Что-то не так с роботом. Как отличить настоящий робо-эдвайзинг от фейка

Технология робо-эдвайзинга — автоматических помощников по инвестициям — уже захватила инвестиционные рынки США, Европы, Канады и даже Индии. Понемногу подобные сервисы начинают проникать и в Россию. Что происходит с технологией у нас, откуда берутся роботы-фейки и почему важно отличать их от настоящих инвестиционных помощников.

Photo by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fwbu4q8xk2Kc%3Futm_source%3Dunsplash%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_content%3DcreditCopyText&postId=49397" rel="nofollow noopener" target="_blank">rawpixel</a> on <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fsearch%2Fphotos%2Frobot-money%3Futm_source%3Dunsplash%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_content%3DcreditCopyText&postId=49397" rel="nofollow noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Photo by rawpixel on Unsplash

Недавно тема личных инвестиций стала все чаще попадаться мне на глаза. У меня как раз была отложена небольшая сумма на черный день, и тратить в ближайший год я ее не планировала. Чтобы понять, как лучше распорядиться деньгами, решила изучить вопрос.

В итоге для меня, как для техногика, самым интересным и понятным вариантом стали сервисы с робо-эдвайзингом. Оказалось, что про эту технологию знают немногие – даже самые мои продвинутые друзья, которые имели опыт покупки акций фирм, которые «на слуху». Мне стало интересно разобраться в вопросе – делюсь.

Управление активами: от премиум до масс-маркета

В США и Великобритании давно существует профессия, которую называют эдвайзер (adviser) — это финансовые советники, которые помогают состоятельным людям вкладывать деньги. Работают они так: встречаются с клиентом (как правило, с активами от миллиона долларов), задают ему вопросы, чтобы понять его цели и определить отношение к рискам, а затем возвращаются с готовым предложением по составу инвестиционного портфеля. Такая услуга, как правило, отнимает много времени и стоит дорого, а собранный портфель требует регулярного внимания консультанта. Из-за этого долгое время рынок инвестиций был доступен только тем, кто готов вкладываться по-крупному.

С развитием технологий, примерно десять лет назад, в США и Великобритании появились первые электронные консультанты для частных клиентов, которые получили название робо-эдвайзеров. Платформы позволяли сформировать инвестиционный портфель, исходя из целей клиента, а потом автоматически осуществлять перебалансировку — покупать активы, когда цены низкие и продавать, когда стоимость растет.

Такие сервисы сразу вызвали к себе огромный интерес — они сделали рынок ценных бумаг доступным непрофессиональным инвесторам. Теперь для покупки активов и управления ими не требовалось специальных знаний, много времени и дорогостоящих советников.

Немного позднее появились и первые автоматизированные сервисы для микроинвестирования, которые еще больше снизили порог входа на рынок.

Сейчас, кроме Великобритании и США, роботы-советники широко представлены в Европе, Канаде, Индии. Самые известные, впрочем, именно американские сервисы — Vanguard Personal Advisor Services, Charles Schwab Intelligent Portfolios, Wealthfront и Betterment. А среди сервисов микроинвестирования — Acorns и Stash.

За последние пару лет и в России появились сервисы, которые можно считать настоящими робо-эдвайзерами: Финансовый автопилот, Простые инвестиции и Yammi (первый в России сервис микроинвестирования, который в июле этого года Яндекс.Деньги запустили совместно с FinEx).

Инвестиции без фильтров

На волне популярности настоящих автоматических помощников по инвестициям стали появляться проекты, которые называют себя робо-эдвайзерами, но на самом деле ими не являются. За автоматизированных консультантов выдают себя и алготрейдеры, и даже простые калькуляторы.

Ключевая особенность настоящего робо-эдвайзера в том, что он требует от клиента принять только одно единственное решение — начать инвестировать. Все остальное происходит автоматически, с помощью специальных алгоритмов и без вмешательства инвестора, но на основе предоставленной клиентом информации.

