Почта. Коммерция. Аналитика. Нужны ли они друг другу?

…развитое тело легче изучать, чем клеточку тела. К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции.

Карл Маркс. Капитал. Предисловие к первому изданию

В июле почта РФ обнародовала годовой отчёт, из которого следует, что за 2021 год через Почту РФ прошло 111,9 млн отправок, что на 4 процента больше, чем в 2020 году.

Кроме того, в 2021 году почта РФ запустили службу EMS PT (Услуга EMS РТ) более чем в 12 000 населённых пунктов по стране. Служба значительно облегчает отслеживание грузов поставщикам оптовых покупателей и между юридическими лицами. При этом, количество EMS-отправлений составило 17,4 млн. штук, что на 7 % больше объема за 2020 год.

Что касается качества работы курьерской службы Почты РФ, то, судя по отчёту, был проведён целый ряд улучшений и нововведений. Курьерская служба Почты России на начало 2022 года включает в себя 262 участка курьерской доставки, обслуживающих свыше 11 тыс. населенных пунктов с возможностью доставки до двери получателя. За прошлый год Почте России удалось обновить оборудование более чем на четверти всех участков доставки, а курьерский автопарк обновился почти на 60% (это полторы тысячи единиц техники). В 2022 году планируется продолжить обновление оборудования курьеров ещё на 25%.

Также Почта России открыла 268 совместных пункта выдачи заказа (далее ПВЗ) с Wildberries и 4 ПВЗ с AliExpress, дополнительные совместные ПВЗ с партнерами, а также реализовала проекты, направленные на оптимизацию, автоматизацию и цифровизацию процессов доставки отправлений на последней миле и на улучшение обслуживания клиентов.

Как можно видеть, Почта РФ вкладывают значительные усилия в развитие сервисов для электронной коммерции и совершенствуют технологии и процессы на всех этапах доставки. Не удивительно, что количество отправок неумолимо растёт из года в год, а значит, появляется потребность в точных аналитических инструментах, которые будут помогать капитанам бизнеса прокладывать фарватер.

Такие инструменты безусловно уже существуют и успешно справляются со своими задачами. Как они работают и какие возможности предлагают - разберём на примере сервиса Postkassa ("Почтовая касса"). Назначение системы это трекинговый сервис и информационное сопровождение платежа. Платформа помогает отслеживать отправки почтой РФ, их статусы, и выводить наложенный платёж на удобные реквизиты. Но это только основной функционал, речь, как я написал выше, пойдёт об аналитических инструментах, которые позволяют группировать и визуализировать различные данные, которыми оперирует сервис.

1. Статистика:

Этот анализ покажет статус всех загруженных в сервис отправок за период.

Почта. Коммерция. Аналитика. Нужны ли они друг другу?

Встречает нас сводная таблица, в которой отображается, в каких статусах и сколько совершено отправок, по которым расчёт ещё не поступил. Эти данные позволяют получить достаточно точный ответ на вопрос "Где деньги, Лебовски?". Можно увидеть, забрал ли курьер посылки, вручены ли они клиенту, возможно, оформлен возврат или посылка залегла на дно на ПВЗ.

На основе этих данных можно понять, на кого и как воздействовать. Возможно, стоит отправить клиенту оповещение из CRM (кстати, API прилагается) или связаться со складом временного хранения и приоритизировать отгрузку.

Ниже мы видим лаконичный и информативный график:

Почта. Коммерция. Аналитика. Нужны ли они друг другу?

На нём можно наблюдать отношение количества отправок к цене, для каждого статуса. Эта наглядность помогает выбрать кратчайший путь к получению денег. Например: в статусе "Прибыл в ПВЗ" всего одна отправка на 150 тыс. руб, и возможно одно напоминание клиенту решит вопрос возвращения этой суммы в оборот. А с другой стороны в статусе "В пути" 10 отправок на сумму 15 тыс. руб., и их проще дождаться, чем уточнять информацию о каждой отправке и давить на перевозчика, особенно если сроки доставки ещё не нарушены.

На этом заканчивается разговор о том, за что деньги не пришли, и переходим к отправкам, которые завершены. Они представлены таблицей и итоговыми цифрами по статусам оплаченных, возвращённых или утилизированных по просьбе отправителя посылок.

Почта. Коммерция. Аналитика. Нужны ли они друг другу?

Назначение таблицы очевидно - показать сколько отправок дошли и были оплачены, на какие суммы, а какие были возвращены или требовали утилизации. Итог снова отражён общим количеством отправок в данных статусах и сумме средств, по ним прошедших.

"Статистика" это монитор стратегического назначения, позволяющий понять главные соотношения между отправками и средствами. Конечно, только широкого охвата не достаточно в современной конкуренции, важны детали, нюансы определяют победителей. Точечные инструменты просто необходимы.

