Что такое «хорошая» сделка в прямых инвестициях?

Хорошая сделка — это та, которая принесла результат.

Что такое «хорошая» сделка в прямых инвестициях?

Недавно общался со знакомым из фонда прямых инвестиций, и наш разговор зашел о том, как оценивать, что есть «хорошая» инвестиция. После более чем 15 лет работы по оценке, финансированию, поддержке и отслеживанию более 100 инвестиционных сделок он считает, что это по меньшей мере забавно, когда кто-то указывает на «успешную» сделку и предполагает, что ей каким-то образом было суждено стать «успешной».

Его резюме было такое: «Хорошая сделка — это просто та, которая дала результат. Т.е. она принесла достаточную прибыль на вложенный капитал.»

Хотел бы я, чтобы все было так просто… Инвестиции могли идти или не идти по первоначально намеченному пути (скорее всего, нет!), но они увенчались успехом – так или иначе. Скорее всего, либо руководство сделало что-то невероятное, либо свою роль сыграла удача (то есть, когда подготовка встретилась с возможностью). Но инвесторы в основном просто будут помнить, что это сработало.

Конечно, если бы это не выглядело хорошо с самого начала, вы бы не стали вкладывать деньги! Но разве все ваши инвестиции изначально не выглядят именно так? Успех не бывает гарантированным. Проблемы возникают в любом бизнесе, и, как правило, тогда, когда их меньше всего ожидаешь, бизнес наиболее уязвим.

Я предлагаю вам рассмотреть самые базовые принципы при анализе прямых частных инвестиций, на которые обратил внимание мой знакомый.

1. Сильное руководство: как говорится, “Я предпочту управленческую команду класса А с бизнес-планом класса С управленческой команде класса С бизнес-планом класса А”. Я поддерживал проверенных победителей (неутомимых, новаторских, опытных, честных и справедливых, с отличными управленческими навыками) и редко разочаровывался. Я также поддерживал выдающиеся идеи для бизнеса с помощью, как оказалось, плохого управления и видел, как большинство не справлялись.

2. Клиенты и продажи: еще одна поговорка гласит: “Если у вас нет клиента, у вас нет компании”. Ничто так не радует, как растущая клиентская база – третьи стороны тратят свои с трудом заработанные ₽₽₽ на покупку продуктов или использование услуг компании, чтобы их капитал рос еще быстрее.

3. Финансовый менеджмент: Малый и средний бизнес почти всегда недостаточно инвестирует в финансовый менеджмент. Если это так, то они (и вы как инвестор) “летите вслепую” до тех пор, пока вы удерживаете инвестиции.

Ищите предпринимателей, которые говорят о прибыли и экономической эффективности и имеют данные в режиме реального времени для их подтверждения. Остерегайтесь основателя, который говорит, что у них есть финансовый директор, который занимается финансовыми вопросами. Руководители компаний должны понимать свои цифры и жить с ними.

Предприятия выживают, потому что они не только поставляют ценный продукт или услугу, но и делают это по цене, приносящей прибыль. Компании должны активно использовать и управлять своими отчетами о прибылях и убытках и бюджетах, а данные, составляющие эти отчеты, должны быть актуальными и точными.

4. Масштаб: Любой бизнес на ранней стадии или небольшой бизнес сталкивается с двумя наборами проблем.

Первый - это создание продукта и выгодная доставка его клиентам.

Второй - это достижение первого, пытаясь оставаться в рамках финансовых расходов, требований к персоналу, базового администрирования, нормативных требований и т.д. которые присущи этому бизнесу.

Чем более устоявшийся бизнес с критической массой фактической деловой активности (опять же, клиентов), тем больше вероятность того, что он будет располагать достаточными ресурсами (собственными или привлеченными извне). Это может помочь убедиться, что периферийные “змеи в траве” не приведут к падению бизнеса – например, звонок от дружественного вам регулирующего органа или налогового органа.

5. Команда: Руководители компаний не могут делать все сами. Даже если бы они могли, они не могут одновременно обращать внимание на каждую деталь и в то же время заглядывать за горизонт в поисках деловых возможностей или потенциальных проблем.

Мне так повезло, что последние 15 лет у меня был деловой партнер. Хотя он не банкир и не занимается продажами, он преуспевает в том, чтобы учитывать множество деталей, присущих инвестиционно-банковскому бизнесу. Он также постоянно разрабатывает технологические решения, позволяющие нам работать с большей эффективностью и уверенностью. Есть ли такой человек в команде или компании, в которую вы собираетесь инвестировать?