Легко разобрать на примерах.

Как классический робо-эдвайзер, например, устроен сервис Yammi. Он использует информацию, полученную от клиента, и на основании его предпочтений, целей и отношения к риску, предлагает готовый инвестиционный портфель. Процесс полностью автоматизирован и построен на базе математической модели.

Управление портфелем сервис также берет на себя — он мониторит рынок и отвечает за регулярную перебалансировку. Клиент может просто следить за движением денег на балансе и при желании в любой момент их вывести.

Если же сервис предлагает выбор из готового перечня портфелей или отбор акций по определенным признакам, то робо-эдвайзером он не является.

Например, в приложении Тинькофф Инвестиции есть инструмент для отбора акций по заданным параметрам — то есть фильтр с критериями: валюта, рекомендации аналитиков, наличие регулярных дивидендных выплат, известность компаний по мнению клиентов «Тинькофф», рост выручки, капитализация. После настройки всех критериев клиенту предлагаются акции компаний, которые можно купить с помощью брокерского функционала сервиса.

Похожим образом работает и сервис Альфа-Капитал. Робот, основываясь на результатах стандартного тестирования, может сгенерировать оптимальный, по его мнению, состав активов. Но покупать или менять структуру портфеля клиенту придется уже самостоятельно.

Почему важно не путать робо-эдвайзинг с другими сервисами и не замыливать это понятие?

Сервисы, только выдающие себя за робо-эдвайзеры, обычно оправдывают «ручное» управление активами тем, что люди все еще не готовы доверять свои деньги роботам и опасаются программных сбоев.

На деле, когда сервис требует от клиента подтверждения каких-то действий по выбору активов или перебалансировке, это значит, что ответственность переносится с самого сервиса на клиента. Новичку сложно принимать такие решения самостоятельно, он вряд ли может предугадать поведение рынка или понять, когда продавать активы, а когда покупать. Поэтому, пользуясь услугами псевдо-эдвайзера, неопытный инвестор рискует или вовсе потерять деньги, или — заработать меньше, чем мог бы.

Почему настоящий робо-эдвайзер берет все задачи на себя:

1) Роботы умеют работать с рисками (на самом деле, уже сейчас лучше людей)

С автоматическим помощником человеку не нужно думать, хороша та или иная инвестиция или нет. Минимизировать риски можно только с помощью оптимального состава портфеля — когда в нем обязательно найдутся «звезды», которые вытягивают все неудачные вложения.

Составить такой портфель самостоятельно очень сложно. А робо-эдвайзеры подбирают активы с помощью модели, которая умеет оценивать риски и доходность активов при разных экономических сценариях.

2) У алгоритма нет эмоций

Робо-эдвайзеры рациональны, объективны, а их решения математически обоснованы. Очень часто реальный доход от инвестиций оказывается в разы меньше просто из-за паники неопытного инвестора, который, поддавшись эмоциям, идет на необдуманные сделки, за которые потом платит приличную комиссию. Алгоритм принимает такие решения самостоятельно, действует только на основании данных и паниковать не умеет.

3) Автоматические помощники «умнее»

Еще одно преимущество робо-эдвайзера — данные. Например, чтобы выбрать подходящий состав портфеля и оценить риски, алгоритм анализирует огромный массив исторических данных и современные тренды.

С развитием технологии список этих преимуществ, я полагаю, будет расти. Одно понятно уже сейчас — чем меньше рычагов влияния остается у человека, тем рациональнее и прозрачнее становится процесс инвестирования. Только точный алгоритм может разорвать замкнутый цикл ошибочных покупок и продаж, основанных на жадности или страхе. А удобный и дружелюбный сервис — превратить управление портфелем из попытки пробиться через дебри непонятных терминов и графиков в рутину, которая приносит деньги.

1616
1 комментарий

Вы забыли написать об одном из самых первых обо эдвайзеров в России "Right"
https://rg.ht

Ответить