Как бизнесу работать с валютой в новых условиях

Операции с привычными для россиян иностранными валютами превратились в сложный квест с непредсказуемым результатом, но тяжелее всего сопутствующие проблемы переживает локальный бизнес.

Екатерина Гришина, сооснователь и генеральный директор «Казначейские технологии» (резидент Фонда «Сколково»), рассказала, как компании ищут и находят выходы из сложившейся ситуации.

Как бизнесу работать с валютой в новых условиях
Екатерина Гришина
Генеральный директор компании «Казначейские технологии», резидент Фонда «Сколково»

«Великий поворот на Восток» побуждает компании, использующие в своей деятельности валюты иностранных государств, пересматривать привычные правила работы. Многие финансовые организации, прежде активно работавшие с российским бизнесом, были вынуждены подчиниться требованиям своих юрисдикций и свернуть сотрудничество.

Некоторые крупные российские банки оказались отрезанными от системы переводов SWIFT, а правительство РФ, стремясь стабилизировать финансовую систему, ввело новые правила обращения с валютной выручкой, которые к тому же несколько раз поменялись всего за несколько месяцев. Все это потребовало от компаний, занимающихся импортом и экспортом, поиска новых инструментов снижения рисков и продолжения деятельности.

Новые валютные риски для бизнеса

Строго говоря, риски эти не являются совсем уж новыми. Компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, всегда были чувствительны к волатильности относительных курсов валют, но в последние месяцы эти риски качественно поменялись и стали действительно критическими.

Непредсказуемость курса рубля и его зависимость от непрозрачного «ручного управления» со стороны ЦБ делают работу по валютным контрактам весьма опасным занятием и заставляют искать способы минимизировать потенциальный ущерб.

Одним из способов внести хоть какую-то предсказуемость в экономическую деятельность бизнеса является перевод доходов и расходов в одну валюту. Многие компании несут валютные расходы на закупку средств производства и материалов в долларах или евро, а доход получают на внутреннем рынке в рублях. В ряде случаев можно постараться привести деятельность компании к общему знаменателю, например, работая только по коротким контрактам и сразу конвертируя выручку.

К сожалению, такое возможно далеко не всегда. Бывают условия со 100%-ной предоплатой и отсрочкой отгрузки. Да и банковская система зачастую не способствует быстрому обороту средств. Существуют ограничения по «банковскому окну», много времени может занимать валютный контроль, особенно если документы под него составляются в ручном режиме. Тогда возможны ошибки и непрохождение платежей. В последние месяцы все чаще переводы зависают на транзитных счетах банков-корреспондентов.

Второй вариант – хеджирование рисков с помощью соответствующих банковских предложений, свопов и т.д. Однако надо помнить, что это очень сложные финансовые инструменты, с которыми подчас не в состоянии разобраться даже крупные и опытные компании.

Многие еще помнят корпоративный конфликт, возникший несколько лет назад между «Транснефтью» и «Сбербанком». Тогда компания неверно оценила предложенные банком условия процентного свопа и чуть не понесла убыток в размере 66 млрд руб. Дело дошло до суда.

В целом, эксперты уже пришли к выводу, что валюты «недружественных» стран превратились в высокорисковый актив, и его накопление на счетах нецелесообразно.

Возможна ли замена валют

В принципе, этот способ снизить риски и упростить внешнеэкономическую деятельность компании напрашивается сам собой. Это требует серьезных переговоров и зачастую перезаключения действующих контрактов, но сейчас, в период глобальной перестройки логистических цепочек, всем этим приходится заниматься и так.

Дальновидные компании, ищущие «новой стабильности», идут как раз по этому пути. По данным агентства Bloomberg, одними из первых, кто начал протаптывать путь к широкому использованию «альтернативных» валют, стали российские сырьевики. На восточном направлении все большую популярность приобретают контракты, заключенные в юанях, рупиях, дирхамах ОАЭ. Этот список, как и перечень товаров, поставляемых за валюты, отличные от доллара и евро, безусловно, будут расти.

