Как малому и среднему бизнесу попасть на полки торговых сетей

Кризис побудил крупные торговые сети обратить внимание на небольших поставщиков. Лишь один пример: благодаря мерам государственной поддержки покупатели новосибирских магазинов «Пятерочка» могут приобрести более 200 фермерских товаров местных производителей. Российский ритейл, который часто упрекали в полном пренебрежении небольшими поставщиками, начал меняться.

Источник: Pixabay
Источник: Pixabay

7 апреля в Екатеринбурге прошла конференция CorpSpace: HouseHold, в рамках которой представители торговых сетей налаживали взаимоотношения с местным мелким и средним бизнесом. Главной задачей мероприятия стал поиск новых производителей товаров взамен выбывших из-за последствий введенных в отношении РФ санкций. В Пермском крае в конце марта была запущена программа по сбору заявок от представителей местного малого бизнеса, готовых стать поставщиками товаров в торговые сети региона. Похоже, полки супермаркетов становятся доступнее для небольших отечественных производителей.

Эффект масштаба

Для понимания происходящего надо учесть, что все последние годы на рынке сохранялась полностью противоположная ситуация. Крупному ритейлу было удобнее работать с крупными поставщиками, а мелкому – с мелким. При этом количество небольших магазинов в стране непрерывно уменьшается под давлением торговых сетей. Это лишает заказчиков небольшие производственные компании. Попасть же на полки крупных супермаркетов им крайне сложно, потому что это связано с неподъемными для них расходами и условиями.

К тому же, торговые сети имеют возможность держать низкие цены именно благодаря тому, что они покупают товар большими партиями. Из-за этого крупному ритейлу до недавнего времени было не по пути с малым и средним бизнесом.

Источник: Pixabay
Источник: Pixabay

Крупные продавцы наступали и доминировали. По данным Центра пространственных исследований «Геоинтеллект», в период с 2019 по 2021 годы в целом по России доля торговых сетей в общем обороте розничной торговли выросла с 30,7% до 38,5%. Региональными лидерами по этому показателю оказались, как нетрудно догадаться, Москва и Санкт-Петербург.

На первый взгляд, будущее не сулит небольшим поставщикам ничего хорошего. Если посмотреть на Германию как на модель развитого рынка, то там, к примеру, розничная торговля продуктами питания на 73% захвачена всего пятью торговыми сетями.

В России тренд на укрупнение тоже просматривается совершенно четко – «Магнит» в итоге купил «Дикси» за 87,6 млрд руб., что ставит его в один ряд по оборотам с X5 Retail Group, а «Лента» в прошлом году завершила сделку по приобретению за 23 млрд руб. торговой сети «Билла Россия» (Billa), что сделало покупателя вторым по количеству магазинов оператором супермаркетов в Москве и Московской области. Буквально через месяц «Лента» пополнила свои активы приобретением еще и пермского ритейлера «Семья» (2.5 млрд руб.). Есть ли у малого бизнеса хоть какая-то возможность не оказаться затертым между боками таких гигантов?

Кризис и господдержка

Неожиданным подспорьем для предпринимателей стали изменения, вызванные санкционным давлением. Крупный ритейл лишился значительной части привычных поставщиков, а значит и их товаров. Необходимость поддерживать широту ассортимента заставила торговые сети искать решение проблемы внутри страны и внутри регионов присутствия. И они повернулись лицом к небольшим локальным компаниям.

Мощным фактором стала и разработка государственных мер поддержки экономики. Очередной закон с такими мерами вступил в силу 8 марта 2022 года. Среди востребованных (и доступных!) сейчас антикризисных мер можно выделить:

  • Льготные кредиты под 3% для инновационных малых и средних компаний с годовой выручкой более 100 млн руб.
  • Кредитные каникулы для малых и средних компаний, деятельность которых подпадает хотя бы под один из 70 кодов ОКВЭД.
  • Субсидии бизнесу на трудоустройство молодежи в возрасте до 30 лет и пр.

