Как продать бизнес или купить бизнес. Реалии без прикрас и фантазий в России

Что делать, чтобы не быть обманутым и защитить себя от потери денег и бизнеса!

Контакты для связи внизу статьи Быков Никита бизнес-брокер
Контакты для связи внизу статьи Быков Никита бизнес-брокер

Дисклеймер:

Стоит уточнить, что речь в данной статье пойдет исключительно о продаже микро и малого бизнеса, оборот которого не превышает более 500 000 000 рублей в год. Все написанное ниже основано на личном опыте и опыте моих клиентов, позитивном и не очень) Чтобы легче было воспринимать примеры из текста, представляйте что речь идет о ресторанах,салонах красоты или любом другом понятном оффлайн бизнесе.

Искренне советую переслать данную статью знакомым предпринимателям, дабы они не тратили колоссальное количество времени на самостоятельное изучение данного вопроса, на чтение тонны "водных" статей, на общение с дилетантами и имели понимание действий при проведении подобных сделок.

Сталкивались ли вы с куплей-продажей готового бизнеса?
Да
Нет

Реалии рынка и немного статистики

В настоящее время наблюдается популяризация предпринимательской деятельности и агитация людей к собственному бизнесу или делу. Здесь вопросов нет, так как уже не одну сотню раз данная тема была разложена по полочкам. Но что делать человеку со скромным опытом в бизнесе или без опыта вовсе?

Возникает вопрос: "Открыть бизнес с нуля самому или купить готовый?"

Свое мнение каждый выскажет в комментариях, я же только поделюсь некоторыми очевидными плюсами и минусами покупки готового бизнеса.

Плюсы покупки готового бизнеса:

  • Вы не тратите время на стартовую работу, а покупаете уже, как правило, полностью реализованный бизнес с наработками от предыдущего владельца с текущей клиентской базой и финансовыми показателями.
  • Вы можете сэкономить деньги при покупке готового бизнеса. Да-да, именно так, потому что вы понимаете, за что вы платите, и можете предсказать окупаемость своих вложений (вероятность этого и показатели ROI, конечно, зависят только от вас). Тем не менее, у вас будет лучшее понимание как работает бизнес на самом деле и каких расходов он требует.
  • Если вы человек с опытом в определенной сфере, то можете рассматривать покупку как стратегический актив для вас. Например, у вас сеть из 4-ех своих ресторанов, и вы полностью знаете все процессы "от и до”. Вы видите, что текущий владелец не использует потенциал своего бизнеса и на 60%, тогда вы выкупаете бизнес и внедряете в него свои наработки, тем самым увеличивая показатели теперь уже своего бизнеса.
  • Статистика жизнеспособности готового бизнеса по сравнению с бизнесами, открывшимися с нуля, выше почти на 50%.
  • Предыдущий владелец окажет вам поддержку и объяснит, как работает его бизнес. Это стандартная процедура после покупки и крайне важная для новичков. Не стесняйтесь попросить совета у продавца, более 90% из них будут согласны на поддержку вашего бизнеса в первое время.

Минусы покупки готового бизнеса:

  • Рынок купли-продажи готового бизнеса в России находится на стадии формирования. По информации, которую мне удалось найти, его объем не превышает 25 млрд рублей в год (говорим исключительно о микро и малом бизнесе)
  • Много мошенников со стороны продавцов. Представляйте ситуацию: человек открыл ресторан, спустя определенное количество времени он понял, что бизнес у него "не пошел", и владелец решил избавиться от него. Покупатель же, как правило, не знает, как правильно проверить бизнес перед покупкой и оценить его. Я об этом подробнее напишу ниже, потому что историй негативного опыта покупателей - масса.
  • Продавец, как правило, не знает, как оценить бизнес, и вся оценка в России сводится к: " Мы вложили Х в этот бизнес, хотим получить У, потому что мы так хотим." Когда начинаются более подробные вопросы: "А куда конкретно вы вложили Х, то, как правило, ответы будут следующими: "В ремонт, в рекламу, в закупку оборудования, в развитие". Совет покупателям: будьте бдительны, если вложения не могут быть подтверждены бумагами и накладными, значит это эфемерные вложения продавца.
  • После того как собственники бизнеса услышали о том, что можно продать свой бизнес и получить в десять раз больше прибыли одной сделкой за один месяц, то количество качественных и твердых предложений снижается.
  • В законодательстве РФ нет типового официального договора для купли-продажи готового бизнеса. Огромное количество сделок проведены с помощью "расписок на салфетке" и являются юридически "грязными" и крайне опасными для одной и другой стороны. Информация о примерах будет дана ниже.
Количество бизнесов на продажу и ценовые сегменты на одном из порталов.
Количество бизнесов на продажу и ценовые сегменты на одном из порталов.