Криптовалюты как транзакционная среда

Возникшие у экспортеров и импортеров сложности могут навести на мысль, что удобным средством для переводов и конвертации могут стать криптовалюты. Действительно, если операции проводятся быстро, – одним днем или за несколько часов, – то можно не принимать в расчет волатильность цифровых активов, а расходы на конвертацию заложить в бизнес-модель. Однако тут кроется сразу несколько потенциальных проблем.

Во-первых, скачки курсов на рынке криптовалют могут быть очень резкими, что не оставляет времени на своевременное реагирование. Не всегда спасает даже использование стейблкоинов, вроде бы эмитируемых только под залог наличных долларов. В пример можно привести весеннее падение UST, вызвавшее кризис на всем рынке криптовалют.

Во-вторых, транзакционные операции посредством криптовалют чаще всего осуществляются через счета физических лиц, что добавляет серьезные, а подчас и неприемлемые для серьезной компании риски. Высокая анонимность транзакций, особенно осуществляемых в обход криптобирж с устоявшейся репутацией, нередко заканчивается просто растворившимися в неизвестном направлении средствами. В 2021 году МВД РФ отмечало, что только в нашей стране связанное с цифровыми активами мошенничество растет на 400% в год.

В-третьих, при действующих сейчас в РФ законодательных ограничениях, выполненные посредством криптовалют транзакции при всем желании не могут быть прозрачно и без нарушений проведены через документооборот компании.

Новые технологические решения

Нельзя сказать, что весь спектр вызовов, связанных с корпоративными валютными операциями, появился этой весной. Многие компании, в том числе и с государственным участием, оказались в сложной ситуации еще в 2014 году. И тогда же начался поиск решений, которые позволили бы вести полноценную экономическую деятельность с минимальным участием финансовых посредников, в т.ч. и иностранных банков.

На сегодняшний день на российском рынке представлено программное обеспечение, которое может взять на себя роль «платежной системы» между двумя контрагентами, даже если речь идет о валютных операциях.

Например, таким решением является платежная система для корпораций Corp.bank. Она позволяет компании подключаться и обмениваться финансовыми сообщениями с разными платежными системами, платежными агентами, банками в России и за рубежом напрямую. Имея возможность прямой работы со SWIFT, этот инструмент одновременно помогает использовать и альтернативные каналы для перевода денежных средств, автоматизировать подготовку документов для валютного контроля и многое другое.

Универсально это решение и в отношении используемых компаниями ERP. Наряду с SAP и Oracle, оно полностью совместимо с продуктами 1С. Даже блокчейн-платформа CELLS (разработка госкорпорации Ростех), способная заменить SWIFT, может быть интегрирована с Corp.bank, так как последняя использует подключение по API, что соответствует самым современным мировым тенденциям «открытого банкинга».

Возможность в полностью автоматическом режиме согласовывать разные технологии, форматы сообщений, принципы бизнес-логики между отправителями и получателями прямых транзакций, в том числе и валютных, уже опробовали «Алмаз-Антей», «Мечел», «Объединенная судостроительная корпорация», АО «ОХК «Уралхим», Лаборатория «Касперского», «Россети», ГК «Самолет» и многие другие крупные российские компании.

Как бизнес будет подстраиваться под изменения

Как все мы знаем, «времени на раскачку нет». Тем более у бизнеса. Поэтому можно смело спрогнозировать, что в основном турбулентность вокруг операций с валютами будет нейтрализована в компаниях если не к концу года, то максимум через год. Те, кто не успеет или не сможет адаптироваться, окажутся за бортом экономической деятельности или полностью переориентируются на внутренний рынок, исключив валюты из своих балансов.

Более активные и стратегически мыслящие компании перейдут на использование валют дружественных стран, возможно, начнут чаще применять бартерные схемы, но самое главное – найдут новые механизмы обмена активами.

Современные fintech-решения уже сейчас позволяют исключить из транзакционной деятельности множество посредников, наладить прямое взаимодействие с контрагентами и сохранившими нейтральный статус финансовыми организациями. «Открытый банкинг» предоставляет для этого все необходимое.

88
Начать дискуссию