По словам премьер-министра Михаила Мишустина, план поддержки уже сейчас включает в себя более 100 инициатив, без учета ранее принятых, и будет расширяться. Общий объем финансирования должен составить порядка 1 трлн руб.

Впрочем, государство помогает бизнесу не только деньгами. Вот лишь пара примеров. С прошлого года Корпорация МСП совместно региональными властями и федеральными торговыми сетями реализуют проект «Фермерский островок». Он запущен уже в трех регионах и объединяет небольших сельхозпроизводителей, организуя совместные продажи их продукции.

Источник: Pixabay 
Источник: Pixabay 

Так, в Новосибирской области вместе с Корпорацией МСП в проекте участвуют областное Агентство инвестиционного развития и региональный Минпромторг. Вместе они помогают местным производителям разместить свою сельхозпродукцию в магазинах сети «Пятерочка».

При этом аграриям нет надобности исполнять требования ритейлера — «Фермерский островок» работает по принципу «Магазин в магазине». Фермеры сами объединяются в кооператив, который становится оператором конкретной торговой точки. Также есть вариант присоединиться к действующему объединению.

Роль Корпорация МСП заключается в том, что она сопровождает создание «Фермерских островков» на всех этапах: от выбора наилучшего места размещения и запуска первого магазина до масштабирования на весь регион. В этом году географию проекта планируется расширять.

Первый «Фермерский островок» был открыт в 2021 года в Уфе. Выбор локации объясняется тем, что Башкортостан является одним из регионов-лидеров по развитию фермерства и количеству сельскохозяйственных потребительских кооперативов (их здесь насчитывается более 370-ти). Поэтому формат работы «Фермерского островка» был для местных аграриев привычным и понятным и ожидаемо вызвал у них интерес.

Взаимный интерес

Малый бизнес не только стимулирует локальное производство и дает рабочие места, но и предоставляет крупным компаниям гибкость, которую они не могут получить другим способом. В случае крупного ритейла небольшие поставщики могут закрывать те товарные ниши, которые не входят в сферу интересов больших партнеров.

Кроме того, локальные компании могут быстро переориентироваться в соответствии с новыми трендами, потребностями заказчика и экономической ситуацией. Тем самым они наделяют этим качеством и «старшего брата» – неповоротливого из-за множества внутренних регламентов и цепочек согласований.

Зачастую и нормы законодательства благоприятствуют именно небольшим экономическим игрокам. Они, например, не скованы рамками антимонопольных правил и благодаря всевозможным льготам и субсидиям могут предлагать своим контрагентам лучшие условия сотрудничества.

Наконец, крупные компании, в том числе и производственные, могут повысить эффективность собственного бизнеса, отдавая часть своих процессов на аутсорс мелким партнерам. Это, среди прочего, положительно сказывается на показателях отчетности и способствует поддержанию конкурентоспособности. По этому пути идут США, где малые предприятия предоставляют от 60% до 80% всех рабочих мест в стране. Хорошие примеры есть и в России – «Камаз», например, сейчас сотрудничает с 450 отечественными поставщиками.

Помимо прямых форм сотрудничества, между малым и крупным бизнесом развиваются и инновационные решения, такие как цифровые платформы закупок, специально адаптированные именно для взаимодействия компаний разных масштабов.

Примером может служить «Витрина закупок малого объема по 223-ФЗ», где более 600 заказчиков из разных отраслей бизнеса размещают заявки на закупку на сумму до 500 тыс. руб. Участвовать в конкурсе на выполнение этих заявок могут любые компании малого и среднего бизнеса, а также ИП и самозанятые.

Новые условия, в которых оказались все экономические игроки, работают на малый и средний бизнес. Их потенциальные заказчики и покупатели начинают замечать, какие плюсы несет им сотрудничество и будут и дальше открываться для него.

44
Начать дискуссию