Контр-санкции: криптовалюта как средство трансграничных платежей

Блокировки, санкции, неурегулированность криптовалюты. Семь шагов для того, чтобы решить эти вопросы.

Санкции окружили нас со всех сторон. Блокировка SWIFT, культура отмены русских во всем мире, прекращение работы карт «Мир» там, где они еще недавно работали, блокировка НРД, заморозка ЗВР и так далее. Все это приводит к тому, что платить за рубеж или принимать деньги из-за рубежа практически невозможно. В малых количествах, для физлиц, это еще как-то решается. А что делать крупным игрокам? Как вообще решить вопрос торговли с другими странами и всех трансграничных операций, и не платить при этом 10-15% посредникам, в разные схемы, делающие бизнес нерентабельным? Дабы не предаваться бесполезным рассуждениям на тему «Кто виноват?», предлагаю сразу говорить о том, «Что делать?».

Поднебесная нам поможет?

Для крупных игроков, со сделками по $1 млрд, пока еще есть Китай, через который и осуществляется большинство таких крупных транзакций. Но давайте сравним: торговые объемы Китая с США — ~$780 млрд, c Россией — ~$70 млрд в месяц. Что будет, если перед Китаем встанет выбор: торговать с США или торговать с Россией? Этот риск есть, и риск высокий. США немножко душат Китай разнообразными санкциями и запретами на электронику, чипы, литографию, технологии. Но в любой момент это давление может быть увеличено, и китайский трансграничный буфер может одномоментно исчезнуть, и перестать обслуживать финансовые потоки из России и обратно.

В то же время, есть и другие страны, но совокупный объем транзакций их по сравнению с китайским потоком, составляет примерно 10%. Торговля со странами ЕС, США и прочими недружественными странами практически парализована. Зарубежные компании и банки стремятся не обслуживать русских клиентов или сделки с русскими клиентами, боясь попасть под вторичные санкции, так как любые крупные транзакции в USD тут же проверяются надзорными органами США.

Что насчет криптовалют?

Многие задаются вопросом, станет ли альтернативой криптовалюты. Ведь криптовалюты в России разрешены и легализованы как имущество, но запрещены для сделок и не могут быть встречным предложением ни при продаже товаров, ни при покупке. Сейчас идут переговоры между Минфином и Центральным банком, цель которых — договориться о том, каким образом разрешить международную торговлю при помощи криптовалют, так как некоторые из них заблокировать технически невозможно. Речь идет, в первую очередь, конечно о биткоине, и не должна идти об USDT, который создан американской компанией Tether и полностью ею контролируется. Это означает, что в любой момент неугодные адреса могут быть заблокированы, а деньги — изъяты или заморожены на непредсказуемое время. А биткоин волатилен и не особо подходит для быстрой торговли. Есть Monero, Zcash и другие — их общая капитализация составляет всего несколько миллиардов, а, значит. ее не хватит для обслуживания и пары серьезных сделок.

Кроме того, если какая-то иностранная компания купит 1000 условных биткоинов и пришлет их на адрес, который известен зарубежным органам как принадлежащий русской компании, то посылающая сторона получит обвинение в помощи обхода санкций, а это — уголовное преступление. Таким образом, криптовалюта может быть средством торговли, но это не так просто, как кажется на первый взгляд ни в России, ни за рубежом.

Есть ли у русских граждан доступ к зарубежным биржам?

Касательно иностранных бирж, где можно было бы взять ликвидность, то в свете последних изобретений ЕС топовые мировые биржи либо уже отказали в обслуживании гражданам РФ, либо это сделают в ближайшее время. Самый главный вопрос, который сейчас задают пользователи в Telegram: что будет с Binance? По моему личному мнению, блокировка россиян там неизбежна и лишь вопрос времени. Почему? Потому что руководство Binance потратило несколько лет и огромное количество денег на то, чтобы получить лицензии в максимальном количестве стран, в том числе и ЕС. И если они будут нарушать прямое распоряжение регуляторов ЕС, эти лицензии они моментально потеряют, и в качестве бонуса им придется выплатить многомиллионные штрафы. И если выбирать между русскими трейдерами (которых явно не больше, чем 50%), штрафами, потерей лицензий и возможным попаданием в санкционный SDN-лист, и всеми остальными трейдерами и отсутствием проблем, то выбор кажется очевидным.

Где искать решение?

В результате всей этой ситуации, для того, чтобы организовать международную торговлю в криптовалюте, у участников рынка возникают следующие потребности:

  • У русских игроков — покупка товаров за рубежом за криптовалюту, и продажа товаров за криптовалюту зарубежным участникам. В связи с этим возникают неизбежные подзадачи: купить криптовалюту за рубли в России (ведь как ею платить, если ее нет), и продать криптовалюту за рубли тут, чтобы выплачивать зарплаты, закупать продукты для производства, платить аренду и налоги и так далее. Второй подзадачи можно было бы избежать, если бы полученной криптовалютой от иностранных игроков можно было бы расплачиваться с контрагентами тут, но это вряд ли будет разрешено в ближайшем обозримом будущем (смотрим № 259-ФЗ и читаем, что криптовалюта не может быть средством платежа на территории РФ, денежные суррогаты запрещены). Так и будет по крайней мере, до тех пор, пока не появится крипторубль, который может стать средством платежа тут. Притом, он вряд ли будет иметь какую-то ликвидность за рубежом в связи со своей «русской» сутью и «токсичностью»;
  • У иностранных участников, желающих торговать с Россией, возникает задача покупки криптовалюты в огромных размерах и пересылка ее в Россию таким образом, чтобы не оказаться в списках вторичных санкций. Либо наоборот, получать криптовалюту таким образом, чтобы иностранные надзорные органы не могли бы увидеть, что это криптовалюта из России. Далее, им необходим способ ее продать за $, EUR или какую-то иную валюту. Соответственно, нужна огромная ликвидность, что есть лишь у небольшого количества игроков на рынке, которые полностью контролируются американскими надзорными службами.