А вот некоторые из распространенных проблем среди компаний, которые вы не сможете решить при всем желании.

Примечательно, что в обсуждении Центральным Банком РФ развития альтернативных механизмов инвестирования, многие из указанных ниже проблем также были озвучены.

Некомпетентность руководства

Бизнес не преуспеет, если высшее руководство не справится с этой задачей. Не все люди равны в этом отношении. У некоторых есть навыки, но у большинства их нет.

Одна из самых характерных черт плохих менеджеров, которых я встречал, - неуверенность в себе. Неуверенные в себе люди микроуправляют своим персоналом и чрезмерно заботятся об информации, отражающей эффективность бизнеса. Они не добиваются от своих сотрудников наилучшей производительности.

С другой стороны, хорошие менеджеры знают свои сильные и слабые стороны и окружают себя талантливыми людьми, которые дополняют их. Они позволяют своим сотрудникам выполнять их работу, расширяя их возможности и поощряя их творческий подход. Критически посмотрите на людей, как на отдельных личностей, занятых в бизнесе, а не только на бизнес-план.

Финансовая слепота

Как отмечалось выше, компетентный персонал должен постоянно обновлять данные в системах финансового управления, адаптированных для поддержки бизнеса. В противном случае бизнес действительно не знает, как он работает. Где-нибудь по пути к успеху он разобьется. Кроме того, генеральный директор должен прислушиваться к мнению финансового менеджера и уважать его вклад. Они могут рекомендовать более консервативное использование денег или отметить тренд, указывающий на необходимость финансирования.

Сотрудники, поставщики и цепочки поставок

Каждое предприятие полагается как на своих сотрудников, так и на другие предприятия для достижения своей намеченной цели. В мире после COVID становится очень трудно найти сотрудников.

Кроме того, цепочки поставок подвергаются таким испытаниям, как никогда раньше. До COVID этого не было. Но теперь, прежде чем инвестировать, вы должны учитывать влияние растянутых сроков поставок, особенно от зарубежных поставщиков, на бизнес-планы.

Конкуренты

У каждого бизнеса есть конкуренты, и вы должны понимать условия игры. Кто еще на планете хочет (или уже имеет) таких же клиентов, как бизнес, который вы оцениваете, и что они сделают, чтобы привлечь их или удержать?

Я видел, как крупные компании подавали иски против небольших компаний – не потому, что они были оправданы, а потому, что более крупные компании могли позволить себе создавать ложные юридические препятствия для стесненного в средствах конкурента. Кроме того, клевета теперь не знает ограничений, особенно в сегодняшнем мире СМИ и социальных сетей.

Компании, в которые вы инвестируете, должны быть хорошо осведомлены о своих конкурентах и реально оценивать их, иначе эти конкуренты съедят их.

Правительство

Всепроникающее регулирование - это реальность. Практически любой бизнес все чаще сталкивается с ограничениями, и вам необходимо понимать, насколько фундаментальным для ведения бизнеса является соблюдение нормативных требований и надзора.

Это, безусловно, важно для сферы частных инвестиций. Вы не можете привлекать капитал от инвесторов для эмитентов ценных бумаг (и получать за это деньги), если вы не являетесь аттестованным участником и т.д. Если сделать это неправильно, то можно закончить не начав. Таким образом, мы всегда должны быть готовы защищать каждое свое действие, особенно в этом цифровом мире.

Мошенничество

Переход от плохого к уродливому. Если вы не пережили обмана, значит, вы не пережили обмана. Там, где крутятся деньги, появятся плохие персонажи. Я видел многих из них, и избежал большинства, но не всех…

Будьте настороже и без малейших колебаний просите информацию и ПРОВЕРЯЙТЕ.

Многочисленные стороны (как внутри компании, так и за ее пределами) должны постоянно изучать финансовую информацию о компании. Если это не очевидно, будьте осторожны. Мошенники выживают в темноте, они не могут противостоять свету.

Идеального бизнеса не существует. Также нет ни одной компании, которая с полной точностью следовала бы своему бизнес-плану. Успех требует настойчивости, «прислушивания» к результатам и адаптации.

Принимая во внимание вышесказанное, взвешивая риски, которые вы обнаружите в ходе анализа (due diligence), и создавая хорошо диверсифицированный портфель, прямые инвестиции могут внести значительный вклад в общую доходность вашего инвестиционного портфеля.

А на какой аспект вы обращаете внимание при выборе объекта для инвестирования?

Начать дискуссию