Полагаю, отправители Почты России хотели бы четко планировать деятельность на короткой дистанции. Хотя бы во избежание кассовых разрывов и подобных неприятностей. Для этого в сервисе "Почтовая касса" есть анализ выкупа. Под микроскопом. Представляет собой следующее:

2. График выкупа:

В этом разделе аналитики информация только по уже купленным посылкам. Возможно, Вам надо понять, в какие дни у Вас выкупали наибольшее количество, а в какой - наибольшие суммы. А может, просто необходимо свериться с учётной системой за определённую дату. Данные представляются в виде наглядного графика, на котором мы и можем за каждый день отследить сумму и количество оплаченных отправок.

Почта. Коммерция. Аналитика. Нужны ли они друг другу?

Сам график имеет интерфейс позволяющий из периода выделить конкретные участки и рассмотреть, как было обещано, "под микроскопом" посылки за каждые 7 дней (минимальное приближение). Следом за графиком подводятся итоги количества отправок и полученных по ним средств. Это очень понятные и простые цифры, которые напрямую дают понять, соответствуют ли ожидания бизнеса реальности.

3. Ждут выкупа

Конечно, приятно смотреть на график и суммы полученных средств. Но требуется и понимание того, сколько отправок в пути, сколько числится на пунктах выдачи заказов, и как долго они там уже находятся.

Эти данные напрямую коррелируют с "графиком выкупа" и поддаются, конечно, простому подсчёту основываясь на данных о выкупленных посылках. Хоть подсчёт и не сложный, но в любом случае он требует времени и ресурсов. Гораздо удобнее когда вся информация находится прямо перед глазами и нет нужды разделять ее центрифугой математических методов.

Для этого и выведен график ожидающих выкупа отправок. На нём аналогично "графику выкупа" представлены данные о суммах и количестве в разрезе временного промежутка. Эти сведения так же помогут в принятии решений самого разного направления. Что выкупается быстрей? Недорогие посылки или наоборот, стоящие значительных средств? Как долго заказы ожидают выкупа на ПВЗ? Сколько посылок итого не выкуплено? На эти вопросы и не только на них как раз и поможет представление "Ждут выкупа"

Почта. Коммерция. Аналитика. Нужны ли они друг другу?

После графика уже привычный итог: Количество/Средства. Желаю всем, чтобы цифры тут всегда стремились к нулю и как можно быстрее переходили в предыдущий пункт системы анализа.

3. Проблемные отправки:

Сфера Е-ком переживает взрывной рост, и всё больше и больше требует автоматизации через цифровые решения, скорость получения данных о событиях может стать ключевым преимуществом в конкурентной борьбе. И, конечно, в первую очередь это касается нежелательных событий.

Для этих целей реализована механика, отслеживающая и сортирующая отправки с проблемными статусами. Пользователь может в режиме реального времени видеть данные о посылках, которые определённо требуют каких-либо действий от него.

Почта. Коммерция. Аналитика. Нужны ли они друг другу?

Фактически, поступление данных в эту часть базы данных может служить триггером для автоматизации событий, таких как уведомление или рассылка. На сегодняшний день интеграция подобных систем происходит на базе различных API, и сервис “Почтовая касса” не исключение. Ознакомиться с методами, которые используются данной системой, можно тут.

Ядром аналитической системы Postkass'ы является "Трекинг".

Почта. Коммерция. Аналитика. Нужны ли они друг другу?

Это сводная таблица в которой отражены все отправки, их статусы , суммы и даже платёжный оператор. Сюда приводят клики по всем описанным выше элементам аналитической системы Postkass'ы, и приводят к конкретной отправке, попадающей в тот или иной раздел аналитики. Данный раздел и сам по себе крайне полезен, в нём можно упорядочить отправки по любому из параметров, и позволяет быстро найти отправки с конкретными параметрами.

Не смотря на колоссальную работу, проведенную почтой России в 2021 году, сохраняются некоторые детали, которые требуют от их клиентов некоторого внимания и ресурсов. Сроки поступления наложенного платежа - одна из таких деталей.

К некоторому сожалению, Почта РФ перечисляет отнюдь не молниеносно. Что при большом количестве отправок, ставит задачу планирования поступления доходов наложенным платежом. Платформа "Почтовая касса" как раз предлагает удобный инструмент, позволяющий прогнозировать поступление средств с наложенных платежей.

Почта. Коммерция. Аналитика. Нужны ли они друг другу?

Таблица отражает поступления средств по датам за уже выкупленные отправки. Так же в таблице содержаться сведения по РКО и номерам ЕССП платёжных переводов. Говоря кратко - буквально за несколько кликов, пользователь получит сведения о грядущих поступлениях, что позволяет точнее планировать расходы и дальнейшие отправки.

Рассмотренные инструменты аналитики просты и крайне полезны, если не необходимы, и естественным образом с ростом рынка будет расти и инфраструктура автоматизации, а значит, будут развиваться инструменты выборки и анализа.

Уважаемые участники электронной коммерции, а какими инструментами вы пользуетесь для анализа ваших логистических, финансовых и информационных процессов? Будем признательны за обратную связь в комментариях!

33
Начать дискуссию