Как бы банально и смешно это не звучало, но спрос со стороны покупателей гораздо выше, чем предложений от продавцов. В моей практике хорошие и действительно твердые бизнесы продавались от 3-х до 7-ми дней, остальные сроки очень варьируются в пределах месяца и года в зависимости от стоимости.

Что делать собственнику, чтобы продать свой бизнес и не "наступить на грабли"

Для собственников бизнесов процедура в целом проще, чем для покупателей, да и ответственности меньше как моральной, так и юридической (только в том случае, если мы говорим о "грязных" сделках, оформленных на "салфетке” - здесь, при всем желании сторон, ни один суд не поможет.

Чек-лист для продавца

  1. Оценить свой бизнес перед продажей
  2. Совершить упаковку бизнеса перед продажей
  3. Разместить бизнес на специальные площадки и разослать информацию потенциальным покупателям
  4. Отфильтровать неадекватных и неплатежеспособных покупателей
  5. Встреча с покупателем и проверка бизнеса
  6. Юридическое переоформление бизнеса на нового владельца

Каждый пункт можно разложить на десятки подпунктов и рассказывать об этом часами. Я более подробно раскрою только некоторые из них, затронув тему о брокерских компаниях и бизнес-брокерах. Думаю, что вы догадались, что это люди, которые занимаются продажей вашего бизнеса за вас, только здесь не так все гладко и сказочно! Разберем на примере, который я опишу ниже.

Работа с брокерскими компаниями и частными брокерами

Допустим, вы проделали необходимую подготовку бизнеса и занялись его продажей. Вам уже в первые дни звонит бизнес-брокер из компании "Рога и Копыта" и говорит примерно следующее: "У меня есть покупатель для вас, давайте поработаем вместе". Вы уже радуетесь и представляете необходимую сумму денег на руках, только вот проходит месяц или больше, и вы понимаете, что не все так радужно.

Причины, почему не все так сказочно:

  • Брокерские компании имеют огромное количество обращений продавцов ежедневно
  • Из-за объемов обращений они не успевают качественно обрабатывать каждый бизнес и уделять полноценное внимание именно вам
  • Много некомпетентных брокеров, которые могут отбить желание у покупателя рассмотреть ваш бизнес или проводить сделку.
  • Многие компании и брокеры при своем позиционировании, что не берут деньги с покупателя, поступают ровно наоборот. Они закладывают огромные комиссионные вознаграждения в стоимость бизнеса, а также отпугивают целевых покупателей неадекватной ценой.
  • Брокерская деятельность в России никак не лицензируется, в США же без специальной лицензии человек не может заниматься подобными сделками.
  • Недостаточная юридическая подготовка брокеров. Каждый бизнес и сделка имеют свои нюансы и юридические тонкости, которые необходимо грамотно оформлять на бумаге.
  • В брокерских компаниях также работают люди за зарплату, как следствие, далеко не каждый специалист понимает особенности вашего бизнеса. По этой причине, брокер, не вникая в ваш бизнес, затягивает сроки продаж.
  • Нехватка экспертов в продаже готового бизнеса. К сожалению, основатели и ген. директоры брокерских компаний или хорошие частные брокеры являются одними из немногих экспертов данного рынка, поэтому вероятность попасть на начинающих брокеров крайне высока
  • Не более 20% сделок проводят брокерские компании
  • Большая часть компаний расположены в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах довольно сложно найти квалифицированных представителей компаний или частных брокеров
Посещаемость сайта одной из компании P.S. Вы действительно думаете, что вам уделят хотя-бы 30% времени?)
Посещаемость сайта одной из компании P.S. Вы действительно думаете, что вам уделят хотя-бы 30% времени?)

