Как сверстать бюджет, чтоб на бумаге было красиво. Инструкция от Минфина

Контекст

Как Минфин представил бюджет
Как Минфин представил бюджет

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024-2025гг.

Особенностями нового бюджетирования является тот факт, что планирование основывается на необходимых расходах, а не на возможных доходах. На самом деле, это не так уж сложно – в школе все подгоняли задачу под правильный ответ.

Допандемийный бюджет 2019г. и даже пандемийный бюджет 2021г. при всех издержках направлял дополнительные финансовые ресурсы на мероприятия и программы для достижения национальных целей развития, т. е. на создание условий для улучшение благосостояния населения, развития бизнеса и промышленности:

Такой подход, прежде всего, был направлен на реализацию ключевой задачи бюджетной политики – повышение благосостояния и улучшение качества жизни граждан посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

Министерство Финансов Российской Федерации

В связи с многочисленными санкциями, которые идут только на пользу, а также, с расходами на СВО и укрепление суверенитета, в планы на 2023-2025гг. бюджетирование преследует уже совершенно другие цели:

В связи с этим экономическая политика в этот период в первую очередь ориентирована на обеспечение финансовой и ценовой стабилизации при поддержке доходов уязвимых категорий граждан и содействие скорейшей адаптации (в т. ч. перестройке хозяйственных связей) с минимальными потерями для потенциала развития и сохранением рабочих мест.

Министерство Финансов Российской Федерации

Т. е. цели бюджета будут определены по результатам использования бюджета.

Таким образом, распределение бюджета будет основываться на том, что более половины реальных доходов населения составят социальные выплаты из федерального бюджета, а главным участником экономического процесса будет государство.

Доходы

Планы на бюджет
Планы на бюджет

Основная статья доходов бюджета — средства от экспорта нефти и газа. Прогноз доходов от этой статьи улучшен с 25,5 трлн. руб. до 26 трлн. руб.

Уже очевидно, что потерю маржинального европейского рынка невозможно компенсировать за счёт азиатского рынка, т. к. развивающая экономика потому и развивающаяся, что пока не дотягивает по уровню потребления до развитой, да и много денег они платить не могут. В период пандемии, локдауна и общемирового спада экономики потребление энергоносителей тоже снижается.

Однако, биржевые цены на газ в Европе в марте этого года обновили рекорды и добрались до $3800 за тысячу кубометров, хотя в октябре вернулись к январским и сейчас колеблются на отметке $1100 за тысячу кубометров.

Цена на нефть с января по октябрь выросла с $78 до $95 за баррель марки Brent, обновив максимум в мае 2022г. — $122,8 за баррель.

Расчеты объёмов продажи нефти и газа и цены 
Расчеты объёмов продажи нефти и газа и цены 

Но основные объёмы продажи идут по трубам и долгосрочным контрактам, а они предполагают до 40% скидки. По отчётам Газпрома за 1й квартал 2022г. экспорт в дальнее зарубежье упал на 12-35%, в т. ч. в Китай в связи с локдауном, во 2м квартале информация не публиковалась. Добыча газа также продолжала снижаться в 1м квартале 2022г. – на 10,4% с начала года. Показатели добычи и экспорта нефти более динамичные. В среднем падение объемов экспорта составило 22% при увеличении дохода на 40%.

Зависимость федерального бюджета от налогов и пошлин с добычи и продажи нефти и газа вновь выросла — их доля в этом году составила 50% всех доходов (в 2020г. — 28%, в 2021г. — 36%).

На 2023г. бюджет заложили, исходя из $70 за баррель нефти сорта Urals, хотя ранее закладывали $58,4, и газ — $592 за тысячу кубометров, а ранее — $192.

Газ за рубли
Газ за рубли

Доходы пополняются и от укрепления рубля. Несмотря на то, что «недружественные» страны теперь вынуждены платить за газ рублями, перечисление средств осуществляется в иностранной валюте в соответствии с условиями контрактам и только позже конвертируется в рубли.

Общие доходы в 2023г. ожидаются в размере 27,7 трлн руб.

Расходы

Все доходы, которые мы собираем, пойдут на расходы.

Антон Силуанов

Так ёмко ещё в апреле охарактеризовал бюджетную политику министр финансов. При увеличении доходов от экспорта энергоносителей вкупе со снижением импорта профицит бюджета в 2023г. мог составить до 3 млрд руб., но по реалистичным прогнозам ожидается дефицит — около 3 млрд руб., а в 2025г. ожидается снижение дефицита — до 1,2 млрд руб.

