Компании зарабатывают сотни миллионов долларов на ПО с открытым кодом

Если выбирают правильную модель монетизации и внимательно работают с сообществом.

Компании зарабатывают сотни миллионов долларов на ПО с открытым кодом

Open Source Software (OSS) — программное обеспечение с открытым исходным кодом. Этот код можно копировать, изменять, создавать на его основе собственные программы. Главная особенность такого ПО — любой желающий может увидеть, какие технологии у него «под капотом», как развивается Open Source-проект и даже поучаствовать в его развитии.

То, что код общедоступен, не значит, что на нем нельзя заработать. Есть множество компаний, которые строят свой бизнес на основе OSS; некоторые из них входят в число крупнейших разработчиков ПО в мире, зарабатывают сотни миллионов долларов в год, а стоят — миллиарды.

<p><i>На основе данных Companies Market Cap, Bloomberg и LATKA. Информация актуальна на август 2022. </i></p>

На основе данных Companies Market Cap, Bloomberg и LATKA. Информация актуальна на август 2022.

У этих компаний три общих черты:

  1. Они предлагают продукты, которые востребованы у широкого сообщества разработчиков и инженеров.
  2. Работают в сфере разработки ПО с финансовым потенциалом в 1 трлн долларов (что в несколько раз больше, чем, например, оценочная стоимость мировой игровой индустрии).
  3. Выбирают правильную модель монетизации.

У третьего пункта решающая роль: бизнес-модель или комбинация нескольких моделей определяет коммерческий успех Open Source-компании.

Популярные бизнес-модели

Самые распространенные модели монетизации продуктов с открытым кодом — Open Core (открытый основной код), хостинг (облачный сервис), профессиональные услуги и маркетплейс.

Open Core

Open Core — модель монетизации ПО, при которой основной (core) код продукта открыт для всех. Любой может бесплатно скачать код или готовую к использованию сборку и применять по своему усмотрению. Любой может даже потенциально влиять на развитие продукта — если предлагаемые изменения в код примут основные разработчики.

Обычно, чтобы зарабатывать на Open Core, компания продает Enterprise- или Premium-версию продукта, в основе которого — общедоступный основной код. В Enterprise-версию могут добавлять, например, техподдержку, продвинутые функции безопасности, повышенную доступность, различные варианты интеграции со сторонним ПО, соответствие отраслевым и другим специфическим требованиям — например, стандарту FIPS 140-2 или системе сертификации СЗИ ФСТЭК.

Для компании, которая работает по модели Open Core, важно сохранить основной бесплатный продукт достаточно функциональным, чтобы он оставался востребованным у широкого сообщества пользователей и разработчиков.

Примеры компаний, которые используют Open Core:

  • MongoDB. Разрабатывает одноименную систему управления базами данных (СУБД) типа NoSQL. Согласно исследованию Stack Overflow Developer Survey 2022, это четвертая по популярности СУБД среди разработчиков. Бесплатно доступна локальная инсталляция — MongoDB Community Server. Есть несколько платных вариантов (например, MongoDB Enterprise Server).
  • Confluent. Создает решения для автоматизации работы с большими данными в реальном времени. В основе продуктов — сторонний проект с открытым кодом: распределенная стриминговая платформа Apache Kafka. Поверх нее компания бесплатно предлагает дополнительные функции в рамках Community-лицензии. Под коммерческой лицензией распространяется решение Confluent Platform.
  • Elastic. Предлагает инструменты для логирования, поиска, безопасности и аналитики. Основной продукт — поисковая система Elasticsearch с двойным лицензированием, основанная на свободной библиотеке Apache Lucene. Бесплатно можно использовать Open Source-версию Elastic Stack. Есть три варианта платной подписки.

Хостинг (облачные решения)

Ряд компаний предлагает Open Source-продукты в виде управляемых облачных сервисов, или хостинга. Главный плюс для пользователей: не нужно думать об инфраструктуре, в которой запускается продукт, — ее поддерживает компания-разработчик.

Один из минусов хостинг-модели для самой Open Source-компании — конкуренция со стороны крупных провайдеров публичных облаков типа AWS, Azure и GCP.

Провайдеры предлагают Open Source-продукты в своих облаках. Клиентам, которые уже пользуются таким облаком, удобнее подключить дополнительную услугу здесь же, у провайдера, а не обращаться к компании-разработчику. Поэтому, чтобы защитить свои коммерческие интересы, Open Source-компании иногда меняют тип лицензирования продуктов — на такой, который запрещает продавать их ПО как услугу без лицензионных отчислений. Лицензии на свои решения с открытым кодом меняли, например, Elastic, MongoDB, CockroachDB.

