Вспомним, например, один из первых «черных» пакетных тарифов Tele2, появившийся сразу после запуска у оператора сети 3G: 90 руб/мес на фоне 180 руб/мес и более у конкурентов было беспрецедентным шагом. Продержался этот тариф недолго, всего несколько месяцев. Сегодня тарифы Tele2 не отличаются особой ценовой привлекательностью, хотя оператор клятвенно обещал оставаться мобильным дискаунтером. Другие игроки применяют похожие приемы, вынуждая абонентов переходить с недорогих архивных тарифов на «новые линейки», подключая платные дополнительные услуги и т. п. В ход идет социальная инженерия: реклама убеждает абонента в том, что из-за своих же повышенных потребностей – в трафике, скорости мобильного Интернета – он должен платить больше. Желание любым способом извлечь из клиента максимум выгоды бьет по кошельку, в первую очередь, малообеспеченных слоев населения, для которых мобильная связь снова становится роскошью. Количество негатива, обращенного на операторов связи в социальных сетях, превышает разумные пределы – и в основном они касаются некачественного сервиса, навязанных услуг и других вариантов «относительно законных способов отъема денег». Зато ARPU растет.