, машинным обучением и блокчейном, но этими направлениями занимаются не больше 1-2% стартаперов.
2323
68 комментариев

Тема очень интересная и обширная.
Если коротко.

1 - Почему на свои?
Потому что по факту в России инвестиции никто не даст.
Некоторые пробуют получить инвестиции заграницей, если получаются то там проект и остается и уходить из Российской юрисдикции.

2 - Почему развиваются локально?
а) многие не знают как выходить на иностранный рынок.
б) Те кто хочет работать с иностранным рынком регистрируют проект заграницей по
множеству причин и де-юре это уже не Российский стартап.

28
Ответить

2.б "по множеству причин"
Причин целая масса
1 - Бизнес репутацией страны.
Если Ваш проект числить как сделано в США, Швейцарии, Великобритании и т.д., то у Вас буду хорошо покупать продукт, иначе можно терять от 30% до 70% клиентов.
2 - Наличие stripe, нормальных финансовых инструментов для ведения онлайн торговли, эквайринга и прочего.
3 - Регистрация проект заграницей дает гарантии, что его не отнимут...
... и еще 1001 причина.

15
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Здравствуйте! У меня есть одна идея, она дествительно глобальная и очень дорогая для инвестирования. У нас за это никто не возьмется никогда. Как мне выйти на таких гигантов за границей, чтоб хотя бы озвучить идею, объяснить все достоинства и ответить на их вопросы в плане капитализации, а там пусть сам решают принимать участие или нет?

Ответить

Все гораздо прозаичнее. Просто в штатах отношения с инвестором выстраиваются в правовом поле, а мы на уровне малого и среднего бизнеса не далеко от девяностых ушли — попробуй не вернуть деньги инвестору.

20
Ответить

Не надо обобщать, плиз. Наверное, где то и так есть - но лично я не встречался с такими подходами. Неадекватных людей довольно просто "на берегу" увидеть и не связываться с ними. Думаю, и "у них" такие типы встречаются

1
Ответить