Помимо уже упомянутых в прошлой категории Elastic и MongoDB хостинг-модель также используют:

  • Databricks. Разрабатывает облачную lakehouse-платформу для работы с полуструктурированными данными. В её основе — Open Source-фреймворк Apache Spark. Компания предлагает бесплатную версию платформы Databricks Community Edition и коммерческий сервис у крупных облачных провайдеров.
  • WP Engine. Предоставляет облачную WordPress-платформу. В бесплатной версии WP Engine есть ограничения: нельзя, например, использовать собственные темы, загружать плагины, запускать свою рекламу, подключать Google Analytics. Эти и другие опции доступны в бизнес-тарифах WP Engine.

Профессиональные услуги

Если компания продает расширенную техническую поддержку своего Open Source-решения, консультирует и обучает работе с ним, она использует бизнес-модель professional services («профессиональные услуги»).

Нередко professional services — это дополнительный источник дохода к заработку на подписке (Open Core). Так работают, например, HashiCorp, MongoDB, Confluent.

Red Hat — самая известная Open Source-компания, которая начинала с модели professional services. Со временем Red Hat включила поддержку в поставку своих продуктов и сфокусировалась на Open Core. Это, кстати, вообще самая успешная из всех Open Source-компаний: она первой вышла на IPO (еще в 1999-м) и первой заработала $1 млрд (в 2012-м). Однако в 2019 году Red Hat стала частью IBM.

Другие компании, которые используют модель professional services:

  • Cloudera. Разрабатывает дистрибутивы на основе фреймворка Apache Hadoop. Фреймворк используют для создания распределенных поисковых систем, ориентированных на работу с большими данными. Cloudera предлагает платные поддержку, тренинги и другие профессиональные услуги, но также и продукты — то есть использует гибридную модель.
  • Percona. Начинала с профессиональной поддержки MySQL. Позже компания стала разрабатывать и собственные решения на основе этой и ряда других БД с открытым кодом.
  • Data Egret. Специализируется на поддержке популярной СУБД PostgreSQL.

Маркетплейс

Магазин Android-приложений — типичный пример маркетплейса на основе Open Source-решения, то есть операционной системы с открытым кодом. Такой маркетплейс предлагает платное и бесплатное ПО для Android-смартфонов, а зарабатывает на комиссии, которую платит разработчик ПО. Из популярных маркетплейсов для Android и ее производных — Google Play, Samsung Galaxy Store, Huawei AppGallery.

Сам Android можно назвать примером Open Core для Google и не только. У операционной системы существует проект Android Open Source Project, который разрабатывается как Open Source. К этой базе различные производители устройств добавляют свои дополнения и «надстройки». Так Open Source превращается в коммерческий продукт и монетизируется.

Как компании выбирают бизнес-модели

Если очень упрощенно, процесс коммерциализации Open Source-компании состоит из двух этапов:

  1. разработки продукта с открытым кодом, вокруг которого будет строиться бизнес, или выбора готового OSS;
  2. монетизации Open Source-продукта с помощью одной или нескольких бизнес-моделей.

В рамках этого процесса может быть множество сценариев развития компании. На схеме ниже показан один из них: компания делает форк (ответвление) от готового Open Source-проекта, создает на его основе собственный продукт и выбирает сразу три модели монетизации.

Компании зарабатывают сотни миллионов долларов на ПО с открытым кодом

Как видно, базовым продуктом может быть:

  • своя разработка — собственный Open Source-проект «с нуля»;
  • готовый проект — существующий Open Source-проект, который компания берет без изменений;
  • форк — ответвление от готового Open Source-проекта, на основе которого создается собственный.

К примеру, HashiCorp разработала несколько Open Source-решений для автоматизации работы с мультиоблачной инфраструктурой. Самые успешные продукты компании — IaC-платформа для управления инфраструктурой Terraform и менеджер секретов Vault. Эти и другие её решения доступны по подписке (Open Core-модель) и в облаке (хостинг). Также HashiCorp предлагает расширенную поддержку и обучение (профессиональные услуги).