Есть конечно и хорошие новости. С граммотным брокером вы реально увеличиваете свои шансы успешной продажи и как минимум получаете необходимую информацию для совершения сделки. Вопрос в том с кем работать и на кого вы "нарветесь" в поисках своего брокера.

Более того, вы можете продавать свой бизнес самостоятельно, решение за вами, также как и последствия вашего решения)

Как оценить бизнес перед продажей или покупкой

Мы уже с вами выяснили, что в реальности в России действует оценка по формуле: "Мы за продажу хотим столько-то, потому что мы так сказали, и мы хотим именно столько денег". Возможно добавление переменных в формулу, например: "Потому что мы вложили сюда столько-то денег, времени и своих усилий".

В действительности же при продаже или покупке готового бизнеса стоит оценивать окупаемость бизнеса на основе его текущих финансовых показателей, а именно чистой прибыли. Нормальным показателем окупаемости считается 12 месяцев, но все случаи уникальны и при продаже действует золотое правило: "Как договоришься"

Пример: Кафе генерирует ежемесячно 200 000 рублей чистой прибыли*12 месяцев = 2 400 000 рублей + стоимость материальных и нематериальных активов = Стоимость бизнеса (Грубая оценка в России)

Прикрепляю статью, в которой более подробно написано об оценке.

Как купить бизнес и защититься от мошенников

Неудачных примеров покупки готового бизнеса на моей памяти множество, еще больше на основе опыта моих клиентов, которые обратились ко мне с целью продать их "неудачные" бизнесы.

В целом, покупателю в сделке сложнее по нескольким причинам:

  • Покупатель рискует своими деньгами.
  • Качественные и твердые предложения о продаже очень быстро находят своих покупателей, поэтому человек, как правило, заведомо рассматривает одинаково "неудачные" варианты.
  • Существует вероятность купить убыточный бизнес или бизнес с долгами.
  • Покупатель не знает реальную стоимость бизнеса.
  • Покупатель без опыта может остаться без поддержки продавца.
  • Подбирая бизнес через брокерские агентства, есть вероятность купить "неудачный" бизнес из-за недостаточной проверки со стороны брокеров или обмана продавца.
  • Покупатель не знает полную методологию о том, как проверить бизнес перед покупкой.
  • Покупатель может "купить" бизнес у продавца, а затем арендодатель выгонит его (пример ниже).
  • Покупатель как правило не понимает, как аргументировать снижение цены со стороны продавца.
  • Из-за неграмотного юридического переоформления покупатель может получить штрафные санкции и пени.

Чек-лист для проверки бизнеса перед покупкой:

  1. Задаем одинаковые вопросы, предварительно их переформулировав, и смотрим на расхождение или на соответствие ранее заявленной информации от продавца.
  2. Запрашиваем подтверждение прибыли от владельца (расчетный счет, бухгалтерия, клиентская база и т.д).
  3. Смотрим задолженности бизнеса (перед поставщиками, арендодателем и т.д), если есть вероятность ее существования
  4. Общаемся с арендодателем и договариваемся на арендную ставку.
  5. Проверяем поток клиентов в бизнесе (с согласия продавца).
  6. Проводим юридическое переоформление бизнеса на свое юридическое лицо.

Важно понимать, что данный чек-лист для покупателя содержит базовые пункты для проверки бизнеса. Каждый из этих пунктов можно разделить на множество подпунктов исходя из конкретной ситуации и конкретной сделки. Не стоит пренебрегать проверкой бизнеса перед покупкой, надеясь на честность и доброжелательность владельца.

Теперь разберем типичные примеры покупки "неудачного" бизнеса или инфантильность и нежелание покупателя разобраться во всех аспектах. Типичным примером является юридически "грязное" переоформление бизнеса между покупателем и продавцом, в то время как арендодатель вообще не знает про сделку. Приходит время, и покупатель после того, как отдал деньги продавцу, проводит переговоры с арендодателем. Затем покупатель узнает новость о том, что арендная ставка повышается для нового владельца или в продлении аренды ему вовсе объявляют отказ. Покупателю ничего не остается, кроме как согласиться на новую ставку аренды или продать недавно приобретенное оборудование.