ЦФА — пока что не панацея

Часто в контексте этой проблематики звучит термин «ЦФА». Действительно, в нашем законодательстве уже два года существует новая экономическая сущность — Цифровые Финансовые Активы (ЦФА, № 259-ФЗ). Что это такое? Те же токены, выпущеннные на каком-то блокчейне, но регулируемые законодательством РФ. Они могут представлять товары — например, нефть. Но так как по этому же № 259-ФЗ их нельзя продавать за криптовалюту, то для международной торговли этот инструмент сейчас не работает.

Еще в августе 2022 М. Мишустин отдал распоряжение развивать направление ЦФА. Однако, в приоритетных направлениях государственной и грантовой поддержки нет ни блокчейна, ни ЦФА, ни криптовалют, ни web3 — ничего, что реально может работать в качестве контрсанкционных механизмов. В результате ключевая индустрия, которая может противостоять санкциям, никак не поддерживается государственным бюджетированием.

Есть и еще ряд других проблем с ЦФА, о которых я подробно писал тут, и которые делают этот (на самом деле мощный) инструмент бесполезным в качестве инструмента для нивелирования санкций. Повторять тут не буду, прочитать — рекомендую.

Резюме

В сухом остатке: торговать большими объемами русским физ и юрлицам скоро будет негде. Торговать за криптовалюту с иностранными участниками юрлица РФ не имеют права. Цифровые финансовые активы в текущей их реализации в ВЭД не работают и работать не могут. Китай в любой момент может перекрыть кислород, и на этом ВЭД РФ закончится. Времени на принятие контрсанкционных законов на самом деле очень мало.

Решение

Я придерживаюсь золотого правила: критикуя — предлагай. Предлагаю ряд шагов, с обоснованием зачем и почему.

  • Шаг 1. Разрешение расчетов в трансграничных платежах при помощи криптовалют. Зачем и почему — очевидно: для того, чтобы внешнеэкономическая деятельность России не остановилась практически полностью, и для снижения рисков остановки трансграничного рутинга Китаем;

  • Шаг 2. Обмен криптовалюты на рубли, покупка криптовалюты за рубли должны быть легализованы в России, а особенно по безналу. Должно существовать обоснование сделки — покупка криптовалюты, а не через полусерую схему через куплю/продажу иного имущества. Для чего: без этого продавать товары за криптовалюту никто не сможет, потому что дальше ее будет некуда девать;

  • Шаг 3. Законы о ЦФА должны быть существенно доработаны, в первую очередь, криптовалюта должна быть разрешена как встречное предложение при торговле ЦФА. Зачем? Без этого трансграничные сделки с ЦФА невозможны, так как рублей у покупателей нет (и не будет). Остальные проблемы и их решения описаны тут;

  • Шаг 4. Возможность отчитываться о таких сделках, в том числе в банках и в налоговых инстанциях. Зачем? Чтобы такие сделки были “белыми”. Должно быть законодательно принято, что со сделок в криптовалюте могут уплачиваться налоги. Без этого серьезный бизнес не будет пользоваться ими;

  • Шаг 5. Крипторубль, который сейчас пилотируется, должен быть доступен к пилотированию и биржами, лояльными к гражданам РФ. Кроме того, его функционал должен иметь возможность анонимных транзакций (которые притом могут быть видны ЦБР). Для чего? Чтобы не подвергать риску тех, кто его использует, а также вторичных санкций;

  • Шаг 6. Легализовать криптовалютные биржи и обменники в России, так как биржи в других странах, даже лояльных к России сейчас, несут риски для граждан и бизнеса РФ: их политика может в любой момент измениться, и из дружественных стран они могут стать недружественными. Единственное безопасное место для биржи, где будет серьезная ликвидность, — Россия. Обменники нужны для повышения общей ликвидности в стране: какой-то одной биржи недостаточно. Кроме того, если это будет только какая-то одна биржа (о чем сейчас ходят слухи), она не сможет обслуживать все регионы, будет подвержена манипуляциям, на ней не будут формироваться курсы за счет арбитража. Самое главное — одну биржу легко идентифицировать, но если же есть много мелких точек обмена, то это сильно затруднит недружественным службам и регуляторам идентификацию денежных потоков и российских кошельков;

  • Шаг 7 (гипотетический). Новая криптовалюта БРИКС, которую планируют создать, — отличное решение, которые не компрометирует тех, кто ею пользуется, но все равно будут сложности как с ликвидностью, так и с обслуживанием. Решение — сделать ее криптовалютой. Если блокчейн крипторубля окажется стабильным и надежным, то валюту БРИКС можно реализовать на его форке.

На мой взгляд, все предложения, изложенные выше, не представляют какой-то большой сложности для быстрой реализации и быстрого регулирования. Основываясь на № 259-ФЗ, можно этот закон вполне оперативно доработать и улучшить, без затягивания обсуждений, в качестве экстренных контрсанкционных мер. В первую очередь необходима трансграничная торговля при помощи криптовалют (в том числе при торговле ЦФА) и купля-продажа криптовалюты за рубли. Остальное важно, но менее приоритетно и срочно, и более сложно к реализации, нежели первые три пункта, которые легко ложатся на № 259-ФЗ.

66
1 комментарий

Может лучше уже в корень посмотреть, а не адаптироваться?

Ответить