Пример компании, которая взяла за основу готовый проект, — Cloudera. Она предлагает платные поддержку, тренинги и другие профессиональные услуги, но также и продукты. То есть компания применяет гибридную модель: Open Core + профессиональные услуги.

Гибридный подход также использует, например, MongoDB: компания развивает сразу и Open Core-, и хостинг-модели, то есть продает on-premises и облачные инсталляции своей базы данных. Та же история — у Elastic и Confluent.

Многие компании переходят на гибридный вариант постепенно: начинают с одной модели, достигают относительного успеха, а потом добавляют что-то еще. Так, например, было у Red Hat и Percona, которые начинали с профессиональных услуг, а потом добавили и Open Core.

Можно привести в пример и «Флант»: мы начинали как сервисная компания, а теперь, кроме этого, у нас есть собственные продукты. Например, Kubernetes-платформа Deckhouse, в которую мы вложили лучшие практики эксплуатации Kubernetes и собственные Open Source-наработки. То есть Deckhouse монетизируется по Open Core-модели с подпиской за поддержку. Также на базе этой платформы мы предоставляем услугу managed Kubernetes — и это уже модель professional services.

Какая модель выгоднее

По мнению британского разработчика и инвестора Имрана Гори, из всех четырех моделей Open Core — наиболее прибыльна. Она устойчива и хорошо масштабируется. На последнем месте по маржинальности — professional services; по этому поводу Гори замечает, что доходы от профессиональных услуг часто непредсказуемы и требуют расширения численности персонала — это может привести к тому, что компания окажется незащищенной при изменении доходности.

Как пример сравнения Open Core и professional services Гори приводит кейс Red Hat: в 2019 году, по сведениям инвестора, компания заработала на профессиональных услугах в три раза меньше, чем на подписке на свои продукты. Эту закономерность подтверждают и данные HashiCorp: в 2021 году прибыль от professional services составила 5 млн долл., в то время как поддержка и лицензии, то есть Open Core-составляющая, — 165 и 36 млн соответственно.

Эксперт по Open Source Джон Марк Уокер в своем гайде Building a Business on Open Source пишет, что инвесторы неохотно вкладывают в компании, которые предоставляют только профессиональные услуги и поддержку.

Инвесторам нужен быстрый возврат инвестиций, а создание сервисной компании — это более долгий путь, чем создание продуктовой.

В то же время, отмечает Уокер, у модели Open Core немало недостатков, главный из которых — необходимость контролировать разработчиков Open Source-продукта и его экосистему. Тотальный контроль может привести к тому, что платформа с открытым исходным кодом будет «искалечена». Вместо этого эксперт предлагает альтернативную Open Core-модель, когда компании создают собственные продукты или услуги на основе уже готовых и успешных платформ с открытым исходным кодом — таких, как OpenStack и Apache Hadoop (см. пример Cloudera). Поверх такой платформы можно развивать свои продукты и услуги. Приложения могут быть и проприетарными, и с открытым кодом, но важно другое: платформа, на основе которых они развиваются, полностью открыта и эволюционирует при участии большого сообщества.

Подытожим

  • Сегодня уже есть множество компаний, на примере которых можно видеть, как на Open Source зарабатывают.
  • Чтобы создать успешный Open Source-бизнес, нужно выбрать правильную бизнес-модель или комбинацию нескольких.
  • Учитывая опыт успешных компаний, можно заключить, что Open Core — это идеальная база и для хостинга, и для профессиональных услуг. Поэтому самый перспективный сценарий — создать крепкий Open Core-продукт, поверх которого можно было бы экспериментировать с дополнительными услугами.
  • Если бизнес строится на базе существующего Open Source-проекта, есть риск зависимости от него, потому что он может развиваться «своим ходом». Хотя при грамотном взаимодействии с сообществом компания может оказывать значительное влияние на продукт, очень важно делать это аккуратно. Когда происходит коллаборация со всей индустрией в рамках Open Source-проекта, от нее выигрывают и компании, и пользователи.
2121
4 комментария

Gitlab разве опенсорсный?
Он тоже дает бесплатку достаточную и тоже платно, но не Open

В целом суть ясна, но кажется Open Source тут лишний

Ответить

Это именно Open Source. Здесь лежит исходный код GitLab: https://gitlab.com/gitlab-org/gitlab

Здесь (https://gitlab.com/gitlab-org/gitlab/-/blob/master/LICENSE) можно почитать о лицензировании этих файлов.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Не понял как сюда не попали децентрализованные продукты

Ответить