Следующий пример: покупатель не уделил должное внимание собственной проверке бизнеса и покупает его с долгами перед контрагентами. Единственное решение для урегулирования данной ситуации - проверка бухгалтерской отчетности бизнеса, общение с агентами и проверка юридического лица перед покупкой (как правило ООО). Если юридическое переоформление было проведено "грязно", "на салфетке", то никакой суд не в силах будет помочь. Бороться в таком случае со следствиями и требовать вложенную сумму обратно также эффективно, как делать искусственное дыхание мертвецу :)

Резюмируя вышесказанное (самая суть)

Продать или купить готовый и хороший бизнес в России можно, но есть вероятность столкнуться с определенными нюансами рынка. Для обеих сторон будет эффективнее и безопаснее работать с экспертными представителями рынка, частными брокерами или брокерами компаний, при условии тщательного отбора!

Для того чтобы безопаснее совершить сделку, вам нужно придерживаться простых правил и избегать ошибок, которые совершают 90% продавцов и покупателей без опыта в подобных сделках.

Чек-лист безопасной сделки

  1. Изучить самому процедуру продажи или покупки и вникнуть в основные нюансы при сделке
  2. Грамотно проводить процедуру переоформления сделки
  3. Проверить бизнес на долги перед покупкой и общаться по этому поводу с арендодателем
  4. Официально вести отчетность прибыли бизнеса и формировать документы, подтверждающие прибыль бизнеса с момента основания
  5. При желании можно работать с частными брокерами и компаниями, но только после тщательного отбора кандидатов!
  6. Договориться на поддержку предыдущего собственника в течение определенного времени и указать это в договоре
  7. Проконсультироваться с людьми из вашего окружения, которые совершали подобные сделки ранее и узнать с какими сложностями они столкнулись
  8. Договориться на "тест-драйв" бизнеса перед покупкой (подробности будут в следующей статье, или задайте мне этот вопрос лично)
  9. Не бояться задавать любые вопросы владельцу или покупателю, ведь от этого зависит исход сделки
  10. Заранее заручиться поддержкой эксперта и при возможности проводить сделку с экспертным бизнес-брокером, узнавать у него все процессы при совершении сделки

Подводя итоги, хочу отметить тот факт, что я не рассказал и 5% всей информации, которой хотел бы поделиться с вами. Существует огромное количество "схем" и "фишек", которые необходимо знать сторонам, если они хотят купить или продать бизнес)

Для желающих оставляю свои контакты и ссылки на социальные сети, с радостью отвечу на все вопросы. Если информация была действительно полезна, и у вас есть желание разобраться в данном вопросе более подробно, то напишите мне в комментариях, и я возможно напишу серию статей по данной тематике.

1818
75 комментариев

Хорошая статья) спасибо было интересно читать т все по полочкам разложили

1
Ответить

Благодарю

Ответить
Комментарий удалён модератором
Комментарий удалён модератором

На практике DCF мало кто использует - тяжело строить прогнозы на 5-10 лет вперед. В большинстве случаев цена бизнеса определяется на основе мультов аналогов и некой премии/дисконта, в зависимости от особенностей конкретного бизнеса.

1
Ответить

Очень смешно. вакк и дисконтирование. Вы книжек начитались, я вас уверяю, что при сделках на порядки более крупных никто тоже ваки не считает (вообще - нахера) и дисконтирование не смотрит (хотя и делают задроченные мальчики из инвест банков). А цену определяют тупо в ресторане - поговорили и договорились.

1
Ответить

Тут до вакка далеко... если бизнес мелкий (ну выручка до 50 млн руб в год... в статье улыбнуло про меньше 500 млн руб...) то отчетность за пару лет смотрите и банковские выписки... прибыльный бизнес оч редко продают, не без причин уж точно... мелкий бизнес часто благодаря только собственнику и существует

1
Ответить