Так выглядят проблемы Минфина
Так выглядят проблемы Минфина

Расходы в 2023г. вырастут на 60% по сравнению с 2019г. и будут на 20% выше пандемийных лет. Около трети расходов бюджета заложено на национальную оборону, безопасность и охрану правопорядка:

  • 5 трл руб. или 17% — на создание мобилизационного людского резерва,
  • 4,4 трлн руб. или 15% — на материальное довольствие, переоснащение МЧС и продовольственное и вещевое обеспечение МВД и Росгвардии, ФСБ, МВД, Генпрокуратуры, ФСО.

Пятая часть бюджета заложена на социальную политику. в т. ч. новые универсальные выплаты малоимущим семьям с детьми, пенсии по инвалидности и потере кормильца, а также, анонсированное повышение пенсионного обеспечения участников военных действий:

  • 7,3 трлн руб. — на социальные выплаты: пенсии, пособия, компенсации.

Целевые статьи бюджета на национальные проекты снижаются, в том числе расходы на здравоохранение, науку, ЖКХ, экологию. Национальные программы из предвыборной программы отходят на третий план, но никто и не ждёт, что предвыборная программа будет реализована даже на половину:

  • 3,5 трлн руб. или 12% — на национальную экономику,
  • 3 трлн руб. или 10% — на национальные программы.

Дефицит бюджета и ФНБ

На начало 2022г. в стабилизационном фонде было 14 трлн руб. ФНБ всегда был гордостью национального лидера. Он был символом стабильности. На нём основывались целые предвыборные кампании. ФНБ тратился очень рачительно: в 2014г. $3 млрд были отданы для выкупа облигаций украинского правительства Виктора Януковича и примерно столько же было потрачено на поддержку банковской системы.

Но и после этого ФНБ продолжал пополняться. В 2019г. поступали предложения вложить средства в рост экономики, инфраструктурные проекты или экспортные кредиты. Однако, средства из ФНБ так и не были вложены в экономику по известным причинам: пандемия и СВО.

Ожидание — реальность
Ожидание — реальность

Теперь же тратить средства ФНБ придётся на необходимое — на социальные выплаты. Но ФНБ же в идеале для того и нужен, чтобы тратить его в крайних случаях и на самые незащищённые группы.

ФНБ пополняется за счёт профицита от экспорта нефти. Дополнительные средства, полученные в этом году, перечисляются в ФНБ летом следующего года. Но профицит 2021г. летом этого года в ФНБ не был перечислен. Точные причины не озвучены, но можно предположить по косвенным признакам, что причина — резко возросшие на 2 трлн руб. расходы бюджета. Теперь условное правило, при котором все дополнительные средства от экспорта энергоресурсов автоматически перечисляются в ФНБ, заменены на фиксированную сумму сверхдоходов, которую можно тратить на любые расходы, что и было сделано. ФНБ также может пополняться за счёт ОФЗ, но этих средств оказалось недостаточно.

Более того, пополнение ФНБ придётся отложить ещё как минимум на 2 года. В 2022г. за счёт ФНБ будет покрыт текущий дефицит бюджета, т. е. из ФНБ придётся взять всё, что было накоплено в 2021г. В 2023г. пополнения ФНБ не планируется, а в 2024г. объём ФНБ снизится до 6,6 трлн руб. или до 3,7% ВВП.

Дефицит также придётся компенсировать за счёт заимствованных средств, размещая облигации на внутреннем рынке. Подсанкционные банкам тоже нужно где-то размещать деньги, правда, исходя из структуры бюджета, тратить из ФНБ планируется больше, чем размещать.

За кадром

Особенностью нового бюджета также является большая доля «секретных» статей. В среднем доля «секретных» статей бюджета составляет 15%. В 2015 году доля расходов под грифом «секретно» поднялась до 21%, а теперь достигла 23% по следующим группам статей бюджета:

  • внешнеторговая,
  • международные резервы РФ,
  • исполнение бюджетных расходов («национальная оборона« и «нацбезопасность»).
Что скрывает бюджет
Что скрывает бюджет

Причины этого понятны — экспорт и импорт «canceled state» с иностранными государствами может попасть под вторичные санкции, так же как и хранение международных резервов РФ. Опять же обязательства, связанные с бюджетными расходами на «обеспечение суверенитета», гарантированно придётся выполнять, и стоить это будет дороже, чем изначально предполагалось, но демонстрировать это явно не хотят.

Итого

Новый бюджет сейчас нельзя воспринимать, как план или даже прогноз. Это тот бюджет, каким его хотят видеть на бумаге в красной, тиснённой золотом папке. Бюджет РФ редко выполняется в том объёме, который был запланирован, обычно он корректируется в течение года на 40-70% в зависимости от обстоятельств. Какими будут обстоятельства 2023г., пока неизвестно — «условия высокой неопределённости» уже стали крылатым выражением.

Надейся на лучшее, готовься к худшему.

Британская поговорка, автор неизвестен
Как-то так на первый взгляд выглядит новый бюджет
Как-то так на первый взгляд выглядит новый бюджет
22
Начать дискуссию