Психология инвестора: какие ловушки могут ожидать вас на рынке?

Психология инвестора: какие ловушки могут ожидать вас на рынке?

Занимаясь инвестированием, многие совершают ошибки и принимают неверные решения. Многие из них могут быть следствием когнитивных искажений.

Поэтому очень важно знать, какие же деструктивные модели поведения существуют и как с ними бороться.

1) Стадный эффект.

Когда инвесторы очень сильно подвержены решениям и мнениям остальных участников рынка. Они готовы действовать на основе того, как это будут делать другие.

Интересно, что долгосрочные инвесторы не склонны идти против рынка. Именно так считает британский экономист Джон Кейнс. По его мнению, инвесторы редко принимают решения на основе собственных знаний и убеждений. У них есть страх, что такое поведение может негативным образом отразиться на их репутации.

2) Эффект доступности.

Ситуация, когда инвесторы покупают акции наиболее известных компаний. Это объясняется тем, что количество знаний и информации о таких компаниях больше.

На фондовом рынке этот феномен заключается в стремлении инвесторов принимать свои личные мотивы и знания за существующую рыночную реальность. Но стоит помнить, что знания участников рынка могут не отражать реальную ситуацию на рынке.

3) Эффект владения.

Многие инвесторы не готовы к тому, чтобы продать акции компании, которыми давно владеют.

Случается так, что инвестор словно присваивает себе предмет, делая его «своим», частью личности. Почему этого делать нельзя расскажем на примере.

Акции телекоммуникационной компании AT&T выросли на 993,78% с января 1984-го по конец 1998 года и увеличили состояние своих инвесторов более чем в 10 раз. Однако начиная с 1999 года бумаги компании потеряли около половины своей стоимости и продолжают падать на фоне ухудшения финансовых показателей и усиления конкурентов на рынке. Тем инвесторам, которые держат акции AT&T с 1984 года, на сегодняшний день удалось заработать более 400%, но продать эти бумаги им будет психологически трудно. Ведь они держали их большой период своей жизни.

4) Замещение награды.

Когда участники рынка более склонны к спекуляциям, чем к долгосрочным вложениям. Ведь достижение долгосрочной цели кажется чем-то нереальным.

Это связано с эффектом замещения награды. Все дело в том, что инвесторам легче предвидеть краткосрочный результат вложений. Прогнозировать прибыль через 20-30 лет — намного сложнее.

5) Эффект диспозиции.

Инвесторы могут стремиться продолжать удерживать активы, которые упали в цене. Продавать активы, которые подорожали.

Причину эффекта диспозиции установили американские психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски в 1979 году. Их теория говорит о том, что когда человеку предоставляется два равных варианта выбора, один из которых предполагает возможную выгоду, а другой возможные потери, он с большей вероятностью выберет первый. Даже если оба варианта принесут один и тот же экономический результат.

Также этот эффект связан с эмоциями, когда полученная прибыль вызывает чувство гордости, и человек продает акции, получая при этом прибыль.

Можно ли контролировать или избежать этих эффектов?

Дело в том, что когнитивные искажения достаточно слабо осознаются человеком. Поэтому полностью избежать их невозможно.

Однако можно научиться отслеживать проявление этих эффектов и переключать работу мышления в другой режим.

Как это сделать? Конечно, все это приходит с опытом и повышением квалификации. Также важно развиваться рефлексию, которая поможет отслеживать собственные мысли.

77
3 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Начала инвестировать, но поняла, что действительно сложно рефлексировать на эту тему. Но еще более сложно делать это поэтапно. Чувствую себя начинающим инвестором с большинством из этих моментов хаха

Ответить

Понимание, в каких моментах нужно подтянуть психологию - уже половина успеха:)

Ответить