«Просадка» российской экономики

«Просадка» российской экономики

«Просадка» российской экономики связанная с введением новых санкций и ограничений в первую очередь может проявиться в снижении объемов производства как за счет отсутствия комплектующих, оборудования, сложности проведения финансовых и логистических операций (в том числе, и проблема страхования контейнеров с грузами, без которых их перемещение невозможно), так и за счет потери рынков сбыта для российских компаний.

В целом, пока крайне сложно оценить весь масштаб последствий – март-апрель большая часть из них работает на существующих запасах. Например, представители компании «КАМАЗ» еще в начале марта заявили о приостановке импортных комплектующих (по данным 2020 года их доля составляла более 35%), но работа предприятия не была приостановлена. Официально компания заявила о том, что в течение месяца планирует перейти на выпуск машин с использованием российских компонентов и узлов, в том числе с собственными разработками.

С наибольшими проблемами столкнуться отрасли, максимально связанные с импортно-экспортными операциями. Зависимость от импорта в большей части отраслей сложилась задолго до февраля 2022 г. По данным экспертов Высшей школы экономики в 2020 г. до 75% непродовольственных товаров, поступающих в розничную торговлю, были иностранного происхождения. И за последние 5-7 лет ситуация менялась слабо. Наиболее серьезно зависимость от импорта сложилась в автомобилестроение (импорт составляет 95%), обувь -87%, телекоммуникационное оборудование-86%. В целом, сложная ситуация во всех высокотехнологичных отраслях – программа импортозамещения, активно реализуемая с 2014 г. все-таки не предполагала полностью переходить на замкнутую систему производства.

Наибольшие перспективы, безусловно, у тех отраслей, для которых реализация мер в рамках политики импортозамещения была наиболее успешной. Но таких отраслей не так много. И зависимость от импорт сохраняется значительная. Предпринимаются, конечно, дополнительные меры.

Например, одним из последних решений Правительства, решающих данную проблему, стало разрешение ввоза в страну товаров иностранного производства без согласия правообладателей и снятие ответственности за так называемый параллельный импорт (принято 30 марта). В таком случае в нашу страну может быть ввезена техника, предназначенная для других стран. Но что делать с товарами, на которые предусмотрено установление отечественного программного обеспечения? Ранее за это отвечали производители (в рамках прямого импорта). Сейчас соблюдение данного закона (принят в ноябре 2019 г.) будет ложиться на импортера, что чревато значительными штрафами.

Поэтому то, что будет происходить дальше очень сильно зависит от того насколько быстро стабилизируется геополитическая ситуация, насколько четко и быстро будут готовы к реализации всего пакета мер государственной поддержки как в органах исполнительной власти (в том числе в регионах), так и сами компании (это вопрос доверия со стороны бизнеса государству).

Насколько все будет согласованы все мероприятия друг с другом и по содержанию, и по срокам. В целом для того, чтобы перестроить российскую экономику потребуется не менее 2-3 лет. Насколько эффективно это произойдет будет зависеть от огромного количества факторов. И один из ключевых из них - фактор неопределенности. Безусловно потенциал для скорейшей и эффективной адаптации к сложившейся ситуации есть. Как мы им воспользуемся? Не знаю.

Татьяна Крейденко 
кэн, доцент Экономического факультета РУДН
88
реклама
разместить
2 комментария

Спасибо, кэп

4

Это отрицательная эрекция.

1